«Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе
1960-е, тихий американский пригород. Две семьи живут по соседству и растят сыновей. Селин (Энн Хэтэуэй) с мужем (Джош Чарльз) воспитывает сына Макса и мечтает о втором ребенке. Ее соседка Элис (Джессика Честейн) с мужем (Андерс Даниельсен Ли) воспитывает сына Тео. Супруг то и дело заговаривает о втором ребенке, но Элис, которой ради рождения первенца пришлось оставить любимую работу в редакции новостного издания, хочет снова вернуться к карьере.
Селин и Элис живут в достатке и спокойствии, но однажды происходит трагедия — сын Селин Макс в результате несчастного случая погибает. Убитая горем женщина сперва отгораживается от внешнего мира, включая близкую подругу Элис, а после всеми силами старается вернуться к жизни. Но поведение Селин, а также череда странных происшествий заставляют Элис задуматься: могут ли они доверять друг другу?
Оригинальное произведение бельгийской писательницы Барбары Абель «Инстинкт матери» (книга переведена на русский язык) о внезапной смерти ребенка, которая сама по себе для любого родителя — худший кошмар, по жанру скорее является психологическим хоррором, а не текстом для утешения. Книга Абель и ее первая экранизация, снятая Оливье Массе-Депассом, посвящены разрушительной силе переживаемого человеком горя: как скорбь отравляет в нас то живое, что еще осталось после пережитого опыта. Но книга и французский фильм не погружались в глубину. Зрители наблюдали за тем, что происходило с отношениями двух женщин, чьи миры сперва разделяла садовая изгородь, а затем — пропасть. Американская экранизация изначально казалась проектом более сложным и многослойным.
Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн не только играют главные роли, но и являются продюсерами ленты. Любопытно, что это их третий совместный фильм после «Интерстеллара» и «Времени Армагеддона», но первый, в котором у них есть общие сцены. Желание двух актрис лично курировать фильм в качестве продюсеров — это тренд. Так же было, когда Риз Уизерспун и Николь Кидман спродюсировали сериал «Большая маленькая ложь», сыграв в нем ключевые роли. Или с недавней драмой «Май декабрь», сценарий которого режиссеру Тодду Хейнсу предложила Натали Портман, которая сама же спродюсировала фильм и сыграла в нем главную роль.
Актрисы не только все чаще продюсируют проекты со своим участием, но выбирают трудные и даже откровенно дискомфортные сюжеты для исследования. Потому новая голливудская адаптация книги подавала большие надежды — казалось, что там, где сама писательница и создатели французской экранизации увидели исключительно жанровый хоррор-сюжет, американские звезды разглядят пространство для более сложного разговора о том, как общество демонизирует женщин, столкнувшихся с личным горем. Казалось, что свой продюсерский статус Честейн и Хэтэуэй направят на то, чтобы переосмыслить сюжет и дать ему новую трактовку, лишенную гендерных стереотипов.
В книге потерявшая сына героиня оказывается не в силах справиться со своей скорбью и превращает в ад не только свою жизнь, но и жизнь подруги Элис, искренне пытающейся помочь ей пройти через этот страшный опыт. Личная боль Селин становится топливом для того, чтобы разрушить каждого, кто окажется на ее пути. Актрисы с откровенной профеменистской позицией Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн, как никто иной могли представить, какая опасность скрыта в подобном сюжете и на каких женоненавистнических предубеждениях он построен.
Тем удивительней, что «Материнский инстинкт» версии 2024 года наступает ровно на те же самые грабли. Режиссерский дебют оператора Бенуа Деломма поддерживает стигматизацию женщины, столкнувшейся с большой бедой. В книге и двух ее экранизациях переживающая смерть ребенка Селин из раза в раз превращается не просто в городскую сумасшедшую, а в почти мифическую ведьму, несущую смерть. На выходе мы имеем очередной вредительский месседж про женщину, которую низводят до образа преступницы.
В уже упомянутом фильме «Май декабрь» авторы приглашали нас к неуютному разговору, желая разобраться, что движет человеком, совратившим подростка, и что происходит с обществом, со временем проявляющим толерантность к подобному союзу. «Материнский инстинкт», замахнувшийся на не менее сложный сюжет — про то, что движет матерью на пике душевной боли, — подобные социальные исследования игнорирует. Авторы упрощают историю до банальной формулы, в которой главной злодейкой вновь стала женщина на грани нервного срыва.