Принятие женского тела и протесты в Иране: феминистская повестка Канн-2024
На церемонии закрытия фестиваля французская постановщица Корали Фаржа, которой присудили награду за лучший сценарий (фильм «Субстанция»), отметила, что «феминизм еще даже не начался». Действительно, одно дело разговоры о равноправии мужчин и женщин, другое — как ситуация обстоит на самом деле. То, что это было сказано именно в Каннах, тоже довольно символично — французы относятся к феминистскому движению прохладно, но прогресс все равно берет свое. Постепенные изменения в киноиндустрии особенно ярко проявляются в фестивальных программах, которые аккумулируют новейшие тренды мирового кино.
Канны начали поворачиваться к женщинам лицом в последние несколько лет. В 2021 году жюри во главе с американским режиссером Спайком Ли приняло историческое решение и впервые вручило «Золотую пальмовую ветвь» женщине единолично — победительницей стала француженка Жюли Дюкурно с боди-хоррором «Титан». До нее единственной женщиной-победительницей Канн была новозеландка Джейн Кэмпион, чье «Пианино» в 1993 году разделило главный приз с «Прощай, моя наложница» Ченя Кайге.
В прошлом году жюри явно разрывалось между жуткой в своей актуальности драмой про Холокост «Зона интересов» Джонатана Глейзера и психологическим триллером с неоднозначной главной героиней «Анатомия падения» Жюстин Трие, отдав предпочтение последнему. До нынешнего года решения жюри больше были похожи на символические жесты, направленные на то, чтобы обозначить желаемый прогресс кино в истории. Программа 2024-го показала, что этот прогресс действительно происходит. Речи о гендерном паритете, который так не любит художественный руководитель Канн Тьерри Фремо, по-прежнему не идет — из 22 фильмов основного конкурса только четыре были сняты женщинами, но тем не менее большая часть программы смотра была посвящена феминистской повестке.