Как сериал «Криминальное прошлое» говорит о насилии и расизме без морализаторства
Сержант лондонской полиции Джун (Каш Джамбо) получает дежурное задание — проверить поступивший на горячую линию звонок: испуганная девушка сообщила об угрозах бойфренда. Во время нападения с ножом он ей рассказал, что зарезал бывшую подружку и убийство сошло ему с рук, а в тюрьме наказание за это преступление отбывает другой человек. Джун решает провести собственное расследование и выяснить, о чем говорила звонившая девушка, которая скрылась до приезда полиции. Она обращается к старшему инспектору Хегарти (Питер Капальди, 12-й Доктор Кто), расследовавшему убийство 10 лет назад. Тогда молодую женщину нашли с многочисленными ножевыми ранениями, но Хегарти уверяет, что в тюрьме сидит настоящий убийца, и рекомендует Джун заняться «своими делами».
В этом месяце на HBO c большой помпой вышел четвертый сезон «Настоящего детектива». Практически одновременно с ним Apple TV+ без особого шума выпустил сериал «Криминальное прошлое», который можно назвать «Настоящим детективом» по-английски. Сериалы похожи не только по сюжету — два очень разных детектива расследуют сложное дело, которое постепенно становится для них все более личным, — но и визуально, отрешенной съемкой в холодной гамме. Но если в новом сезоне «Настоящего детектива» в главных ролях две женщины, которых играют Джоди Фостер и Кали Рейс, то в «Криминальном прошлом» другая пара — начинающая Джун и опытный Хегарти. И только формально они действуют сообща, а на самом деле работают друг против друга.
Интересно, что «Криминальное прошлое» снял Джим Лоуч — сын одного из самых титулованных британских режиссеров, обладателя двух «Золотых пальмовых ветвей» Кена Лоуча. Лоуч-старший уже несколько десятилетий снимает остросоциальное кино про жизнь британских низов. И новый сериал Лоуча-младшего тоже рассказывает о проблемах в обществе.
В «Криминальном прошлом» детективная интрига, которая раскручивается из-за телефонного звонка, вытягивает одну за другой общественные проблемы и системные нарушения: темнокожая Джун, начинающая свое расследование, сталкивается с плохо скрываемым расизмом и дискриминацией по полу, кумовством в полиции и коррупцией. Джун не может понять даже ее белый муж, который советует ей быть напористее, когда она жалуется, что двери для нее были закрыты с самого начала из-за ее цвета кожи и пола. Противостояние между Джун и инспектором Хегарти можно рассматривать как борьбу истеблишмента и меньшинств, которую представляет решительная и бескомпромиссная героиня. И догадаться, на чьей стороне создатели сериала, несложно: они прощают Джун многочисленные нарушения протокола и не раз «спасают» ее от смертельной опасности.
Главная тема сериала — домашнее насилие: Джун расследует серию преступлений против женщин, которые даже в Великобритании, где с этой проблемой последовательно борются, часто оказываются крайне уязвимыми. Создатели сериала отмечают важную вещь: самые страшные преступления совершают не ужасные злодеи, одержимые ненавистью к человечеству, как в шпионских боевиках, а обычные люди, чьи-то коллеги и соседи. Насилие может происходить прямо у вас за стеной.
Место действия сериала — неблагополучные районы Лондона, «спальники» и типовые многоэтажки. Зрителям показывают нетуристические виды города (если бы не красные двухэтажные автобусы и шашечки на форме полиции, можно было бы и не понять, что действие происходит в столице Великобритании). Состав героев «Криминального прошлого» такой же разнообразный по цвету кожи и происхождению (темнокожие, турки, сикхи), как и жителей города, в котором происходит действие. Но создателям сериала (сценарий написал Пол Рутман) удается избежать морализаторства: оставаясь предельно политкорректными, не только сказать об актуальной повестке (главную героиню приглашают выступить на пресс-конференции, чтобы среди спикеров были не только белые люди), но даже немного пошутить над героями.
Прежде всего «Криминальное прошлое» увлекает своей детективной интригой. Сериал не выдыхается к середине — наоборот, с каждой серией становится все напряженнее, обрастая новыми деталями.