После смерти матери 12-летняя Джорджи (Лола Кэмпбелл) осталась сиротой. Девочка вынуждена сама заботиться о себе и вроде бы неплохо с этим справляется. Она поддерживает порядок в доме, расставляя диванные подушки так, как это делала мама, выпрашивает продукты в магазине в долг, ответственно выбирает кондиционер для белья и на пару со своим другом Али (Алин Узун) промышляет угоном велосипедов. Джорджи нагло врет соцслужбам, что за ней присматривает ее дядя Уинстон Черчилль. Те почему-то верят девочке, хотя опекуна ни разу не видели. Все меняется, когда в хрупкий мир подростка неожиданно врывается отец. За 12 лет Джейсон (Харрис Дикинсон) ни разу не удосужился связаться с дочерью, но теперь решил наверстать упущенное. Он заключает с Джорджи сделку: обещает не рассказывать социальным службам правду о вымышленном дяде, если девочка позволит ему остаться. Так у Джорджи появляется отец, который больше напоминает взбалмошного подростка, чем ответственного взрослого.
Премьера инди-драмы «Задира» постановщицы Шарлотты Риган состоялась в прошлом январе на фестивале независимого кино «Сандэнс». На престижном смотре режиссерский дебют 29-летней британки получил Гран-при в программе «Международное драматическое кино». Вслед за фильмами «Где-то» Софии Копполы и «Солнце мое» Шарлотты Уэллс эта картина пристально изучает взаимоотношения дочерей и отцов. Однако Риган изображает родителя не уставшим взрослым с выгоранием и депрессией, а большим ребенком.
30-летний Джейсон с радостью ввязывается в криминальную авантюру, помогая 12-летней Джорджи угнать велосипед, ищет «клад» с помощью металлоискателя, обижается по мелочам, много дурачится и гримасничает. Чтобы установить эмоциональную связь с дочерью, он придумывает семейный танец под строчку из Losing My Religion группы R.E.M. — интересно, что под эту же песню разворачивался конфликт, превратившийся в непреодолимую дистанцию, между героями фильма «Солнце мое».
Джейсон и Джорджи, напротив, постепенно сближаются, а понять друг друга им помогают страсть к приключениям и озорству. Правда, вопрос, кто из героев играет роль ребенка, а кто — родителя, остается открытым на протяжении всего фильма, почти как в классике неореализма «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики. Девочка ловко управляется с домашними делами, в то время как отец никак не может разобраться со стиральной машиной и ломает ее.
Мотивы вынужденной самостоятельности и преждевременного взросления Риган смешивает со счастливыми воспоминаниями о детстве. Сама режиссер часто проводила летние каникулы у бабушки в социальном жилье на севере Лондона. Неблагополучный район казался ей тогда «полным любви местом, где все заботятся друг о друге». Так и 12-летняя Джорджи преображает неприглядную рутину гетто силой воображения. В выдуманном героиней мире пауки носят имена полководцев (Наполеон, Александр Великий), изображенные на стене облака оживают, а разукрашенные в пастельные тона домики напоминают сказочные замки. Так девочка абстрагируется от суровой действительности, где на ее плечах лежат совсем недетские обязанности: стирка, уборка, готовка и поиск заработка.
Похожим образом бежали от реальности герои фильма «Проект «Флорида» Шона Бэйкера — пока молодая мать Хейли (Брия Винайте) пыталась добыть денег незаконными способами, ее шестилетняя дочь Муни (Бруклин Принс) болталась по улицам с другими беспризорными детьми и находила счастье в мелочах вроде выброшенных кем-то игрушек и радуги в небе. Шарлотта Риган явно берет пример с «Проекта «Флорида», совмещая юношеский авантюризм с социальной проблематикой. Вместе с верным другом Али (он единственный, кто воспринимает ее всерьез) Джорджи рассекает зеленые луга на велосипедах, рисует домики для маминых пауков и сочиняет безбашенные истории о прошлом своего отца.
Жизнь в бедном районе на камеру фиксирует талантливая оператор Молли Мэннинг Уокер, работавшая над клипами A$AP Rocky и Джеймса Блэйка. Ее полнометражный режиссерский дебют «Как заниматься сексом» получил Гран-при программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале — 2023. В «Задире» Уокер использует те же методы съемки — например, запечатлевает эмоции центральных героев крупным планом. От ее всевидящего операторского ока не укрываются ни дерзкие ухмылки, ни горькие слезы, поэтому чувства Джорджи и ее отца зритель переживает, как свои собственные.
Хулиганка Джорджи держит в страхе весь район. Мальчишки сторонятся пацанки, потому что она покушается на их велосипеды. Девочки ее недолюбливают, потому что она «не умеет пользоваться тональным кремом». Учителя и вовсе считают Джорджи неуправляемой. Но за грубостью и агрессией скрывается непроходящая боль утраты. Изначально «Задира» задумывалась как трагикомедия о мальчике и бабушке, пытающихся заработать денег, чтобы рассчитаться с наркодилером, этакое хулиганское кино в духе Гая Ричи. Планы Риган изменились после смерти ее отца. Пытаясь разобраться в собственных чувствах, Риган бороздила YouTube и наткнулась на видеоролики детей, потерявших родителей. Постановщицу глубоко тронули личные истории подростков, и она решила, что одной из основных тем «Задиры» станет тоска девочки по матери.
Когда горе переполняет Джорджи, она пересматривает запись, где мама расчесывает ей волосы и шутит, что нашла «славную жирную блоху». Неудивительно, что появление непутевого отца героиня принимает в штыки. Обида и злость улетучиваются, когда Джорджи находит точки соприкосновения с ним: оказывается, она все это время не вылезала из футболки Джейсона и унаследовала его бунтарский характер. Постепенно девочка открывает новоиспеченному родителю свое сердце и находит в нем надежную опору.
За настоящую магию родительско-детских отношений отвечают Харрис Дикинсон («Стальная хватка», «Треугольник печали»), не впервые обнажающий свою хрупкость, и удивительная дебютанка Лола Кэмпбелл. Шарлотта Риган принципиально искала на роль Джорджи только непрофессиональную актрису. 10-летняя Кэмпбелл поразила режиссера своей харизмой и неиссякаемой энергией. Правда, перед съемками девочка сильно нервничала и замкнулась в себе. Но когда ей предоставили свободу импровизации, смогла расслабиться и полностью отдалась процессу. В кадре юная актриса смотрится так естественно, будто проживает жизнь своей героини.
В «Задире» суровый антураж kitchen sink drama (британского варианта послевоенного реализма) сочетается с конфетной эстетикой в духе Уэса Андерсона, а жизненные трудности — с детской мечтательностью. В своей дебютной работе Шарлотта Риган ничему не учит и никого не наставляет. Режиссер уверена лишь в одном: человеку нужен человек, чтобы преодолеть ненастья.