Борьба за равные права и против насилия: как живут современные женщины в Таиланде
Осенью 2020-го в Бангкоке ввели чрезвычайное положение — в стране уже несколько месяцев шли студенческие протесты против правительства премьер-министра Праюта Чан-Оча. В том году в них впервые приняли участие фемактивистки, а наряду с политическими вопросами поднимались темы гендерного равенства. Нарушение репродуктивных прав (до февраля 2021 года в стране были запрещены аборты без медицинских и социальных показаний), сексистский школьный дресс-код (девочкам нельзя носить брюки в учебных заведениях), разница в заработной плате и культура изнасилования — обо всех этих проблемах они говорили во время митингов.
Отдельное внимание уделялось присутствию женщин во власти. Когда в 2014 году в стране произошел переворот, военные сместили женщину премьер-министра Йинглак Чиннават. Новый глава правительства Прают Чан-Оча позже выразил мнение, что мужчины должны обладать властью публично, а женщины должны иметь власть только дома.
Согласно данным ООН, в 2011 году Таиланд занимал 69-е место из 143 стран в Индексе гендерного неравенства, а в 2022-м — 79 место из 170 стран, то есть за 11 лет ситуация почти не изменилась. Текущее законодательство Таиланда не дискриминирует женщин, но реального равноправия в обществе нет. Социальные отношения регулируются традициями. Глобализация, влияние западной культуры и деятельность международных организаций привели к тому, что в стране распространяются феминистские идеи, появляются местные женские движения и фонды, меняется законодательство. Однако тема гендерного равенства интересует в основном жителей больших городов. Широкой дискуссии в обществе пока нет.
Избирать, но не быть избранной
Впервые женщины в Таиланде получили право голоса в 1932 году с принятием первой конституции. Однако им было запрещено занимать многие должности в органах власти, например становиться судьями. И только через 17 лет, в 1949 году, женщина впервые избралась в парламент страны.
Несмотря на то что принятие новой конституции в конце 1990-х положило начало демократизации политической системы Таиланда, женщин в публичной политике по-прежнему мало. В 2019 году в парламенте женщины составляли 5,4% , а в 2023-м — уже 16,6%, но это все равно меньше, чем в среднем по Азии (20,5%), Тихоокеанскому региону (16,6%) и Ближнему Востоку и Северной Африке (17,5%), а также намного ниже среднемирового показателя (24,9%). В списке «Женщины в парламенте», который составляет структура «ООН-Женщины», Таиланд в 2023 году занимает 136-е место из 186.
На местном и региональном уровнях власти доля женщин еще меньше, чем на национальном. Причина в традиционных взглядах на гендерные роли. В стране 76 провинций, но только одна женщина — губернатор и одна — заместитель губернатора.
Дело в том, что тайская политика — это отношения «патрон — клиент»: от людей, занимающих нижестоящее положение в социальной иерархии, ожидают верности и преданности, от вышестоящих — покровительства. Но женщина как патрон обычно не рассматривается, в общественной сфере доминируют мужчины.
Коррумпированность политики и роль денег дополнительно ограничивают участие в ней женщин, поскольку делают политику финансово затратным занятием. А те, кто все же выходит на политическую арену, сталкиваются с осуждением и клеветой.
В основном женщины-политики — родственницы госслужащих. Семейные связи в Таиланде, как и в других странах Азии, часто определяют успех в общественной жизни. Кроме того, член семьи с большей вероятностью станет для женщины ролевой моделью.
Уже упоминавшаяся премьер-министр Йинглак Чиннават — тому яркий пример. Она родилась в богатой семье, получила образование в Таиланде и в США. С 2001 по 2006 год премьер-министром был ее старший брат Таксин Чиннават, а в 2011-м связанная с ним партия выдвинула кандидатом Йинглак. Она провела кампанию на платформе национального примирения (в южной части страны шел вооруженный конфликт с участием радикальных исламских организаций) и искоренения бедности и одержала убедительную победу. Но в 2014 году суд признал ее виновной в злоупотреблении властью. После военного переворота Йинглак судили, но в 2017 году она не явилась на вынесение приговора. Сейчас ее местонахождение неизвестно, но, судя по всему, она бежала из страны.
Политиком стала и другая представительница этого семейства — Пхетхонгтхан «Ун Ин» Чиннават, дочь Таксина Чиннавата. Она работала в сфере гостиничного бизнеса, управляла объектами, принадлежащими компании Rend Development Co., Ltd. В 2023-м объявила о готовности стать премьер-министром. Пхетхонгтхан «Ун Ин» Чиннават пользуется популярностью среди населения. При этом она подчеркивает в интервью сильную связь с отцом, с которым регулярно советуется, и часто публикует в социальных сетях совместные фото с ним.
Культ работающей женщины
Возможности в области образования у женщин с каждым годом увеличиваются, что прописано в национальных планах и целях развития. А с ростом уровня образования растет и доля женщин на рынке труда. Еще в 1972 году в Таиланде был принят закон, согласно которому работодатели должны выплачивать мужчинам и женщинам одинаковую зарплату и брать на одинаковые должности.
Однако на практике гендерные стереотипы все еще сильны. Многие девушки выбирают те специальности, которые ассоциируются с традиционной ролью женщины — врача, педагога. Часто это происходит под давлением семьи. А затем сталкиваются с социальными, экономическими и политическими барьерами. Например, одна из основных проблем — гендерный разрыв в оплате труда: 16%, по данным ООН за 2021 год.
Особенно остро эта проблема стоит для мигранток. По данным Департамента занятости, в настоящее время в Таиланде насчитывается 2,3 млн рабочих-мигрантов, из которых около 1 млн — женщины. В основном женщины работают в неформальных секторах экономики, где их трудовые права не защищены. Они чаще, чем мужчины-мигранты, получают меньше минимальной заработной платы (65,7% против 50%). Женщины, работающие в качестве домашнего персонала, особенно подвержены физическому насилию.
В то же время в Таиланде доля женщин на руководящих позициях выше, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Например, в компаниях среднего бизнеса этот показатель составляет 32%, в то время как в среднем по миру — 27%. Среди генеральных директоров компаний женщины составляют 24% (в среднем в регионе — 13%, в мире — 20%). Причем 43% женщин на руководящих должностях работают в финансовой сфере. Например, исполнительным директором в одной из крупнейших девелоперских компаний Таиланда Origin Property Pcl является Арада Джарунек.
Многие женщины-лидеры в Таиланде унаследовали семейные предприятия. Например, Чадатип Чутракул — CEO компании Siam Piwat Co., основанной ее покойным отцом. С момента вступления в должность в 2009 году она успешно основала более 20 дочерних компаний, занимающихся развитием розничной торговли, управлением объектами недвижимости и маркетинговыми коммуникациями.
Одна из наиболее важных причин успеха женщин в Таиланде в экономической сфере — «культура работающих женщин», которая сложилась во многом благодаря тому, что женщины исторически занимались не только домашними делами. Традиционными видами деятельности для них были торговля на рынке и ведение семейного бюджета, что отразилось на сегодняшнем успехе в сфере бизнеса.
Благодаря тому, что в Таиланде принято, чтобы старшие родственники помогали в уходе за детьми, тайские женщины могут совмещать работу и материнство. Кроме того, закон запрещает увольнять беременных женщин и предоставляет матерям 98 дней отпуска по беременности и родам.
Насилие и домогательства
«Невидимой» проблемой в Таиланде является проституция. Официально она запрещена. Но страна прочно ассоциируется с секс-туризмом — еще со времен войны во Вьетнаме, когда в Таиланде находились американские военные базы. После вывода американских войск страна инвестировала в развитие туризма, и для множества женщин и трансгендерных людей («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено), особенно из бедных сельских районов севера и северо-востока, секс-работа стала возможностью получения более высокого дохода.
При этом секс-работники работают без выходных и отпусков; подвергаются высокому риску заражения ВИЧ и другими заболеваниями; живут в стесненных и антисанитарных условиях. Некоторые из них — мигранты из других стран, не знающие языка и не имеющие легального статуса. Нередко к секс-работе принуждают, и вынужденные заниматься ею женщины не имеют доступа к правовой защите и поддержке, не могут заявить о насилии или жестоком обращении.
Насилие — скрытая и непризнанная проблема. Те, кто с ним сталкивается, не решаются говорить об этом вслух. До 2007 года уголовное законодательство, например, не рассматривало изнасилование в браке как преступление. Теперь в стране есть «Закон о защите жертв бытового насилия». В отчете Министерства общественного здравоохранения говорится, что в 2015 году услугами кризисных центров Таиланда воспользовались 23 977 женщин — всего 0,06% от женского населения страны. Но хотя закон есть, обращаться в полицию пострадавшие не спешат из-за социальной стигмы, и сколько женщин в реальности страдает от домашнего насилия, неизвестно.
В том числе и потому, что насилие часто сходит с рук влиятельным фигурам. Например, только в 2022 году фемактивистки смогли добиться отставки заместителя лидера Демократической партии Принна Пханичпхака, которого несколько женщин обвинили в домогательствах. Это событие назвали первым случаем #MeToo в Таиланде, в то время как само движение существует с 2017 года.
Да и сама проблема гендерного неравенства была поднята в стране значительно позже, чем в западном обществе, только в середине XX века зазвучали призывы к борьбе с ним. Постепенно появились и законодательная база, и государственные программы поддержки женщин в образовании и экономике. Однако другие сферы, где женщинам необходима защита, остаются в тени из-за социальных табу. Страна взяла курс на преодоление неравенства, но обществу предстоит проделать еще много работы.