«Сама буду содержать детей»: как женщины добивались права учиться и работать
Надежда Александровна Белозерская (Ган) (1838–1912)
Надежда Александровна родилась в 1838 году в дворянской семье в усадьбе Сафиевке Новгородской губернии. Она получила серьезное домашнее образование, вышла замуж за В. М. Белозерского и в 1856 году переехала в Петербург. На их «понедельники» собирались известные петербургские либеральные деятели.
Начало ее литературной и общественной деятельности относится к концу 1850-х годов. Литературную работу Белозерская начала в журнале «Основа», предпринятым ее мужем в году. В 1878 году она была редактором педагогического журнала «Воспитание и обучение», организованного вместе с М. К. Цебриковой. Н. А. Белозерская — одна из первых российских женщин-историков.
Проблемы «образованных женщин наших средних классов» были ей близки. Она была одной из таких женщин. В первую очередь ее волновали проблемы высшего образования и положения женщин на рынке «интеллигентного» труда. Ее уход от мужа с тремя детьми (что было не редкостью в то время) и отказ от денег мужа со всей очевидностью поставили перед ней проблему женской занятости и дискриминации женщин в профессии по признаку пола:
с самонадеянностью молодости решила, что сама буду содержать их <детей. — И. Ю.>, доставлю им <…> образование <…>. Я знала, что необходимо будет найти какой-нибудь заработок, но как и что буду делать — не представляла.
В 1868 году Белозерская поступила в секретари к известному историку Н. И. Костомарову. Кроме того, она переводила исторические романы для «Исторического вестника», писала рецензии в «Древней и Новой России» под псевдонимом Б. Гнв («без гнева»). Причина ее согласия на трудоемкую, невидимую и неизвестную работу одна — невозможность, будучи женщиной, зарабатывать себе на жизнь профессиональным и интеллектуальным трудом:
Д. Л. Мордовцев <…> предложил мне писать рецензии для «Древней и Новой России» <…> добавив, что работу мою будет выдавать за свою, потому что не примут иначе — я женщина, и это первый случай <…> Я согласилась, потому что другой работы не было.
Получив опыт исследовательский работы, Надежда Александровна занялась самостоятельными исследованиями русской истории. Она начала разрабатывать в истории женскую тему. В русле исследовательской традиции того времени она создала портреты «исторических женщин» — М. Н. Волконской, княгини Ливен, Екатерины I и других, исследовала положение женщин в разные исторические эпохи.
В общественную деятельность Надежда Александровна пришла через кружок Трубниковой. Она была активной участницей Женской издательской артели, одной из организаторш высшего женского образования в Петербурге. Белозерская писала:
Трубниковой и Стасовой обязана я многим. Они отвлекли меня от беспочвенного горячего увлечения широкими общественными задачами и идеалами и убедили меня приняться за общественную деятельность. Благодаря им я приняла участие в возникшем обществе переводчиц, в затем в учреждении Высших женских курсов <…> при мне возникли женские медицинские курсы.
Евгения Ивановна Конради (Бочечкарова) (1838–1898)
Родилась в Москве, в дворянской семье. После окончания Петровского института осталась в нем классной дамой, а затем стала преподавательницей. В конце 1850-х годов переехала в Петербург. Сферой ее профессиональных интересов была педагогика и журналистика. Свои педагогические взгляды она изложила в книге «Исповедь матери».
В Петербурге Евгения Ивановна сделала блестящую журналистскую карьеру. Она приняла деятельное участие в «Женском вестнике» (издательница А. Мессарош) в 1866–1868 годах. В 1869 году вместе с П. А. Гайдебуровым и Ю. А. Росселем Евгения Ивановна стала собственницей газеты «Неделя» и ее фактическим редактором. Также она сотрудничала с М. К. Цебриковой, печаталась в ее журнале «Воспитание и обучение». Конради — талантливая, острая на язык и внешне привлекательная женщина — обращала на себя всеобщее внимание и в Петербурге была популярной личностью.
В 1860-х годах, наряду с Н. В. Стасовой, М. В. Трубниковой и А. П. Философовой, Евгения Ивановна была безусловным лидером женского движения. Проблему высшего образования женщин она оценила как краеугольную, поэтому вынесла ее на публичное обсуждение общественности на съезде естествоиспытателей.
Первый съезд естествоиспытателей открылся в Петербурге 28 декабря 1867 года и привлек интерес публики, в том числе женщин. Конради передала записку о необходимости устройства для женщин курсов по физико-математическим и историко-филологическим наукам секретарю съезда и стороннику женского образования А. Н. Бекетову, который зачитал ее 2 января 1868 года. Петиция Конради, написанная горячо и убедительно, была воспринята с одобрением. Съезд выразил полное сочувствие идее, но обсуждать ее не стал «за неимением возможности». Это был первый шаг в публичном освещении проблемы. По семейным обстоятельствам Конради рано отошла от движенческой активности — она уехала за границу лечить сына и после его смерти в Россию уже не вернулась. Она умерла в нищете в богадельне для бедных в Париже.
Елена Осиповна (Иосифовна) Лихачева (1836–1904)
Происходила из шляхетского рода баронов Косинских. Как и положено в аристократической семье, сестер Косинских отдали в Смольный институт. Елена окончила Смольный с серебряной медалью в 1851 году. Знаний, полученных в институте, ей было недостаточно, и, чтобы реализовать свои жизненные планы, она всю свою жизнь занималась самообразованием. Это был единственно доступный путь для женщины того времени повысить свой образовательный уровень. Уже будучи замужней дамой — она вышла замуж за юриста и общественного деятеля В. И. Лихачева, — Елена Осиповна выучила итальянский язык, благодаря чему получила работу в итальянском отделе «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Ф. Корша.
В качестве сферы приложения своих сил она выбрала журналистику и деятельность на ниве просвещения. Вместе со своей подругой Анной Сувориной Елена Лихачева переводила книги для детей и составляла сборники для детского чтения. Но даже эта невинная просветительская деятельность двух женщин встретила осуждение и нападки в консервативной прессе. Составленный ими сборник «Для чтения», популяризирующий естественно-научные знания, был окрещен нигилистическим.
Она не только теоретизировала, но и личным примером на практике доказывала возможности и необходимость участия женщин в жизни общества. На войне 1875–1877 годов Лихачева работала и как сестра милосердия, и как военная журналистка. Она никогда не теряла связь с женским движением — была библиотекарем на Высших женских Бестужевских курсах (с 1879 года), в 1887 году возглавила комитет «Общества по доставлению средств при Высших женских курсах». Ее активная жизненная позиция и общественная работа принесли ей известность в качестве поборницы женской эмансипации, что послужило причиной ее разлада с отцом. Барон, генерал-лейтенант Иосиф Иосифович (Осип Осипович) Косинский расценивал ее деятельность как «трагедию семьи».
Пятнадцать лет своей жизни Елена Осиповна отдала изучению истории женского образования. Результатом стала монография «Материалы для истории женского образования в России» в четырех томах (СПб., 1890–1895), а она сама стала одной из первых женщин-историков. Ее труд охватывает период с 1086 по 1880 годы и выходит далеко за рамки истории образования, включает в себя исследование начала женского движения в России, биографии сторонников эмансипации женщин. Монография Лихачевой была удостоена почетного отзыва Императорской академии наук и не потеряла своего значения до сих пор.
Мария Николаевна Анзимирова (Литке) (1831–1910)
Племянница президента Академии наук графа Ф. П. Литке, кузина А. П. Философовой. Окончила Институт благородных девиц (Смольный). Всю жизнь занималась самообразованием — научным и музыкальным. Выступала за женскую эмансипацию и за «широкое» женское образование. В 1860-х годах уехала на Алтай вместе с мужем — полковником корпуса горных инженеров. В Сибири занималась культурной работой. В Барнауле создала художественно-музыкальный кружок, в Омске — Западно-Сибирское отделение Императорского музыкального общества. Не имея возможности участвовать в акциях женского движения, сосредоточенного преимущественно в столицах, Анзимирова занималась «женским вопросом» теоретически. Ей принадлежит книга «Женщина и ее судьи» (СПб., 1896), с которой Анзимирова включилась в дискуссию о женском творчестве. Ее позиция — защита творчества женщин и рассмотрение «женского вопроса» как проблемы культуры.
В другой своей работе — «Причины нравственной физиономии женщины. Исторический очерк» — она писала «историю женской цивилизации». Обзор философских взглядов на женщину привел Анзимирову к выводу о ложном пути, по которому развивается «мужская цивилизация». Книга предназначалась для «русских женщин, мало знакомых с прошлым своего пола». Высшим успехом своей работы она считала решение хотя бы «десятков молодых женщин», которые
познакомившись со своим прошлым, призадумаются над многими вопросами своей жизни <…> и променяют блестящие погремушки модных магазинов <…> на желание мыслить серьезно, чтобы выработать в себе человека всесторонне полезного к умственному и нравственному усовершенствованию.
Книга была оценена ее соратницами как вклад в развитие женского движения. Последняя ее книга — «Правда о мужчинах. По поводу брошюры графа Толстого „Правда о женщинах“» (М., 1905) — дискуссия с Толстым по поводу его взглядов на женщину.
Варвара Павловна Тарновская (Зурова) (1844–1913)
Родилась в имении Зуровых в Тульской губернии. Окончила в 1861 году с шифром Екатерининский институт в Петербурге. Вышла замуж за профессора И. М. Тарновского. В бурные 1860-е годы В. П. Тарновская включилась в женское движение. Более 40 лет она отдала работе по созданию высшего женского образования. 25 лет Тарновская была бессменным казначеем «Общества доставления средств ВЖК», а последние годы жизни — его председательницей. Благодаря ее деятельности и блестящим организаторским способностям Бестужевские курсы построили в Петербурге собственные здания. В память Варвары Павловны Тарновской правление курсов учредило стипендии и фонд ее имени.