Правая рука Лагерфельда: как Виржини Виар отдала 37 лет жизни модному дому Chanel
Начало карьеры
Виржини Виар родилась в Лионе в 1962 году в семье медиков, а позже переехала в небольшой провинциальный город Дижон, где ее отец получил работу в городской больнице. Живя в главном текстильном регионе Франции, Виар часто играла с одеждой: наряжалась медсестрой или врачом и отправлялась вместе с родными в больницу. Но при этом она сама никогда не думала пойти по стопам отца и матери и заниматься медициной.
В 20 лет Виржини Виар, которая на тот момент уже отлично шила, вместе с подругой запустила собственную марку Nirvana. Они делали одежду из тканей, которые изготавливались на ткацкой фабрике семьи Виар. Виржини совершенствовала свое мастерство кройки в местной школе моды, а по выходным работала в магазине одежды и бижутерии — особенно ей нравилось преображать витрины и составлять наряды манекенам.
Затем она переехала в Париж, где благодаря дружеским связям попала на практику к известной светской львице Жаклин де Риб, когда та решила развивать собственный бренд и искала помощников. Вскоре Виар повезло оказаться в команде художника по костюмам Доминики Борг, с которой она работала над фильмом Брюно Нюиттена «Камилла Клодель» с Изабель Аджани и Жераром Депардье.
В это же время семья Виар перебралась в Бургундию, где их соседом оказался личный помощник князя Монако Ренье, который позже помог молодой девушке попасть на практику к Карлу Лагерфельду. Уже после первой встречи с помощником Лагерфельда Жилем Дюфуром Виар пригласили на работу.
Совсем скоро из практикантки она стала полноценным работником ателье Лагерфельда, с которым они сразу нашли общий язык. Работая в небольшой команде, Виар искала для себя возможности развивать свои навыки. И ей это удалось: в тот момент никто из ее коллег не занимался вышивкой в коллекции haute couture — и Виржини назначили ответственной за это направление под руководством вышивального мастера Франсуа Лесажа.
Дружба с Карлом Лагерфельдом
В 1992 году Карл Лагерфельд вернулся в модный дом Chloé, в котором работал с 1964-го и до ухода в Chanel в 1982 году. Тогда же он предложил Виар уйти вместе с ним. Виржини была близка эстетика бренда, порой Лагерфельд даже воплощал стиль Виар в коллекциях. В этот период она начала обретать узнаваемость, ее часто видели в кругу актеров, музыкантов и светских героев модного мира.
В 1997 году Кард Лагерфельд вновь покинул Chloé и вернулся в Chanel, став куратором кутюрной линии, — а с ним и Виар. Как признавались коллеги и критики, после возвращения Виржини коллекции бренда обрели новую жизнь: силуэты стали более простыми, струящимися, женственными. Ее видение повлияло и на представление Лагерфельда о модном доме. Он прислушивался к мнению Виар и только ей позволял говорить с ним на «ты». У них сложился настоящий союз: Карл занимался всеми эскизами, а Виржини воплощала их в жизнь, выбирая ткани и объясняя команде, как должна выглядеть вещь.
С того момента Виржини оставалась верна и Карлу Лагерфельду, и модному дому Chanel. В 2000 году она вплотную занялась коллекцией prêt-à-porter, а со временем под ее руководство перешли другие запуски бренда. Например, в последние годы жизни Карла под ее кураторством выходило восемь коллекций в год, включая кутюрную, ready-to-wear, межсезонные и Métiers d'Art. Сам Лагерфельд описывал сотрудничество с Виар, с которой в общей сложности проработал больше 30 лет, как глубокую привязанность и настоящую дружбу, а ее называл своей и правой, и левой рукой. Последние два показа коллекций ready-to-wear Карл Лагерфельд выходил на поклон вместе с Виржини, а на январском шоу кутюрной коллекции в 2019 году, когда дизайнер заболел, она выходила на подиум в одиночку
После назначения Виржини Виар на пост креативного директора Chanel ее жизнь полностью была отдана дому моды. В 2021 году перед показом сезона весна-лето она признавалась, что работает так много, будто ей по наследству перешла семейная ткацкая фабрика. Уже тогда она обозначила направление своего творчества: сохранение традиций, которые заложили Габриель Шанель и Карл Лагерфельд.
Мировое признание
Даже после назначения Виржини Виар не хотела менять свой образ жизни. Если Карл Лагерфельд любил окружать себя помпезными предметами искусства, а его появления на публике всегда были яркими, то Виар живет в той же самой студии в непрестижном Четырнадцатом округе Парижа, которую приобрела больше 20 лет назад, и не думает переезжать. Она не ведет личные соцсети, предпочитая оставаться в тени, смущается, прежде чем выйти на сцену на обязательный поклон, а ее гардероб состоит из незаметных, но лаконичных вещей, которые не привлекают лишнего внимания. Виар считает, что важнее всего результат ее работы, а личность должна отходить на второй план.
Виржини Виар занимала пост креативного директора Chanel с 2019-го по 2024 год. Только за прошлый год доходы модного дома выросли на 16% — до $19,7 млрд. «За пять лет в роли креативного директора Виржини Виар удалось обновить коды дома, сохраняя при этом уважение к наследию Chanel. Бренд выражает искреннюю благодарность Виржини за ее вклад в моду, креативность и витальность бренда», — говорится в официальном заявлении бренда.
И хотя за то время, пока Виржини Виар была креативным директором, не все модные критики высоко оценивали ее коллекции, героини и амбассадоры бренда всегда тепло отзывались о ней, а изделия ее авторства становились предметом обсуждений на красных дорожках и премиях. Кто займет место Виар в Chanel и чем она сама займется дальше — неизвестно. Ее финальная кутюрная коллекция, сделанная для бренда, будет представлена в Париже 25 июня.