Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Небесная девушка
В 1925 году в турецкий город Бурса приехал президент и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. В новой должности он старался посетить все уголки страны, чтобы пообщаться с народом. В Бурсе он навестил детский приют, где встречи с ним ждала 12-летняя Сабиха.
«Я не могла поверить, что могу встретить Ататюрка. Постоянно выходила во внутренний двор в надежде увидеть его. В один из таких походов он оказался во дворе, я подошла к нему. Он спросил, почему я хотела его видеть, на что я ответила, что хочу попасть в школу-интернат. После этого он немного подумал и спросил, не буду ли я против, если он меня удочерит. Я была поражена, но не могла просто согласиться: нужно было получить разрешение семьи — его дал мой брат», — вспоминала Сабиха знакомство с будущим приемным отцом.
Сабиха Гёкчен родилась 22 марта 1913 года в Бурсе. По одной версии, ее родители были боснийцами и рано умерли, по другой — армянами, которые были вынуждены бежать из Турции из-за геноцида в 1915 году, а дочку оставили в приюте, боясь, что она не выдержит дальнего пути. После того, как Ататюрк удочерил ее, Сабиха сначала училась в школе в Анкаре, а потом продолжила образование в Стамбуле. Еще не зная о том, какая судьба ждет дочь, Ататюрк дал ей фамилию Гёкчен: в переводе с турецкого — «небесная девушка». Ататюрк не раз говорил, что будущее — за небом, подразумевая важность развития авиации, особенно после Первой мировой войны.
В 1935 году Сабиха вместе с Ататюрком побывала на церемонии открытия летной школы «Турецкие пташки» и впечатлилась показательными выступлениями планеристов и парашютистов (среди которых были и советские спортсмены, приглашенные в качестве преподавателей). «К тому моменту я видела парашютистов и самолеты только в фильмах. Я даже не думала о том, чтобы летать. Ататюрк увидел мой интерес и спросил, хочу ли я себя попробовать в этом деле», — рассказывает Сабиха Гёкчен.
Утвердительный ответ девушки не заставил себя ждать. Так Сабиха стала первой женщиной, которая присоединилась к «Турецким пташкам»: к учебе она приступила уже на следующий день. С поддержкой Ататюрка пришла и большая ответственность: Сабиха не могла себе позволить подвести ни его, ни свою страну.
Женщина на войне
При Ататюрке турецкое общество значительно преобразилось: благодаря проведенным им реформам гендерное неравенство начало сокращаться, женщины получили права, которых у них раньше не было. «Мы стали людьми благодаря своим матерям. Они сделали все, что могли. Но уровень [образования], который у нас имеется, не отвечает современным потребностям и нуждам», — сказал Ататюрк в 1923 году, и уже спустя год был принят закон о едином образовании, благодаря которому женщины смогли обучаться наравне с мужчинами. Позже доступность образования привела к тому, что женщины стали чаще преподавать в университетах и даже управлять школами и работать в министерстве просвещения.
Турецкие женщины, увидев, что им позволили получить новые возможности, решили бороться за расширение своих прав. Принятый в 1923 году закон закрепил избирательные права только за мужчинами. В ответ на это в 1924 году в Турции появилась первая женская партия — «Союз турецких женщин». Спустя шесть лет борьбы у «Союза» получилось добиться своего: в 1930 году женщинам разрешили голосовать на выборах и даже участвовать в них (законодательно это право было закреплено только в 1934 году).
Принятая в 1924 году Конституция запретила многоженство, отец и мать уравнивались в вопросах воспитания детей и наследства. Закон «О внешнем виде» в 1925 году разрешил не носить чадру, одеваться по-европейски и пользоваться косметикой.
Женщины активно осваивали новые профессии. Например, Муаммер-ханым в 1920-х стала первой таксисткой в стране, крестьянка Хатидже Чырпан в 1935 году избралась в меджлис (парламент). В 1930 году в Турции появилась первая женщина-судья.
В это же время, когда турецкое общество наделяло женщину все большим количеством прав, дочь Ататюрка Сабиха в числе восьми лучших студентов отправилась в Советский Союз на полугодовую стажировку. СССР в 1930-х годах оказывал Турции помощь в военном оснащении и образовании, в том числе в сфере авиации: инструктор Сергей Анохин (который учил и Сабиху) провел в Турции пять лет, обучая студентов полетам на планерах и самолетах. 24 февраля 1936 года Сабиха Гёкчен впервые подняла самолет в небо — ей было 23 года.
«Может быть, ты будешь первой женщиной — военным пилотом в мире. Какая это будет гордость, если турецкая девушка станет первой женщиной — военным пилотом в мире, как ты думаешь?» — сказал Ататюрк Сабихе. Она отправилась в Академию Воздушных сил, где тогда учились только мужчины. Впрочем, до нее женщины уже становились военными пилотами. Сабихе предстояло войти в историю в другом статусе. Правда, случилось это при печальных обстоятельствах.
В 2011 году Реджеп Тайип Эрдоган, на тот момент премьер-министр Турции, принес извинения за Дерсимскую резню — жестокое подавление восстания курдов, случившееся в 1937 году. Массовые протесты начались из-за политики принудительной ассимиляции. На их подавление Ататюрк отправил около 25 000 военных. Были убиты десятки тысяч мирных жителей. Именно тогда Сабиха получила свой первый боевой опыт, управляя бомбардировщиком.
Героиня Турции
В 1937 году Сабиха получила свой диплом. А в следующем году совершила пятидневный перелет по странам Балкан: она побывала в Греции, Болгарии, Сербии и Румынии. Ее полет, по мнению Ататюрка, должен был продемонстрировать, на что способны турецкие женщины.
Затем Гёкчен назначили главным инструктором ее альма-матер — летной школы «Турецкая птица», в которой она проработала до 1955 года, а позже вошла в исполнительный совет школы. Сабиха Гёкчен оставила полеты в 1964 году: за 28 лет она провела в небе 8000 часов и научилась управлять 22 видами воздушных судов.
В 1953-м и 1959 годах ее приглашали в США. Сабиха приняла приглашение, чтобы рассказать о Турции, Ататюрке и турецких женщинах всему миру. Американкам разрешили участвовать в боевых полетах только в 1993 году — спустя почти 50 лет с того момента, как это сделала Сабиха Гёкчен. В 1996 году ВВС США выбрали ее единственной женщиной-пилотом для плаката «20 величайших авиаторов в истории». Свой последний полет Сабиха Гёкчен совершила в 83 года. Легендарная летчица прожила 88 лет и скончалась 22 марта 2001 года — в свой день рождения.
В 1990 году Международная федерация аэронавтики (ФАИ) наградила Сабиху Гёкчен одной из своих высших наград — золотой авиационной медалью, которая с 1925 года присуждается за особо крупный вклад в развитие авиации и космонавтики. В 2002 году, спустя год после смерти Сабихи, ФАИ учредила награду ее имени: медалью Сабихи Гёкчен отмечают женщин, добившихся успеха в авиации. Из 15 ее лауреаток девять — россиянки.
Пример Сабихи Гёкчен вдохновил уже не одно поколение женщин, которые решили связать свою жизнь с авиацией. «Она стала лидером, который проложил путь для меня. Я вижу ее достижения, порой нам нужен пример из реальной жизни, Сабиха стала для меня таким примером», — делится первая женщина-пилот истребителя F-16 Берна Шен.