К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женское чутье: как работает обоняние и почему во время беременности от всего тошнит

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга «Суперчувства». Опираясь на новейшие исследования, научный журналист Эмма Янг рассказывает о сенсорных способностях людей — как невероятных, так и, казалось бы, привычных. С разрешения издательства Forbes Woman публикует отрывок о том, как вкусы и запахи воспринимают женщины

Практически в любой изученной области сенсорного восприятия женщины оказываются более чувствительными. Они — то есть мы — лучше различают цвета, острее реагируют на запахи, вкусы, прикосновения и даже (вопреки распространенному мнению) на боль.

До сих пор ведутся споры по поводу того, чем именно обусловлено такое различие в чувствительности. Но так как женщины в целом чувствительнее мужчин практически во всех отношениях, то, скорее всего, причина отчасти заключается в том, как женская нервная система обрабатывает сенсорные сигналы, а не в различиях самих органов чувств.

Обоняние — то чувство, которое традиционно всегда воспринималось как более «женское». Первые научные данные о том, что у женщин обоняние действительно лучше, появились в 1899 г., после проведенных во Франции новаторских исследований, показавших, что женщины способны улавливать более слабые запахи, лучше их определять, а кроме того, легче различать два сходных запаха, — эти результаты с тех пор неоднократно воспроизводились и наблюдались как у взрослых, так и у детей.

 

Одно из этих исследований включало самый массовый в истории эксперимент, связанный с обонянием. В сентябре 1986 г. 11 млн подписчиков журнала National Geographic более чем в странах открыли номер и обнаружили там набор ароматизированных карточек. На каждую было нанесено одно из шести пахучих веществ: андростерон (метаболит тестостерона ), изоамил-ацетат (с фруктовым запахом ), галаксолид (синтетический мускус), евгенол (соединение, содержащееся в корице, лавровом листе и гвоздике), меркаптан (с запахом тухлой капусты или грязных носков) и розовое масло.

Не менее 1,42 млн подписчиков откликнулись на опрос, указав, какие из шести запахов они смогли уловить, а также оценили интенсивность и приятность запахов и предоставили информацию о себе. Около 1700 человек даже написали письма о своем обонятельном опыте.

 

Некоторые были довольно забавными. Например:

Думаю, вам будет любопытно узнать, что, ответив на ваши вопросы, я предъявил шесть карточек своему золотистому ретриверу. Он не проявил интереса ни к одному из запахов, кроме №5 — как раз того, который я счел самым неприятным. Интересно, что это за запах?

Другие были весьма эмоциональными:

 

Мне 85 лет. После смерти мужа я так тосковала по нему, что забиралась в шкаф и обнимала его костюмы, потому что они пахли его телом, немного сигаретами и туалетной водой Old Spice. Я стояла там, обнимая вещ и мужа, представляя себе его, закрывала глаза и плакала.

Третьи писали о том, что женщины явно превосходят мужчин по части обоняния. Один мужчина рассказал, что его жена обладает такой чувствительностью к ароматам, что вполне может их тестировать. Она «настоящий спец», написал он, прибавив: «Может учуять запах пива по телефону».

План эксперимента был разработан совместно с двумя специалистами по обонянию из Центра им. Монелла. Среди прочего ученые обнаружили, что женщины действительно более восприимчивы к запахам. Новейшие исследования подтвердили, что женщины лучше ощущают запахи других людей и домашние запахи. Когда им предъявляют запах чьей-нибудь подмышки, они лучше определяют, принадлежит ли он мужчине или женщине, и точнее соотносят запахи с конкретными людьми. Причем, когда телесные запахи «замаскированы» с помощью различных пахучих веществ, это обычно делает женские запахи неразличимыми для мужчин, но мало влияет на способность женщин улавливать мужские запахи.

Однако у многих женщин обоняние не столь постоянно, как у мужчин. Фаза менструального цикла, беременность, менопауза… Все это связано с изменениями обонятельных и даже вкусовых ощущений.

Имеются данные, что обоняние девочек-подростков и женщин еще больше обостряется в фертильной, лютеиновой фазе менструального цикла. В это время они также склонны воспринимать запах андростерона (соединения, особенно характерного для запаха мужского тела, о чем я писала в главе) как менее неприятный. Более того, другой компонент «мужского» запаха, андростадиенон, усиливает привлекательность мужских лиц и голосов в восприятии женщин — но только на время данного, фертильного периода.

 

Причем в ходе менструального цикла наблюдаются самые разнообразные скачки сенсорного восприятия. Так, например, группа физиологов из Гималайского института медицинских наук в Индии обнаружила изменения предпочтений в отношении потребления соли у женщин. В рамках проведенного ими исследования женщинам в разных фазах менструального цикла предлагали порции попкорна, сбрызнутые солевым раствором различной крепости, и просили оценить, какой из них больше нравится. Женщины в период менструации в большей степени предпочитали несоленый попкорн. Однако оказалось, что для женщин в фертильной фазе чем солонее попкорн, тем лучше. Есть также некоторые данные о том, что по крайней мере части женщин в фертильной фазе мясо кажется менее вкусным. Снижается также чувствительность к кислому, что теоретически может побуждать женщин есть больше кислой пищи.

Почему вкусовые предпочтения меняются таким образом? Никто не знает наверняка. Но из всех видов пищи мясо с наибольшей вероятностью может нести инфекцию, представляя угрозу потенциальной беременности. Что касается кислых продуктов, то кислые плоды, такие как цитрусовые, обычно содержат много сахаров, легкодоступного источника энергии, — и есть некоторые данные, что в период овуляции женщины также едят больше сладкого. Соль между тем нужна для сохранения воды в организме, а женщинам требуется удерживать дополнительную воду во время беременности. 

Впрочем, когда речь заходит о явных пищевых пристрастиях на протяжении менструального цикла, большинство женщин, вероятно, назовут тягу к шоколаду, причем не в фертильную фазу, а в предменструальный период. Ведутся споры о том, чем обусловлена эта тяга: физиологией, или культурой, или и тем и другим, или ни тем ни другим? Ответ могут дать только дальнейшие исследования.

Однако существует состояние, часто связанное с экстремальными и даже странными пищевыми предпочтениями, а также другими изменениями сенсорного восприятия, и оно изучено гораздо лучше, вплоть до уровня задействованных при этом рецепторов — по крайней мере, на животных. Речь идет, конечно, о беременности 

 

***

Моя вторая беременность была обонятельным кошмаром. Собака просто неимоверно воняла, первый ребенок был источающим миазмы ужасом в подгузнике, и я даже будила крепко спавшего мужа, чтобы заставить его почистить зубы среди ночи. Ей-богу, так и было.

У меня всегда было чувствительное обоняние, а во время беременности оно еще больше обострилось. Это настоящий кошмар. Иногда в толпе меня просто захлестывают запахи духов, тела и всего такого прочего.

Эти рассказы беременных женщин собрала психолог Лесли Кэмерон из Карфагенского колледжа (США) в рамках обзора исследований обоняния во время беременности. Как отмечает Кэмерон, предположение, что при беременности обоняние обостряется, впервые было высказано еще в 1895 г. в статье, опубликованной голландским ученым Хендриком Звардемакером. Согласно результатам исследований, проведенных уже в XXI в., около двух третей беременных сообщают об обостренном восприятии запахов. Причем чаще всего говорится о более сильной реакции на запахи во время первого триместра. В результате этих наблюдений возникла гипотеза, что беременность обостряет обоняние женщины для защиты плода, так как это поможет ей учуять испорченную или по другой причине непригодную к употреблению пищу.

Звучит очень красиво. Однако данные весьма противоречивы.

 

Согласно результатам некоторых исследований, одни беременные сообщают об ухудшении обоняния, а другие не обнаружили никаких изменений. Противоречия в результатах могут отчасти объясняться тем, что, говоря о повышенной чувствительности к запахам, женщины вовсе не обязательно имеют в виду то же, что специалисты по обонянию.

Лабораторные исследования, в ходе которых предполагалось выяснить, какого количества пахучего вещества достаточно, чтобы его учуять, показали, что беременные женщины справлялись ничуть не лучше небеременных. Фактически их чувствительность к запахам не повысилась. То же можно сказать и о результатах ряда других исследований, в которых женщинам предлагалось определить, на что похожи предъявляемые им запахи — например, на аромат корицы или гвоздики. Однако, если спросить женщин, кажутся ли им определенные запахи более или менее приятными, выявляются четкие различия. Во время беременности многие запахи кажутся женщинам менее приятными или более неприятными — или даже, что бывает не столь часто, более привлекательными.

В числе запахов, оцениваемых беременными как менее приятные или даже откровенно отвратительные, — запахи мяса, рыбы, яиц, мусора, подгоревшей пищи, сигарет, человеческого тела, духов и одеколонов. Список более приятных намного короче и включает фрукты, соленые овощи и специи.

В первом триместре беременности у женщин обычно более выражена общая реакция отвращения. Как известно, чувство отвращения возникло в ходе эволюции, чтобы побуждать нас избегать потенциально ядовитой пищи. Таким образом, более сильная реакция отвращения у беременных может помочь в еще большей степени остерегаться продуктов, несущих высокий риск инфекции, в особенности мяса и яиц. Но если обоняние женщины во время беременности не обостряется, то чем можно объяснить внезапное отвращение к духам и одеколону?

 

На этот счет есть гипотеза, и состоит она в следующем.

Утренняя тошнота особенно часто возникает в первом триместре. Так как мы склонны избегать того, от чего нас тошнит, то при рвоте наш мозг составляет комплексную сенсорную картину происходящего и сохраняет эту информацию на будущее. Лично у меня до сих пор вызывает отвращение та марка консервированного куриного бульона, который мне неизменно давали в детстве, когда я болела. Я знаю, что меня рвало не от бульона. Но мое бессознательное не поддается на эти объяснения; оно — скверный сыщик и убеждено, что если всякий раз, когда я чувствовала себя плохо, рядом обязательно находился этот бульон, то, значит, он и виноват.

Вернемся к беременности: женщина, которую часто тошнит и даже рвет, быстро обучается связывать различные сенсорные сигналы (вкус и запах — очевидные примеры) с тем состоянием, когда желудок подкатывает к горлу, а с обедом приходится расстаться. В интересах нашего выживания — перестраховаться, проявляя чрезмерную предосторожность: если ваш мозг считает, что вы могли съесть отраву, от нее нужно избавиться (вот почему, если одного ребенка начинает рвать в школьном автобусе, другие тут же следуют его примеру). Таким образом, даже тот запах, который женщина вовсе не считала неприятным до беременности, может стать откровенно отталкивающим. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+