К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хитрость и внимательность: как женщины работают в охране

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Профессию охранника обычно ассоциируют с мужчинами, но женщины тоже трудятся в этой сфере. Несмотря на стереотипы о том, что работают они хуже и платить им можно меньше, охранницы проходят спецподготовку и не только сидят перед мониторами, но и задерживают нарушителей. О том, что привлекает их в этой профессии, а что кажется сложным, — в материале Forbes Woman

«За годы работы в охране я поняла, насколько смешно звучит тезис «мужчина сильнее женщины». Мы можем и в горящую избу зайти, и коня на скаку остановить. По моему опыту, женщина более внимательна на объекте, не ведется на провокации. Конечно, у всех порой эмоции берут верх, но мы на этих эмоциях грамотно прислушиваемся к своей интуиции», — уверена инспектор охраны «АН-Секьюрити» на пивоваренном заводе в Самаре Татьяна Варгузина.

На ее работе есть физическая нагрузка: женщины наравне с мужчинами проверяют кабины и салоны машин. «К слову, я на своем посту дежурю одна, а мужчины на таких же постах — по двое. Хотя у нас объем работы практически одинаковый — бывает даже, что на моем КПП проезжает больше автотранспорта за смену. Но я все делаю сама, а в других местах эту же работу выполняют двое», — говорит она.

Согласно данным, собранным платформой онлайн-опросов «Кукушка» для Forbes Woman, большинство охранниц идут работать в магазины и супермаркеты (33% из 600+ опрошенных женщин). Далее по востребованности: учреждения культуры (музеи, театры, концертные залы — 16%), торговые центры (16%), склады (12%), госучреждения (органы, больницы, школы — 9%), спортивные объекты (6%), промышленные объекты (4%).

 
Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Как приходят в охрану

«Средний возраст инспектора охраны в нашей компании — 35 лет. Больше всего мужчин в возрасте от 26 до 35 лет и женщин возраста 36-45 лет», — делится главный редактор корпоративных медиа охранного агентства «АН-Секьюрити» Анна Манжола. 

Инспектора охраны «АН-Секьюрити» в торговом центре Лию Гизатуллину из Уфы к такому ремеслу всегда тянуло: «Родственники работали в силовых структурах. Я 10 лет отпахала на транспорте и подорвала там здоровье. В контрольно-ревизорской службе мы часто мерзли, а будучи кондукторами, постоянно дышали выхлопными газами. В итоге я уволилась, надо было что-то новое искать. Работа в охране после всего раем оказалась», — вспоминает Лия. В июне будет 14 лет, как она на своей должности.

 

По словам охранника агентства «ПМ» Елены Кучи, в этой сфере принято, что там работают бывшие сотрудники полиции или служб безопасности. «Я закончила Северный колледж безопасности в Мурманске, попробовала разные профессии и пришла в эту, когда мне уже исполнилось 40 лет. Сделала все как положено: записалась на курсы, прошла обучение. Вскоре мне предложили работу в сетевом гипермаркете на посту видеонаблюдения. Дальше уже пошло по накатанной», — говорит Елена.

Стрелок ведомственной охраны на железной дороге Юлия Булаева попала в эту сферу почти случайно. У женщины высшее юридическое образование, которое ей мало пригодилось. После вуза она работала секретарем, оператором на компьютере в системе железных дорог. «Родился ребенок, после выхода из декрета я трудилась в разных организациях по классическому графику (офис в будние дни), чтобы вовремя забирать сына из детского сада. Через несколько лет такого режима я поняла, что сильно устаю. Плюс на заводе, где я была комплектовщицей, начальник общался с нами в очень грубой форме. Все это сказывалось на моем самочувствии по вечерам. В итоге я ушла с завода в никуда, устроилась администратором в медицинский центр, но он быстро закрылся, и я оказалась в сложном финансовом положении», — вспоминает Юлия. Она поддерживала отношения с начальницей мужа, который давно работал охранником. Та как раз искала человека на должность стрелка и, зная про ситуацию Юлии, предложила попробовать. «Сначала я растерялась, ведь не было никакого опыта. Но знакомая пригласила в офис на собеседование, и меня сразу заверили, что ничего сложного в работе нет, всему научат. Мне дали направление на медкомиссию. Я ее прошла и параллельно собрала справки об отсутствии судимости и о том, что не привлекалась к административным правонарушениям, связанным с наркотиками. В итоге я устроилась работать на КПП в судостроительной фирме». 

Бывший телохранитель Олеся (она просит не называть фамилию) пришла в профессию из-за сложной ситуации: «Папа серьезно заболел, не мог содержать нашу большую семью. Мама хлопотала вокруг него и младших детей, с работы ее попросили. Я — старшая сестра с большой ответственностью, год как закончила полицейскую академию, надо кормить семью. Знакомый срочно искал телохранителя для жены и ребенка богатого клиента. Я ухватилась за шанс. Я была молода и неопытна, воспринимала такую должность как приключение и одновременно побаивалась». 

 

Зоркие глаза

По данным «Кукушки», примерно три четверти женщин на должности охранника сталкиваются с предвзятым отношением к себе. Основные стереотипы — что они в принципе менее пригодны к работе в охране (34%), что им сложнее справляться с физически тяжелым трудом (34%), что они некомпетентны (32%), что женщине можно платить меньше (24%), что работе мешают дети (20%) и что декретный отпуск сотрудницы угрожает деятельности компании (16%).

Тем не менее, опрошенные Forbes Woman охранницы считают, что со многими профессиональными задачами справляются даже лучше мужчин. «Мы можем, например, описать человека в деталях, отметить нюансы, имеющие ключевое значение. Мужчина запомнит: «Зашел человек с бородой, в черной куртке и штанах». А если женщина наблюдает, она заметит, что у этого человека куртка, например, великовата, рукава длинные, штаны сидят мешковато, на кармане молния красная и т. п. Такие вот мелкие детали, на которые мужчина не обратит внимания», — рассуждает Елена Куча. Обходы, проверка камер наблюдения — это именно работа на внимательность.

«Практически в любой изученной области сенсорного восприятия женщины оказываются более чувствительными. Они — то есть мы — лучше различают цвета, острее реагируют на запахи», — пишет научный журналист Эмма Янг в книге «Суперчувства». Елена Куча объясняет: запах может свидетельствовать о возгорании. «Вовремя вызвали пожарную службу — предотвратили пожар. Или заметили, что человеку плохо, вызвали скорую. Главное же — вовремя принять меры! Если охранник это делает, то многих внештатных ситуаций можно избежать», — говорит Елена.

Охранницы нужны там, где бывает нужен личный досмотр женщин или где необходимо пройти в женский туалет, примерочную, раздевалку и т. п. У них, как правило, получается лучше взаимодействовать с детьми. Олеся вспоминает свой опыт работы телохранителем под прикрытием: для охраны жены и ребенка клиента требовалась именно девушка, которая сможет играть роль компаньонки и няни. «Начала повсюду сопровождать жену и ребенка клиента (даже по раздевалкам). Была пара попыток грабежей (в доме и на дороге), я их отразила благодаря той самой мягкой силе, отделавшись легкими травмами», — рассказывает она.

Иногда стереотипы играют на руку — женщинам легче рассеять внимание преступника благодаря внешней хрупкости. «А еще мы умеем сливаться с толпой, затеряться среди гостей или обслуживающего персонала, чтобы скрыть свою должность. Это важно в частной охране», — говорит Олеся.

 

Не сложнее, чем в детском саду

По наблюдениям руководителя отдела персонала охранного агентства «ПМ» Анастасии Паладюк, многие считают, что работа охранником — это «пришел, посидел и ушел». «На деле все тяжелее, чем кажется. Ведь охранники делают обходы, постоянно на всех смотрят с опаской. Это нелегкий труд», — говорит она. 

У некоторых вообще изначально неверные представления о работе. «Помню, как начинающие девчонки в моем охранном агентстве хотели отхватить себе крутого бизнесмена в клиенты, чтобы влиться в это общество, покрасоваться и найти мужа-миллионера. Однако начальство жестко пресекало романтику между клиентами и сотрудниками», — рассказывает бывший телохранитель Олеся. 

О своем собственном опыте в частной охране она вспоминает так: «Я радовалась высокой своевременной зарплате… Плохо было, что график ненормированный: надо быть готовой приехать в любое время суток, если какой-то эксцесс». 

Юлия Булаева согласна: ночью работается особенно тяжело. Сейчас Юлия охраняет парк с товарными поездами, дежурства суточные. «Все-таки есть биологические часы, после трудового дня тянет в сон. К счастью, в период смены есть время на отдых: мы с напарницей дежурим по очереди, разделяем график обходов, чтобы каждая немного поспала. Да и отсыпной выходной позволяет быстро восстановиться, — рассказывает она. — Суточная смена, потом трое суток отдыхаешь, и остается время на себя. Плюс работа не выматывающая, как, допустим, когда я трудилась на заводе и в детском саду». 

 

Физически сложно бывает работать, будучи беременной. В нынешнем законодательстве нет каких-либо послаблений для беременных сотрудниц на такой физически сложной должности. На них распространяются общие правила организации труда беременных. Сократить объем работы охранницы можно на основании пары статей Трудового кодекса — о пределах трудовых и физических нагрузок на беременную сотрудницу, об ограничении на сверхурочную нагрузку. Также при медицинском заключении работодатель обязан снизить нормы выработки или перевести даму на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов.

Охранник фитнес-клуба Алина вспоминает, как работала во время токсикоза: «Мне пришлось пить специальные таблетки, чтобы убирать тошноту, продолжать трудиться в полную силу. Я долго держалась, затем поняла, что не выдерживаю бесконечного стояния на ногах. Мне сказали: «До декрета по твоим срокам еще далеко. Либо бери больничный, либо работай». Ну, я объяснила ситуацию гинекологу, у которой вела беременность, и она без проблем выписала больничный. Указала, что у меня тяжелое состояние здоровья. В итоге я просидела на больничном до декрета, хоть и вычли за него деньги какие-то. Я уж не считала».

В некоторых фирмах беременную охранницу переводят на малолюдный пост, чтобы оградить от физических нагрузок и потенциальных преступников. Чаще всего это кабина видеонаблюдения или пропускной пункт, где достаточно сидя следить за экраном или проверять документы. «В любой охранной организации, как правило, не один объект, и всегда есть выбор должностей. У нас мужчины бережно относятся к коллегам в положении. У них ведь мамы, жены, сестры, дочки… Это человеческий фактор», — говорит Елена Куча.

Протокол на ребенка

Самое сложное в работе — человеческие нюансы. Охранники в общественных заведениях вынуждены часто справляться с ворами и пьяными дебоширами, уметь находить подход к каждому человеку, при этом не выдвигая обвинений без доказательств. «Главное — наблюдать, не подавая виду. Разговаривать и следить, как потенциальный нарушитель реагирует. Они иногда сами себя выдают: начинают нервничать или думают, что их никогда не вычислят. В этот момент важно поймать с поличным», — делится опытом инспектор охраны «АН-Секьюрити» на складе маркетплейса Галина Слугина.

 

Самое частое среди нарушений на заводе Татьяны Варгузиной — когда со склада хотят вывезти товар (банки с пивом), материальные ценности. «Бывает еще, водители пытаются завезти посторонних лиц (например, детей). У нас все-таки пивоваренная компания, здесь масса алкогольной продукции, и по закону детям строго запрещено находиться на территории. А ведь некоторые водители-дальнобойщики берут с собой в дорогу всю семью и потом стараются их протащить на всех объектах». 

Но самое сложное в работе для Варгузиной — общение с коллегами: «Женщина, вынужденная часто проявлять жесткость по долгу службы, в конце трудового дня не сдерживается, и все ее накопившееся раздражение выливается на коллег. Одна другую не слышит, атмосфера вмиг превращается в базар. С мужчинами легче найти общий язык, потому что они охотнее идут на уступки или просто соглашаются «для вида», чтобы остановить конфликт», — говорит она. Причиной агрессии в исключительно женской среде может быть культурный запрет на проявление гнева. Когда от женщин, в том числе охранниц, ожидают, что со всеми они будут вести себя «по-женски» мягко, в моменты сильной усталости и эмоционального истощения некоторых «прорывает». 

Елену Кучу больше расстраивает, когда она видит, что хищение совершает человек в возрасте или с инвалидностью. «Сразу вспоминаются бабушки и дедушки из детства, думаешь: вот если бы моя пришла от безысходности… Меня это всегда будоражит. Либо когда подростки по недоумию крадут вещи для перепродажи. У нас в Мурманске была такая история: подростковая банда нападала на магазины. Они даже не воровали, а просто портили товары. Не понимали, что их ведь могут потом не взять ни на одну приличную работу — службы безопасности крупных компаний легко проверяют, не попадал ли кандидат в полицию в детстве или подростковом возрасте. Мы стараемся, когда подловим детей, связаться с их родителями, договориться, чтобы они просто оплатили товар, и тогда протокол не оформляем. Жалко портить жизнь неокрепшим умам».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+