К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»
Кадр из фильма «Материнский инстинкт»
28 марта в российский прокат выходит драма «Материнский инстинкт» — ремейк одноименного фильма 2018 года, который был основан на романе бельгийской писательницы Барбары Абель. Все три произведения выстроены вокруг болезненного опыта женщины, которая переживает гибель ребенка. По случаю премьеры голливудской картины с Джессикой Честейн и Энн Хэтэуэй кинокритик Елена Зархина рассказывает о том, как общество демонизирует горюющих женщин

1960-е, тихий американский пригород. Две семьи живут по соседству и растят сыновей. Селин (Энн Хэтэуэй) с мужем (Джош Чарльз) воспитывает сына Макса и мечтает о втором ребенке. Ее соседка Элис (Джессика Честейн) с мужем (Андерс Даниельсен Ли) воспитывает сына Тео. Супруг то и дело заговаривает о втором ребенке, но Элис, которой ради рождения первенца пришлось оставить любимую работу в редакции новостного издания, хочет снова вернуться к карьере. 

Селин и Элис живут в достатке и спокойствии, но однажды происходит трагедия — сын Селин Макс в результате несчастного случая погибает. Убитая горем женщина сперва отгораживается от внешнего мира, включая близкую подругу Элис, а после всеми силами старается вернуться к жизни. Но поведение Селин, а также череда странных происшествий заставляют Элис задуматься: могут ли они доверять друг другу? 

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Оригинальное произведение бельгийской писательницы Барбары Абель «Инстинкт матери» (книга переведена на русский язык) о внезапной смерти ребенка, которая сама по себе для любого родителя — худший кошмар, по жанру скорее является психологическим хоррором, а не текстом для утешения. Книга Абель и ее первая экранизация, снятая Оливье Массе-Депассом, посвящены разрушительной силе переживаемого человеком горя: как скорбь отравляет в нас то живое, что еще осталось после пережитого опыта. Но книга и французский фильм не погружались в глубину. Зрители наблюдали за тем, что происходило с отношениями двух женщин, чьи миры сперва разделяла садовая изгородь, а затем — пропасть. Американская экранизация изначально казалась проектом более сложным и многослойным.

 

Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн не только играют главные роли, но и являются продюсерами ленты. Любопытно, что это их третий совместный фильм после «Интерстеллара» и «Времени Армагеддона», но первый, в котором у них есть общие сцены. Желание двух актрис лично курировать фильм в качестве продюсеров — это тренд. Так же было, когда Риз Уизерспун и Николь Кидман спродюсировали сериал «Большая маленькая ложь», сыграв в нем ключевые роли. Или с недавней драмой  «Май декабрь», сценарий которого режиссеру Тодду Хейнсу предложила Натали Портман, которая сама же спродюсировала фильм и сыграла в нем главную роль. 

Актрисы не только все чаще продюсируют проекты со своим участием, но выбирают трудные и даже откровенно дискомфортные сюжеты для исследования. Потому новая голливудская адаптация книги подавала большие надежды — казалось, что там, где сама писательница и создатели французской экранизации увидели исключительно жанровый хоррор-сюжет, американские звезды разглядят пространство для более сложного разговора о том, как общество демонизирует женщин, столкнувшихся с личным горем. Казалось, что свой продюсерский статус Честейн и Хэтэуэй направят на то, чтобы переосмыслить сюжет и дать ему новую трактовку, лишенную гендерных стереотипов.

 

В книге потерявшая сына героиня оказывается не в силах справиться со своей скорбью и превращает в ад не только свою жизнь, но и жизнь подруги Элис, искренне пытающейся помочь ей пройти через этот страшный опыт. Личная боль Селин становится топливом для того, чтобы разрушить каждого, кто окажется на ее пути. Актрисы с откровенной профеменистской позицией Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн, как никто иной могли представить, какая опасность скрыта в подобном сюжете и на каких женоненавистнических предубеждениях он построен. 

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Тем удивительней, что «Материнский инстинкт» версии 2024 года наступает ровно на те же самые грабли. Режиссерский дебют оператора Бенуа Деломма поддерживает стигматизацию женщины, столкнувшейся с большой бедой. В книге и двух ее экранизациях переживающая смерть ребенка Селин из раза в раз превращается не просто в городскую сумасшедшую, а в почти мифическую ведьму, несущую смерть. На выходе мы имеем очередной вредительский месседж про женщину, которую низводят до образа преступницы. 

В уже упомянутом фильме «Май декабрь» авторы приглашали нас к неуютному разговору, желая разобраться, что движет человеком, совратившим подростка, и что происходит с обществом, со временем проявляющим толерантность к подобному союзу. «Материнский инстинкт», замахнувшийся на не менее сложный сюжет — про то, что движет матерью на пике душевной боли, — подобные социальные исследования игнорирует. Авторы упрощают историю до банальной формулы, в которой главной злодейкой вновь стала женщина на грани нервного срыва.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+