«Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра
В центре сюжета история американской танцовщицы Джой Уомак (Талия Райдер ) — артистки балета, принятой в труппу Большого театра в 2012 году. До нее там танцевала только одна американка — Анастасия Стивенс, в начале 1960-х. После окончания Кировской академии балета в Вашингтоне в 2009 году Джой получает уникальный шанс пройти отбор и поступить в легендарную Московскую государственную академию хореографии (МГАХ), взрастившую не одну прима-балерину. Джой принимает вызов.
На новом месте Джой оказывается единственной американкой. Ее наставница Татьяна Волкова (Дайана Крюгер) хочет довести технику балерины до абсолюта, ради чего не щадит ни психику девушки, ни ее физическое здоровье. Авторы фильма не проводят черту между преподавательской строгостью, естественной для мира академического танца, и откровенной жестокостью. Юная иностранка, по уши влюбленная в русскую академическую школу танца, терпит все, а также предсказуемо сталкивается с травлей и интригами сокурсников.
Поверить в то, что «Джойка» основана на реальной истории Джой Уомак, во время просмотра картины непросто. Ожидаемо взгляд иностранцев на устройство русского балета упирается во все мыслимые и немыслимые стереотипы о нем. Процесс обучения, по версии авторов, мало чем отличается от армейской подготовки или олимпийских испытаний на выдержку и прочность. Суровая Татьяна Волкова (вероятно, ее образ отчасти списан с настоящего педагога — Елены Бобровой) не тренирует, а дрессирует воспитанниц кнутом и пряником (чаще кнутом), напоминая тюремную надзирательницу. Вновь в представлении иностранцев улыбающийся русский — это персонаж из мира фантастики. Суровой оказывается и действительность за окном: на улице бесконечная метель, серые тучи и беспросветный мрак беспощадной русской зимы.
Да, в России холодная и долгая зима. Да, воспитанницам и воспитанникам балетных школ несладко, а их наставники могут быть грубы. В этом большая проблема фильма: взяв за основу вполне реальные условия профессионального балета, авторы искажают их, грубо утрируя и доводя до откровенного абсурда.
Педагогов балетной академии тревожит национальность Джойки. Наставница Волкова сперва обещает отдать девушке главную роль в будущей постановке, но следом отменяет собственное же решение. «Ты не русская», — неистово кричит она и подталкивает героиню к фиктивному браку с однокурсником ради получения российского паспорта. Джойка сносит и угрозы, и оскорбления, и даже побои (а бьют здесь часто: педагоги — своих студенток на репетициях, фиктивный муж Николай — Джойку, а она — себя от отчаяния). Находится место и богатым покровителям — то ли бизнесменам, то ли бандитам, коллекционирующим юных балерин. После свидания с одним из них героиня внезапно оказывается на страницах газеты в статье под названием «Предательница». Почему Россия середины 2010-х кажется авторам похожей на Советский Союз эпохи сталинизма с элементами постсоветских 1990-х — вопрос риторический.
Вопреки всем обстоятельствам, многие из которых были додуманы авторами на основании собственных заблуждений о России и уже привычной «клюквы», Джойка все же добивается успеха и у богатых мужчин с полукриминальными замашками, и у неприступной Татьяны Волковой. Правда, спринт превращается в марафон, и кажется, этому забегу не будет конца.
История настоящей Джой Уомак куда убедительней представлена в документальном проекте «Джой: Американка в русском балете» (доступен в Okko). Картина была снята при участии балерины и потому создатели отнеслись к ее истории бережней и реалистичней. Там, где художественный фильм «Джойка» фокусируется на том, какое зло окружало американку в Москве, документальная лента режиссеров Дины Бурлис и Сергея Гаврилова исследовала историю успеха. Она тоже сплошь была про то, что к заветной цели добираются не благодаря, а вопреки. Но это был честный взгляд, а не набор избитых клише.
В «Джойке» же авторы так сгущают краски, что балерину хочется не ввести в состав «Лебединого озера», а спасти, тайно вывезя из страны на родную американскую землю. Кинематографисты продолжают демонизировать мир балета, параллельно отказывая в наличии души и всех к нему причастных.
По итогу в «Джойке» самым реалистичным кажется только короткое появление в кадре Наталии Осиповой — настоящей примы-балерины Большого театра и Лондонского королевского балета. Ею со стороны любуется и на нее же равняется главная героиня. Осиповой отведена микроскопическая роль, но именно благодаря тому, что авторы не придумали, как исказить этот экранный образ, она кажется самой живой и убедительной. В остальном же картина выглядит пособием по тому, как не нужно снимать о балете: ни русском, ни каком-либо еще.