Любовь, дружба и скандалы: стоит ли смотреть сериал «Девушки в автобусе»
В центре истории немного неуклюжая журналистка Сейди (Мелисса Бейнойст), пробивная репортерша Кимберли (Кристина Элмор) и тиктокерша Лола (Наташа Бенхам), занимающиеся освещением политической жизни в стране. Вместе их собирает сотрудница госаппарата Грейс (Карла Гуджино), приглашая отправиться в пресс-тур в рамках новой президентской кампании.
Хотя сериал сперва выдает себя за серьезный проект, политика в нем вторична. А основная четверка скорее напоминает героинь «Секса в большом городе» — не только похожими типажами, но и юмором и перипетиями в личной жизни, которые они переживают на протяжении всего пути. Только делают они это во время поисков себя в большой политике — беспощадной и подлой. В момент соприкосновения с ней им предстоит попрощаться со многими идеалами и представлениями о том, кто и как достигает высоких государственных постов. А также постараться не разочароваться в профессии.
Несмотря на то что «Девушки в автобусе» основаны на мемуарах Эми Чозик, название шоу отсылает к произведению другого политического журналиста, Тимоти Кроуза. В 1973 году он выпустил книгу «Парни в автобусе», написанную по следам своего участия в президентской кампании 1972 года. Вместе с коллегами он стал живым (и первым) воплощением понятия pack journalism, то есть «групповой журналистики». Она предполагает, что несколько журналистов из разных (в том числе и соперничающих) изданий или телеканалов формируют общий пресс-пул ради освещения политического события. Считается, что так события могут быть освещены по-разному, с представлением альтернативных точек зрения. Однако на практике из-за того, что все журналисты работают с одинаковыми источниками информации и описывают идентичные события, их новости тоже получаются однотипными.
Но вернемся к сериалу, который строит сюжет вокруг такого профессионального сотрудничества журналисток. Поскольку реальной политики и ее закулисья шоу едва касается, то герои так утрированы, что увидеть в них конкретных политических деятелей сложно. Единственным узнаваемым персонажем массовой культуры здесь оказывается писатель и гонзо-журналист Хантер Томпсон. Он служит своего рода ролевой моделью для амбициозной Сейди и видится ей каждый раз, когда она нуждается в поддержке. У ее коллеги Кимберли тоже есть свой идеал из прошлого — Рональд Рейган. Учитывая, что обеим героиням около 35 лет, странно, что авторитетами и путеводными звездами в профессии для них служат герои из времен, которые сами девушки не застали в сознательном возрасте.
Это спорное допущение создателей шоу хоть и выглядит малоубедительным (кажется, что кумирами Сейди, Кимберли и Лолы должны быть знаменитости помоложе), все же вписывается в концепцию сериала, представляющего политику как развлечение. Героини вечно куда-то спешат, рвутся взять чей-нибудь эксклюзивный комментарий и спорят с редакторами, но вся эта суета так же неправдоподобна, как жизнь уже упомянутых героинь «Секса в большом городе», которые днями просиживали в ресторанах, а ночами развлекались в клубах — и при этом успевали строить успешную карьеру.
В проекте нет напряжения «Карточного домика» и подковерных интриг «Западного крыла». «Девушки в автобусе» ближе к ироничному «Вице-президенту» и откровенно насмехающемуся «Господину мэру». Оба проекта рассказывали о политике в сатирическом ключе, не выдавая себя за глубокое исследование темы. Проект Чозик же усердно «делает» серьезное лицо, но так часто хохмит о героинях, что лишается остатков вдумчивости. При этом ни тиктокерша Лола, ни консервативная Кимберли, ни суетливая Сейди не раскрываются как самодостаточные и оригинальные персонажи.
Лола воплощает в себе все стереотипы о тиктокерах: прогрессивная, грубоватая и, как Эллочка-людоедка, лишенная богатого словарного запаса. Кимберли, которая работает на главном телеканале американских консерваторов (здесь пародируется Fox), — собирательный образ всех шаблонных карьеристок; никакого альтернативного взгляда на то, что привело ее в профессию и каким идеалам она следует (а они у нее наверняка есть), не представлено. Собравшая пул журналисток Грейс тоже написана грубыми мазками, без нюансов — у нее вроде бы есть семья (то есть замужем она не только за работой), но это лишь бледный штрих к портрету государственной деятельницы (ее точная должность не проговаривается). Еще и лауреатки Пулитцеровской премии (а вот это проговаривается, но лишь вскользь).
Самой живой и понятной из всех оказывается главная протагонистка Сейди — та самая, которой мерещится Хантер Томас. Она же за кадром комментирует сюжетные коллизии. Сейди работает в авторитетной газете New York Sentinel, но про предвыборную гонку рассказывает в формате бульварной статьи, а не серьезного материала уважаемого издания. В какой-то момент невольно ожидаешь услышать реплику в духе Кэрри Брэдшоу: «И просто так… я узнала, что же такое политика».