Обрести свободу: история развода Присциллы и Элвиса Пресли в фильме Софии Копполы
1959 год. 14-летняя Присцилла вместе с семьей живет в Германии, где служит ее отец. Там же по воле случая оказывается 24-летний американский солдат-срочник Элвис Пресли, к тому моменту уже любимчик миллионов. Сослуживец отца Присциллы оказывается другом Элвиса и зовет юную девушку на одну из вечеринок музыканта. Родители сперва против, но после заверений друга о том, что девочка будет в безопасности, уступают. В этот судьбоносный вечер Элвис познакомится со своей будущей (и единственной) женой, а Присцилла сделает выбор не в свою пользу — по уши влюбится в мужчину, который сделает ее несчастной.
Разочарование наступит намного позже, а сейчас юная Присцилла, растерянная и стеснительная девочка-подросток, купается во внимании молодого мужчины, который клянется ей в любви, одаривает дорогими подарками и не склоняет к интимной близости, настаивая на «нужном моменте», который еще не наступил. Пресли, который в то время был в отношениях с актрисой Анитой Вуд, обещает Присцилле, что ожидание стоит того. Тогда же он подсаживает будущую избранницу на амфетамины и прочую «химию», которой злоупотреблял сам и к которой у него всегда был свободный доступ.
Сейчас, анализируя подобный сценарий отношений, комментаторы в соцсетях и психологи забили бы тревогу: сколько «красных флагов»! Но в те годы роман, разгоревшийся между подростком Присциллой и взрослым Элвисом, смутил разве что ее родителей, которые, впрочем, тоже со временем сменили гнев на милость. С их тихого согласия Присцилла переехала из отчего дома в роскошный особняк своего будущего мужа в Мемфисе (до этого пара провела несколько лет в разлуке после того, как Элвис закончил службу в армии и вернулся в США).
Только за последние пару лет вышли две громкие картины о короле рок-н-ролла: «Элвис» База Лурмана с Остином Батлером и «Присцилла» (в русской адаптации «Присцилла: Элвис и я» по мотивам названия автобиографии Присциллы Пресли) Софии Копполы с Джейкобом Элорди. Но сравнить эти проекты интересно не потому, что они вышли с разницей в год, а потому, что по ним видно, как историю Элвиса рассказывает режиссер-мужчина и как ее видит режиссер-женщина. Лурман без лишнего стеснения снял не просто байопик, а двухчасовое признание в любви. Нездоровый роман 24-летнего музыканта и 14-летней девочки он игнорирует, а Элвис в его представлении едва ли не мученик, посвятивший всего себя карьере и «сгоравший» на каждом концерте на глазах у обезумевшей толпы. Коппола исследует, как в этом костре амбиций и всемирной славы сгорала и юная Присцилла — неопытная, пугливая и податливая девчонка, на месте которой хотели оказаться миллионы женщин.
Сам Элвис не упускал возможности напомнить своей юной избраннице, как ей повезло и насколько особенной стала ее жизнь после знакомства с ним. Присцилла, которая долго терпела не только тотальный контроль со стороны избранника (Элвис лично выбирал для нее наряды, настоял на смене цвета волос и более ярком повседневном макияже), но и его равнодушие: крутивший романы на стороне певец следил за тем, чтобы и никто другой не смел прикасаться к ней. Даже готовясь к возвращению в Америку после службы в армии, Пресли дал Присцилле главное наставление — сберечь свою девственность. Присцилла кивала: конечно, она его дождется. Дождется, по-детски не требуя ничего взамен.
Неудивительно, что человек, требующий для себя такой покорности, выбрал столь юный объект желания. Неопытную и доверчивую Присциллу можно было взрастить и воспитать по собственному вкусу, превратив ее не просто в идеальную жену, а в живую куклу, которой за хорошее поведение полагалось поощрение: внимание, дорогие подарки и в целом жизнь, недоступная для большинства смертных. Но все это при условии тотального подчинения. Элвис ограничивал свободу Присциллы, запрещая ей работать, сделав узницей своего роскошного дома: «Либо я, либо карьера. Когда я звоню, мне нужно, чтобы ты всегда отвечала».
В основе фильма — автобиография Присциллы Пресли 1985 года, в которой она развенчивает миф об идеальной семейной жизни короля рок-н-ролла и собственный опыт отношений с музыкальной легендой. София Коппола, которая всегда хотела исследовать жизнь выдающегося мужчины через опыт влюбленной в него женщины, увидела в этом сюжете не сказочную историю любви, а травмирующий и болезненный опыт одинокого ребенка, которого никто не уберег от абьюзивных отношений со взрослым мужчиной.
При этом постановщица обходится с образами своих героев аккуратно, не превращая их историю в шаблонный сюжет про красавицу и чудовище. Да, Элвис едва ли не впервые представлен на экране не безупречной звездой, а мужчиной со своими пороками, страхами и ошибками. Он, его поведение и принимаемые им решения вызывают множество вопросов. Но в том, как его играет Элорди (совершенно иначе, чем это сделал Остин Батлер), и в том, как его показывает Коппола, хорошо видно, чем именно он покорил свою избранницу — он всегда знал, когда обнять Присциллу или рассыпаться в извинениях. Блестяще справляется со своей ролью и Кейли Спейни, совмещая в образе молодой Присциллы юношескую наивность и хрупкость с желанием быть ровней своему любимому мужчине, которого обожает весь мир.
София Коппола делает Присциллу главной героиней истории, даря зрителю возможность посмотреть на жизнь короля рок-н-ролла более трезвым взглядом и без лишней очарованности. Вышедшая за месяц до итальянской премьеры «Присциллы» «Барби», а также соревновавшаяся в венецианском смотре драма «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун образовали в 2023 году своеобразную трилогию о женщинах, возвращающих себе свою свободу. Барби в исполнении Марго Робби сбегала из пластмассового мира в поисках своей идентичности. Героиня Эммы Стоун, в тело которой коварный ученый пересаживал мозг младенца, училась жить без чужой указки и выходила из-под власти своего «творца». А Присцилла разводилась с Элвисом, устав от жизни в его тени. Получается хорошая и важная серия историй, предлагающих свежий взгляд на архетипичные лав-стори: в них героини решаются полюбить другого, сперва научившись любить себя.