К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Что в этом неприличного?»: как менялось отношение к женской груди

Афродита Каллипига (Фото Kunsthistorisches Museum)
Афродита Каллипига (Фото Kunsthistorisches Museum)
На протяжении веков женскую грудь превозносили и видели в ней источник греха, обнажали и скрывали. Биологическая функция груди — вскармливание потомства — дала название классу млекопитающих. А ее образ в культуре тесно связан с политикой — в том числе с положением женщин и их борьбой за свободу. Рассказываем, как менялось отношение к самой заметной части женского тела

21 июня 1986 года девять американок сняли рубашки в нью-йоркском парке Рочестера. Они протестовали против закона, запрещавшего женщинам ходить топлес, — тогда как мужчинам подобное разрешалось без ограничений. На плакатах активистки писали: «Что неприличного в нашей груди?» и «Не церковь, не государство — женщины будут управлять своей судьбой». Семерых в результате арестовали. Суд постановил, чтобы «женская грудь не выставлялась напоказ в общественных местах». 

Женская грудь все еще остается под запретом во многих сферах. Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, запрещена в России), несмотря на критику, подвергают цензуре фотографии кормящих матерей и женских сосков. Социолог культуры Сара Торнтон замечала: «…к мужской и женской груди в нашем обществе не относятся одинаково, и они не ассоциируются с одним и тем же». Движение Free the Nipple, созданное в 2012 году, призывает женщин не прятать соски, ведь мужчины совершенно их не скрывают.

Женщины иногда используют обнаженную грудь для привлечения внимания и к другим проблемам. Например, в 2022 году активистки разделись перед канцлером ФРГ Олафом Шольцем, требуя не закупать российский газ. В 2013-м участницы движения Femen объявили «топлес джихад» в Париже, Берлине и Брюсселе — в ответ на агрессивную политику исламистов. Обнаженная женская грудь по-прежнему вызывает общественный резонанс. В 2004 году, когда сосок Джанет Джексон случайно показали во время транслируемой по телевидению игры Суперкубка в Лос-Анджелесе, это привело буквально к реформе телевидения: для прямых трансляций ввели пятисекундную задержку (а телекомпанию CBS оштрафовали на $550 000).

 

Вскармливающие молоком 

В XVIII веке биолог Карл Линней разделил животных на шесть классов: птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые — и млекопитающие. У последних выделение молока из специальных желез характерно только для женских особей, тогда как другие свойства — наличие шерсти, четырехкамерное сердце, теплокровность, живорождение — характерны и для самцов (за редкими исключениями, которые во времена Линнея еще не были изучены). Почему ученый обратил внимание именно на молочные железы? У этого могла быть политическая причина.

Линней, отец семерых детей и практикующий врач, жил в эпоху, когда медики и политики начали превозносить достоинства материнского молока. В XVIII веке женщин среднего и высшего сословия поощряли отказываться от кормилиц. Прусский закон 1794 года зашел так далеко, что потребовал, чтобы здоровые женщины вскармливали своих детей. 

 

До Линнея для обозначения класса животных, к которому относятся и люди, традиционно использовали термин «четвероногие», исключавший, например, китов. Еще в 1732 году в своем «Путешествии по Лапландии» ученый замечал: «Все самки имеют молочные железы определенного количества, как и самцы (за исключением лошади)». Термин «млекопитающие» получил почти немедленное признание.

Одновременно ученых беспокоил вопрос о том, почему грудь есть и у самцов, если потомство кормят самки. Еще в античности Платон предполагал, что млекопитающие изначально были гермафродитами, а позже разделились на два пола (позже с ним соглашался Эразм Дарвин, дед Чарльза Дарвина). Врач XVIII века Луи де Жокур предположил, что грудь мужчины могла бы тоже производить молоко. Чарльз Дарвин высказывал мнение, что так и происходило на ранних стадиях эволюции, но со временем самцы утратили эту способность — возможно, из-за меньшего размера выводков. 

Лукас Кранах Старший, «Дева Мария, кормящая Иисуса»

Роль женской груди в сохранении потомства была очевидна уже нашим доисторическим предкам. Виллендорфскую Венеру, созданную около 23 000 лет назад, и подобные ей статуэтки украшали большая грудь, живот и бедра. В Древнем Египте богиню-матерь Исиду отождествляли с дающей молоко коровой, Древом жизни и троном фараонов — в последнем случае входящий на трон сосал грудь богини, получая вместе с молоком особые царские качества. В Эфесе найдено несколько статуй греческой богини Артемиды со множеством грудей. На греческой статуе Афродиты Книдской скульптора Праксителя богиня изображена с обнаженной грудью. По легенде, основателей Рима Ромула и Рема выкормила своим молоком волчица. В Средние века сложился иконописный образ Богородицы Млекопитательницы, или Maria lactans. 

 

Если на картинах эпохи Возрождения грудь Девы Марии не прикрыта, то современное общество не может похвастаться такой же терпимостью по отношению к кормящим матерям. Скандалы, связанные с запретами кормить детей в публичных местах, регулярно попадают в СМИ. Например, в августе 2023 года кормящую мать выгнали из кафе в Туле. В 2019-м девушку с младенцем попросили покинуть Третьяковскую галерею. При этом в российском законодательстве нет прямого запрета кормить ребенка грудью в общественных местах; более того, в феврале 2024 года Дума начала введение штрафов за ущемление матерей подобным образом. Пока же женщины регулярно подвергаются осуждению за кормление младенцев в общественных местах и получают обвинения в нарушении норм морали.

Сексуализация и коммерциализация

И в Средние века, и в Новое время грудью кормили прежде всего представительницы низших сословий. Их же нанимали кормилицами в богатые семьи. Женщины из высшего общества опасались, что, если будут кормить детей сами, грудь потеряет привлекательность — и превратится в объект насмешек, как в стихотворении гуманиста, представителя французского Ренессанса Клемана Маро:

Она годится как раз для того, 
Чтобы в аду кормить детей Люцифера.

Женские тревоги по поводу внешнего вида груди издавна использовались для продажи таблеток, упражнений, массажей, кремов, вибрационных аппаратов, диатермии, гидротерапии, аспирационных устройств и т. д. Например, с 1890-х по начало 1900-х годов универмаг Sears продвигал специальное устройство и добавку к пище, которые обещали сформировать «пухлую, полную, округлую грудь» из «тощей, плоской и дряблой». С 1980-х годов Американское общество пластической и реконструктивной хирургии продвигало идею, что плоская грудь — это болезнь. «Микромастия» (также называемая «гипомастия» и «гипоплазия») изображалась как бич женской жизни. 

Операции по увеличению груди имеют давнюю историю. Еще в 1889 году хирург Роберт Герсуни попробовал использовать инъекции парафина и вазелина для увеличения груди. Хотя размер увеличивался, побочным эффектом была хроническая воспалительная реакция. В 1895 году Винченц Черни провел реконструктивную операцию: чтобы устранить дефект, возникший после удаления опухоли молочной железы, он пересадил в грудь доброкачественную жировую опухоль (липому), взятую из поясницы пациентки. В 1900-х врачи опробовали другие материалы для имплантов: слоновую кость, стеклянные шарики, измельченную резину, бычий хрящ, шерсть, гуттаперчу и многое другое. В 1961 году американские пластические хирурги Томас Кронин и Фрэнк Героу разработали первый силиконовый протез груди.

 
Фото DR

По данным Американского общества эстетической пластической хирургии (ASAPS), только в США в 2022 году было проведено 298 568 процедур увеличения и 143 364 подтяжек груди. В мире 15,8% от общего количества операций пластической хирургии приходится именно на увеличение груди.

Все потому, что отношение к женской груди никогда не ограничивалось вопросами вскармливания младенцев — она была еще и объектом вожделения. Например, в Венеции эпохи Возрождения куртизанкам разрешали стоять обнаженными по пояс на Мосту Грудей (Ponte delle Tette). Историк Гуидо Руджеро упоминал, что около 1500 года венецианские власти издали закон, который даже обязывал их обнажать грудь — то была попытка бороться с гомосексуальностью. В моду периодически входили платья, открывающие грудь.

Реакцией на открытость становилось представление о женской груди как символе разврата. Неслучайно на церковной фреске из Тавана (Франция) начала XII века изображена женщина, грудь которой кусают две змеи, — это аллегорическое изображение Похоти. А во времена охоты на ведьм в Англии и Шотландии считалось, что признаком колдуньи является дополнительный сосок — его называли «ведьминским» и отрезали, чтобы проверить, не колдунья ли девушка. Сегодня известно, что такая аномалия развития встречается примерно у 1% женщин. За третий сосок могли принять и обычную родинку.

В книге «История груди» американский историк Мэрилин Ялом отмечает, что в культурах Африки и Южной Океании, где женщины традиционно ходят с неприкрытой грудью, она не имеет такого значения, связанного с эротикой и стыдом, как на Западе (но разные культуры фетишизируют разные части тела: в Китае — маленькие ступни, в Японии — затылок и шею, отмечает она). Обнаженная грудь стала символом нецивилизованности. Женщины земель, колонизированных европейскими державами, часто изображались с открытой грудью, что подчеркивало их неравенство с белыми женщинами, затянутыми в корсеты и одетыми в многослойные платья.

 

Освобождение груди

В 1913 году Мэри Фелпс Джейкоб из Нью-Йорка, не желая носить корсет, взяла два носовых платка и скотч и сшила бюстгальтер — а затем получила на него патент. Лифчики менялись под влиянием моды — они то подчеркивали естественную форму груди, то пытались «сгладить» ее, то приподнимали, — и постепенно стали символом сексуальной объективации. В ответ на это в сентябре 1968 года около 200 феминисток и защитников гражданских прав собрались на променаде в Атлантик-Сити в США, чтобы выразить протест против конкурса «Мисс Америка». Они сложили в урну лифчики, косметику и женские журналы — с намерением сжечь все это (самого поджога не было, хотя образ растиражировали журналисты). 

Мадонна в бюстгальтере от Jean Paul Gaultier во время мирового турне Blond Ambition в 1990-х (Фото GettyImages)

С другой стороны, обнаженная либо подчеркнутая гипертрофированным лифом грудь становилась символом женской эмансипации. К этому приему прибегали артистки в диапазоне от Жозефин Бейкер, которая выступала полуобнаженной в 1920-х, до Мадонны, надевшей конусообразный бюстгальтер от Jean Paul Gaultier во время мирового турне Blond Ambition в 1990-х.

Как отмечала Бренна Хелппи-Шмидер в книге «Конституция и социальные нормы: современный случай равенства женской груди» (2015), «когда эротизированные части тела перерастают в эротизацию определенного класса людей, возникает опасность, что сексуальность класса затмевает другие аспекты класса». Например, кинематографисты для того, чтобы вызвать реакцию зрителя, скорее разденут женского персонажа, чем мужского. В каждом эпизоде сериала «Игра Престолов» обнаженная женская грудь возникает минимум пять раз.

Отношение к женской груди остается сложным — это одновременно и объект желания, и нечто постыдное, и «просто часть тела». Например, в 2023 году берлинским женщинам разрешили плавать в бассейнах топлес. Всего годом ранее в Великобритании запретили рекламу adidas, которая демонстрировала обнаженные бюсты разных форм и размеров с бодипозитивным посылом о том, что женская грудь может быть любой.

 

Пожалуй, именно это отношение к женской груди можно назвать трендом современности. Женщины выступают за право самим выбирать, какой должна быть эта часть тела и нужно ли ее скрывать. Одно из проявлений — изменения в предпочтениях пациенток пластических хирургов. «В эпоху, когда личный комфорт и принятие тела стали центральными, с 2019 года спрос пациентов на уменьшение груди увеличился на 54%», — говорится в отчете ASAPS. Одновременно женщины отказываются от обязательного ношения бюстгальтеров: еще в 2016 году в социальных сетях завирусился хештег #NoBraNoProblem, под которым женщины заявляют, что надевать или не надевать лифчик — интимный выбор, к которому нельзя принуждать.

Принцип «мое тело — мое дело» распространяется и на эту его часть.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+