К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Следы поцелуев и женщины на заводе: лучшие работы художниц на Венецианской биеннале

Манал Аль-Доваян, «Зыбучие пески: боевая песня», 2024
Манал Аль-Доваян, «Зыбучие пески: боевая песня», 2024
В Венеции идет 60-я биеннале современного искусства, которая будет работать до 24 ноября. Тема этого года — «Чужестранцы повсюду». Организаторы сфокусировались на опыте художников, которые являются иностранцами, эмигрантами, членами диаспор, изгнанниками или беженцами. Forbes Woman рассказывает о восьми представленных на биеннале художницах, которые в своих работах говорят о самоопределении женщин, переосмысляют древние мифы и скорбят по лишениям соотечественниц, столкнувшихся с войной
Ива Лулаши, Албания
Ива Лулаши, «Любовь, как стакан воды»

Ива Лулаши, Албания

В своем проекте албанская художница Ива Лулаши обращается к теории «стакана воды», которую ошибочно приписывают советской революционерке Александре Коллонтай. В 1920-х годах в России произошла своего рода сексуальная революция: в стране разрешили аборты, стали проще относиться к сексу до брака. На этой почве и распространилась теория, согласно которой вступить в интимную близость должно быть так же просто, как выпить стакан воды.

С помощью метафоры стакана воды Лулаши напоминает, что вода дает всему жизнь — так же, как и любовь и секс. В своих работах художница, преимущественно изображающая женские тела, постоянно обращается к этим концептам. Образы, которые для своих картин Лулаши заимствует из кино- и видеокадров, передают сексуальное напряжение.

Эймир Уолш, Ирландия
Эймир Уолш, «Романтическая Ирландия»

Эймир Уолш, Ирландия

«Романтичная Ирландия» Эймир Уолш — это скульптурное произведение, которое дополняют многоканальная видеоинсталляция и оперный саундтрек. Видео показывает стройплощадку, на которой семь человек из разных эпох — фермеры из XIX века, бизнесмен из начала ХХ века, одинокий современный домовладелец и другие — вместе возводят сооружение из земли. Во время работы персонажи видео ссорятся, радуются и договариваются — и все это под оперу Аманды Фири.

Обеспокоенная продолжающимся в Ирландии жилищным кризисом Уолш в своем проекте обращается к наследию земельных споров в стране в конце XIX века и исследует их связь с частной собственностью, сексуальным консерватизмом и тем, как человек обживает окружающую среду.

Рут Патир, Израиль
Рут Патир, Keening, 2024, (ночной марш) кадр из видео·Braverman Gallery, Tel Aviv

Рут Патир, Израиль

В своей видеоинсталляции под названием (M)otherland Рут Патир с помощью анимации оживила древние статуэтки женщин. На видео они шагают вперед по современной улице, выражая гнев, печаль, горе и протест.

Во время работы над другим проектом Патир наткнулась на изображающие обнаженных женщин фигурки.  Патир предположила, что датируемые VIII-VI вв. до н. э статуэтки были изготовлены женщинами в качестве автопортретов. Считается, что они символизировали плодородие, но доподлинно их функция неизвестна. Особенно способность женщины давать жизнь заинтересовала Патир тогда, когда у нее самой диагностировали мутацию гена, которая увеличивает риск рака молочных желез и яичников.

Патир исследует, каково быть женщиной и как женское тело порой становится настоящим бременем. Сколы и царапины на статуэтках в то же время напоминают о войнах и помогают переосмыслить опыт женственности, разрушения и коллективной скорби.

Патир отказалась открывать павильон до тех пор, пока между Израилем и Сектором Газа не будет достигнуто соглашение о прекращении огня и освобождении заложников.

Мария Мадейра, Восточный Тимор
«Поцелуй и не говори», 2024. Фрагмент.· Anna Schwartz Gallery, Melbourne. Cristiano Corte.

Мария Мадейра, Восточный Тимор

По возвращении в Восточный Тимор после окончания индонезийской оккупации в 1999 году художница Мария Мадейра спала в комнате с красными отметинами вдоль стен на уровне колен. Вскоре она узнала, откуда взялись эти следы: индонезийцы заставляли тиморских женщин красить губы помадой и, стоя на коленях, целовать стены. Ту комнату они использовали как помещение для пыток.

Своей работой «Целуй и не говори» Мадейра хочет отдать дань уважения тем женщинам, которые пережили трагичный опыт в оккупации. Для своей инсталляции она нанесла на стены краску, чтобы имитировать капли крови, и, разжевав растущий на Тиморе бетельный орех, разбрызгала его на стены. Во время перформанса Мадейра размазывала землю с родины по таису (традиционному текстилю, который ткут тиморские женщины), холсту и полу, как бы впечатывая в них печальные воспоминания соотечественниц. В дни открытия Биеннале художница целовала стены и пела традиционные песни на языке коренных народов Тимора — тетуме.

Дорунтина Кастрати, Косово
Дорунтина Кастрати, «Эхо молчания металла и кожи», 2024.·Lorenzo Palmier

Дорунтина Кастрати, Косово

Скульптурная инсталляция Дорунтины Кастрати «Эхо молчания металла и кожи» посвящена тяжелому женскому труду и неравной оплате. Проблема особенно обострилась в условиях экономической нестабильности после войны в Косово в 1999 году.

Проект Кастрати основан на рассказах работниц фабрики по производству турецкого рахат-лукума в Призрене — втором по величине в Косово и по совместительству родном городе художницы. Работать сотрудницам завода приходилось стоя, поэтому почти треть из них была вынуждена прибегнуть к операции по замене коленного сустава.

Инсталляция Кастрати состоит из металлических скульптур: две по форме похожи на скорлупу грецких орехов, которые добавляют в турецкие сладости, и еще две — на хирургические протезы, напоминающие о долгих часах работы за низкую зарплату.

Манал Аль-Доваян, Саудовская Аравия
Манал Аль-Доваян, «Зыбучие пески: боевая песня», 2024·La Biennale di Venezia

Манал Аль-Доваян, Саудовская Аравия

«Зыбучие пески: боевая песня» — мультимедийная инсталляция Манал Аль-Доваян, которая вдохновлена тем, как меняется роль женщин в Саудовской Аравии и как они ищут и открывают себя.

Работа Аль-Доваян представляет собой лабиринт из крупных, похожих на лепестки, скульптурных элементов из шелка, которые принимают форму «розы пустыни» — минерала, часто встречающегося в песках неподалеку от родного города художницы. На «лепестки» нанесены тексты из СМИ, посвященные саудовским женщинам, а также рисунки и слова самих женщин, которыми они поделились с Аль-Доваян в ходе организованных ей семинаров. Художница на протяжении нескольких лет исследовала, как медиа влияют на самоопределение женщин и на их восприятие в обществе.

«Я надеюсь, что это произведение искусства побудит женщин заглянуть внутрь себя и найти опору в сообществе единомышленниц, чтобы обрести свой голос и найти свое место в новой главе истории, большая часть которой еще не написана», — заявляет Аль-Доваян.

Мунира Аль Солх, Ливан
Муниру Аль Солх, «Танец с ее мифом», 2023·Quinn Oosterbaan·LVAA

Мунира Аль Солх, Ливан

«Танец с ее мифом» ливанской художницы Муниры Аль Солх переносит посетителей павильона в древнюю Финикию и напоминает о похищении царевны Европы Зевсом, принявшим облик белого быка, — бог уносит Европу на Крит, где против ее воли женится на ней.

Аль Солх переосмысливает миф с точки зрения современной женщины, продвигая идею партнерских отношений и разрушая стереотипы о женской сексуальности, основанные на желании мужчин доминировать. Художница прославляет свободу, равенство и эмансипацию женщин, которые освобождаются из подчинения мужчинам.

В своей работе Аль Солх объединила 41 произведение — рисунки, картины, скульптуры, вышивки и видео.

Анна Ермолаева, Австрия
Анна Ермолаева и Оксана Сергеева, Репетиция «Лебединого озера», 2024· Markus Krottendorfer and Bildrecht

Анна Ермолаева, Австрия

Видеоинсталляцию «Репетиции «Лебединого озера» художница-концептуалистка Анна Ермолаева создала вместе с украинским хореографом Оксаной Сергеевой. В этой работе Ермолаева, которая родилась в СССР, а в 1989 году переехала в Австрию, вспоминает свои подростковые годы, когда по телевизору то и дело шла незапланированная трансляция балета «Лебединое озеро» Чайковского. В «Репетиции «Лебединого озера» Ермолаева проводит связь между символами ненасильственного сопротивления авторитарным режимам и своим опытом эмиграции в качестве политического беженца — ей пришлось покинуть СССР после обвинения в антисоветской пропаганде.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+