Как фэнтези-сериал «Санктуарий: История ведьмы» рассказывает о преследовании женщин
Современная ведьма Сара Фенн (Элейн Кэссиди) живет в небольшом английском городке Санктуарий вместе с дочерью Харпер (Хэйзел Дуп). Женщина использует свой магический дар, чтобы помогать людям. Времена, когда ведьм преследовали и сжигали на кострах, давно прошли, поэтому Сару в городе ценят и уважают. Колдунья оказывает поддержку всем, кто к ней обращается, и совершает чудеса. Отношение жителей Санктуария к ведьме резко меняется, когда во время вечеринки погибает старшеклассник Дэниел Уитмен. На первый взгляд его смерть выглядит трагической случайностью, но рядом находилась дочь Сары, у которой, как выясняется, были веские причины свести с парнем счеты. Сара и Харпер сталкиваются со всеобщей ненавистью, перетекающей в остракизм.
В основу мини-сериала «Санктуарий: История ведьмы» лег роман-бестселлер британской писательницы и журналистки Виктории Джеймс «Санктуарий» (в оригинале «Sanctuary: A Novel of Suspense, Witchcraft, and Small Town Secrets»). Мистический триллер, опубликованный в 2019 году, рассказывал о современном преследовании женщины за колдовство в тихом английском городке. Новую книгу автора успешной фэнтези-трилогии «Темные Дары» радушно приняли литературные критики. «Санктуарий» обличал оправдание насилия и мизогинию в патриархатном обществе, поэтому казался болезненно актуальным. В тревожном романе угадывались очертания «Большой маленькой лжи» Лианы Мориарти и исторической пьесы Артура Миллера «Суровое испытание». Сюжет о мрачных семейных тайнах и массовой истерии в изолированной среде окутывал оккультный флер. Джеймс в деталях описывала магические ритуалы, к которым официально зарегистрированная ведьма Сара прибегала на протяжении всего повествования. Фольклорные элементы тонко переплетались с фем-повесткой, что делало «Санктуарий» не только увлекательным, но и злободневным произведением.
За последние несколько лет телеканал AMC выпустил две знаковые экранизации культовой мистики — «Интервью с вампиром» (2022) и «Мэйфейрские ведьмы» (2023). На их фоне скромный «Санктуарий» несколько теряется. За экранизацию мистического романа отвечали режиссеры Лиза Мулкахи («Годы», «Легенда Лонгвуда») и Джастин Молотников («Чужестранка», «Мерлин»). За плечами постановщиков уже был успешный опыт работы над масштабными фэнтези и семейными сагами, поэтому с камерным триллером о современной колдунье они точно должны были справиться. Шоураннером выступила Дэбби Хорсфилд, написавшая историческую драму «Полдарк». А автор романа Виктория Джеймс активно следила за съемочным процессом и сейчас продвигает адаптацию у себя в соцсетях.
Создатели сериала полностью сохранили сюжетный каркас романа и не стали переосмыслять характеры героев. Однако режиссеров куда больше волновали конфликты персонажей и проблемы захолустного городка, чем магическое ремесло Сары. За семь эпизодов тихий и уютный Санктуарий стремительно теряет свое обаяние и оборачивается городом с пуританскими нравами и травлей за инакомыслие. Как и в романе, ведьма Сара Фенн быстро превращается из всеобщей любимицы в жертву человеческой жестокости. Тема буллинга в сериале обостряется до предела, наблюдать за тем, как колдунья и ее дочь-подросток подвергаются гонению — просто невыносимо. Увы, другие важные темы, затронутые в книге, сериал освещает не так подробно.
Необычность «Санктуария» заключается в изначальной репрезентации колдуньи не как изгоя, а как полноправного члена общества. Во многих фильмах и сериалах ведьмы вынуждены скрывать свои сверхъестественные способности от чужих глаз, иначе — жди беды. К примеру, в третьем сезоне «Американской истории ужасов» сразу проводилась четкая параллель между процессом над салемскими ведьмами (в 1692 году в американском городе Салем по обвинению в колдовстве были заключены в тюрьму почти две сотни человек, 14 женщин и пятеро мужчин были казнены) и преследованиями женщин с магическим даром в XXI веке. В «Леденящих душу приключениях Сабрины» героиня выбирала между скромной жизнью среди смертных и раскрытием магических талантов в Академии незримых искусств. В «Хэллбендере» мать и дочь, ведьмы по крови, прятались от враждебного мира в лесной чаще, где их колдовство никто не ограничивал.
Но первый эпизод «Санктуария» открывается словами главной героини: «На протяжении сотен лет ведьмы скрывали свою силу из страха преследования. Сегодня мы живем открыто и можем свободно заниматься своим ремеслом». О темном прошлом английского городишки, затерянного среди зеленых холмов, никто, кроме Сары, не вспоминает. Героиня знает, что в стародавние времена своенравных женщин, обладающих внутренней силой, обвиняли в стихийных бедствиях, болезнях и случайных смертях. И все-таки Сара считает, что охота на ведьм канула в Лету и в цивилизованном мире Санктуария попросту невозможна. Магические практики регулируются законом, права ведьм защищают специализирующиеся на этом адвокаты. Авторы сериала всячески подчеркивают, насколько комфортно и спокойно живется современной колдунье, чтобы чуть позже шокировать зрителя безграничной ненавистью горожан к ней.
Охоту на ведьм начинает мать погибшего подростка, Эбигейл (Эми Де Брюн). В книге ее мотивы объяснялись травмой: она была лучшей подругой Сары, но, потеряв сына, настроила против нее весь город. Создатели сериала демонизируют Эбигейл, хотя писательница видела ту более сложным персонажем, а зло скорее искала в обезумевшей толпе. Сюжет о массовой травле ведьмы и ее дочери в «Санктуарии» напоминает известный случай Каарины Пунасуомалайнен. В 1659 году девушку обвинили в колдовстве на том основании, что ее мать Маркетта занималась магией. Согласно народным поверьям, ведьмовство передается от матери к дочери. В сериале, как и в книге, суеверий оказывается достаточно, чтобы горожане воспылали ненавистью к Саре и Харпер.
Параллельно сюжету об охоте на ведьм развивается рыхлая детективная линия — полицейская Мэгги Найт (Стефани Леви-Джон) расследует обстоятельства гибели Дэниела и рассматривает разные версии. Но все сюжеты растворяются в душераздирающей истории о преследовании ведьмы. Авторы пытаются понять, как обычные люди превращаются в безжалостных монстров. Оправдание насильника, порноместь и виктимблейминг — далеко не все, на что способно, казалось бы, цивилизованное общество.
Сериал озвучивает важные проблемы, но так и не находит баланс между фэнтези и социальной драмой. В книге Виктории Джеймс особое внимание уделялось именно магическим практикам. Однако на экране ремесло колдуньи получает скудное воплощение. Сара чертит в воздухе загадочные символы, на скорую руку готовит зелья, чудесным образом исцеляет недуги — ей не хватает разве что волшебной палочки. Правда, на экране появится шабаш. В кино ведовские ковены обычно несут феминистский месседж — ведьмы объединяются, чтобы многократно усилить свои способности («Колдовство») и противостоять патриархальному злу («Салем», «Зачарованные»). В «Санктуарии» шабаш также служит метафорой сестринства: женщины регулярно встречаются и обмениваются энергией. Солидарность подруг рождает могущественную силу, которую Сара применяет во благо людям. Но глубокого погружения в темный мир магии не случится: самую любопытную составляющую романа, изнанку колдовства, создатели сериала оставляют за кадром. Авторы решили углубиться в исследование человеческих отношений, а мистические практики сделали украшением драмы.
Зато достойное прочтение получает сюжетная линия, связанная с отношениями Сары и ее дочери Харпер. Девушка с детства борется с чувством неполноценности: она не находит у себя магических способностей и считает себя «провалом». Ее мать, всемогущая ведьма, в совершенстве владеющая темными искусствами, абсолютно беспомощна в общении с дочерью. В первых эпизодах Сара тщетно пытается наладить контакт с замкнутой Харпер, но их сближение происходит только после честного разговора о травмирующем опыте. Эта трансформация отношений из прохладных в доверительные, в отличие от других арок, вышла психологически убедительной.
Ирландская актриса Элейн Кэссиди, сыгравшая Сару, чувствует себя в мистике, как рыба в воде. Она снималась в хорроре «Другие» с Николь Кидман и сериале AMC+ «Открытие ведьм», но именно в «Санктуарии» удостоилась драматического бенефиса. Актриса буквально заглядывает в душу колдуньи и разделяет боль героини. Именно самоотверженная игра Кэссиди спасает каждый эпизод, не давая экранизации развалиться.