«Созвездие»: сай-фай-сериал о газлайтинге и отношениях матери с дочерью
Женщина-астронавт Джо (Нуми Рапас) работает на Международной космической станции. Со своими близкими — мужем Магнусом (Джеймс Д’Арси) и дочерью Элис (Давина Колман) — она общается по видеосвязи, но вынужденно прерывает очередной разговор и пропадает с радаров. Оказывается, на МКС произошла серьезная авария, и астронавты тщетно пытаются устранить ее последствия. Один из членов экипажа погибает, а другие эвакуируются. Джо остается на станции одна, чтобы залатать повреждения, но когда запас кислорода начинает иссякать, экстренно возвращается на Землю. По прибытии она понимает, что за время ее отсутствия многое изменилось: близкие, особенно дочь, стали другими. Женщина сомневается в реальности окружающей действительности.
Последние несколько лет американская стриминговая платформа Apple TV+ все больше увлекается научно-фантастическими проектами. В 2023 году увидели свет четыре знаковых истории про альтернативное будущее и чудеса технологического прогресса. В ретрофутуристической драме «Ногти» героиня Джесси Бакли работала в научном институте, где с помощью анализа ногтевой пластины можно было подобрать себе идеального партнера. В сериале-антологии «Экстраполяции», действие которого разворачивалось в 2037 году, люди столкнулись с ужасающими последствиями изменения климата. В антиутопическом «Укрытии» обитатели громадного бункера усомнились в безопасности «совершенного» подземного мира. В сай-фай-сатире «Здравствуй, будущее!» прозорливый коммерсант продавал дома на Луне, обещая клиентам кардинальные перемены в жизни. Теперь к научно-фантастической тематике обратился интригующий проект «Созвездие», шоураннером которого выступил Питер Харнесс («Доктор Кто»), а одним из режиссеров стала Мишель Макларен («Во все тяжкие»).
Сериал, состоящий из восьми эпизодов, представляет собой гремучую смесь из научной фантастики, мистики и психологического триллера. «Созвездие» сразу же покоряет вселенским масштабом: женщина-астронавт не просто красиво парит в невесомости, а пытается установить причину аварии на МКС и выходит в открытый космос. Предвкушение чего-то грандиозного в духе «Гравитации» или «Чужого» (героиню преследует нечто сверхъестественное) не покидает зрителя две первых серии, но заигрывание со знакомыми сюжетами вскоре оказывается обычной приманкой. «Созвездие» быстро спускается с небес на землю и оборачивается запутанной драмой с элементами сай-фая, что скорее разочаровывает. Авторы проекта не изобретают велосипед и просто соединяют квантовую физику с психоанализом, подражая таким популярным сериалам, как «Тьма» и «Очень странные дела».
На протяжении восьми эпизодов шоураннеры выдвигают разные версии, объясняющие странное поведение героини, которая никак не может вернуться к обычной жизни и утверждает, что видела на орбите труп женщины-космонавта в советском скафандре. К примеру, у астронавтов, недавно завершивших миссию, часто наблюдается дезориентация в пространстве. А экстремальная ситуация, пережитая Джо на МКС, и вовсе могла спровоцировать параноидный синдром. Расследование, за которое берется главная героиня в надежде докопаться до сути и доказать, что она — не сумасшедшая, становится двигателем сюжета.
Однако нагромождение научных гипотез, теорий заговора и историй о призраках прошлого не удивляет сложносочиненностью, а гарантирует эффект дежавю. Киноманам, подкованным в сай-фае, будет сложно справиться с постоянным чувством узнавания. Фантастические явления и научные эксперименты, которые, конечно же, проводятся в лаборатории Звездного городка, вызывают не интерес, а недовольную ухмылку — все это мы уже видели миллион раз. Сюжетные линии, посвященные взаимовыгодному сотрудничеству работников космической отрасли из США и России, — топорные и непродуманные.
Главный научный сотрудник Rocket Propulsion Laboratories Agency, загадочный ученый Генри Кальдера (Джонатан Бэнкс) готов на любые жертвы ради подтверждения своей научной гипотезы, — и все-таки его мотивация, как и неоднозначные отношения с дамой из «Роскосмоса», выглядят притянутыми за уши. Линия отношений Кальдеры с братом-близнецом, бывшим астронавтом Бадом, строится на загадках, но все они легко разрешимы, — достаточно обращать внимание на детали.
Единственное, за чем в «Созвездии» действительно хочется следить, — так это за трансформацией женщины-космонавта Джо. Героиня Нуми Рапас проживает тяжелый личностный кризис, что сказывается на ее отношениях с ребенком. Выстраивая линию отношений матери и дочери, создатели сериала явно ориентировались на «Проксиму» с Евой Грин. Во французской драме нерушимая связь астронавта Сары с дочкой тоже проходила испытание разлукой. В «Созвездии» продолжительное отсутствие матери в жизни юной Элис приводит к центральному конфликту. Несмотря на то, что Джо каждый день общалась с дочерью по видеосвязи, пока была на МКС, девочке остро не хватало ее физического присутствия и поддержки. Теперь Элис старательно избегает доверительного общения с Джо и даже прячется от той в шкафу. Придут ли мать и дочь к взаимопониманию, или последствия разлуки необратимы? В этом вопросе заключается главная интрига сезона.
Авторы не менее старательно раскрывают характер самой Джо. Нуми Рапас, которой подвластна любая роль — от Лисбет Саландер («Миллениум») до ведьмы («Ты не будешь в одиночестве»), — самоотверженно вживается в образ женщины-космонавта. Шведская актриса не впервые отправляется к звездам: в научно-фантастическом хорроре «Прометей» (2012, задумывался как приквел «Чужого») она лицом к лицу столкнулась с инопланетным монстром. В «Созвездии» мы наблюдаем за тем, как позитивная и энергичная космонавтка постепенно превращается в нервную и запутавшуюся в себе женщину. Героиня теряет контроль над собственной жизнью, но вместо необходимой поддержки от мужа и коллег получает таблетки, которые совсем не помогают. Супругу проще прибегнуть к газлайтингу, чем поверить Джо и разобраться в причинах ее эмоционального состояния.
Потерянность героини отражается в сценах, где она закрывает глаза и попадает в длинный темный коридор. Что это — убежище или альтернативная вселенная, — предстоит выяснить зрителю. Тьма в сериале сгущается медленно, что усиливает и без того тревожную атмосферу. Освещенные солнцем научные городки и пустынная местность (география «Созвездия» охватывает Германию, Казахстан и Россию) сменяются бескрайними заснеженными пейзажами. В финальных эпизодах Джо оказывается во власти вечного холода и тьмы. Ледяная мрачность сериала невольно ассоциациируется с сеттингом четвертого сезона «Настоящего детектива». В «Стране ночи» отважные сыщицы блуждали в снежном плену в поиске ответов. Тем же занимается отчаянная астронавт Джо.
«Созвездие» умело водит зрителя за нос в первых сериях, но его таинственное очарование быстро улетучивается. Фанаты научной фантастики без труда догадаются, что именно случилось на МКС, и вряд ли дойдут до конца сезона из-за сюжетной предсказуемости. Сериал хочет казаться умнее и изворотливее, чем есть на самом деле, но терпит поражение в мелочах.
Остается первоклассная игра Нуми Рапас и пронзительная история отношений матери и дочери. Возможно, второй сезон, на который намекает финал, окажется более изобретательным.