Фейковый баланс: почему так сложно найти женщин для выступления на Tech-конференциях
В бытность заместителем главного редактора Forbes я постоянно получала просьбы порекомендовать успешную девушку-фаундера или кого-то из женского состава рейтинга «30 до 30» спикером на ту или иную конференцию или паблик-ток. Задача эта никогда не была простой. И совсем не потому, что девушки работают или публично выступают хуже мужчин. Просто на всех уровнях технологической цепочки их сильно меньше — от партнеров в венчурных фондах, которые инвестируют в технологические стартапы, до девушек-разработчиц в найме.
В предыдущей колонке я разбиралась с гендерным равенством в венчурной индустрии. Все исследования и отчеты некоммерческих и неправительственных организаций и в США, и в Великобритании и даже в Австралии как один посылают индустрии красный сигнал. Женщин в венчуре очень мало, а это напрямую влияет на количество предпринимательниц в Tech-индустрии. А значит, и на количество женщин в штате технологических компаний, которые создают и которыми управляют чаще всего мужчины.
На хайпе гендерного равенства, который случился несколько лет назад, фонды активно искали женщин-партнеров. Некоторые особенно не заморачивались с кандидатками и брали тех, с кем легче было договориться. Но все эти женщины хотя бы были реальными, даже если и не приносили успешных сделок и звездных основателей стартапов фондам.
В начале недели западное технологическое сообщество активно обсуждало потрясающую историю: организатор латвийских конференций для разработчиков DevTernity и JDKon Эдуард Сизовс якобы включал в программу своих мероприятий фейковых девушек-разработчиц со славянскими именами. Можно было бы заподозрить незадачливого организатора в плохой работе с верификацией спикеров, но нет. Это не женщины обманывали бедного Сизовса, а он сам, похоже, придумывал личности фейков и даже создавал им фальшивые аккаунты в соцсетях, раскручивая их до сотни тысяч подписчиков. Журналисты и технологические энтузиасты нашли этому множество доказательств.
Нереальные девушки-разработчицы сначала заявлялись в программе, а ближе к дате мероприятия якобы отменяли свое участие по самым разным причинам. Первым странность заметил голландский инженер и автор одной из самых популярных технологических рассылок на Substack — The Pragmatic Engineer — Гергели Оросз. В субботу, 25 ноября, он опубликовал сообщение в X (бывший Twitter), где, не указывая названия конференции, писал, что был очень удивлен обнаружить среди трех заявленных женщин-спикеров двух фейковых.
В течение следующей пары дней в треде к этому посту Оросз добавлял подробности своего расследования. Внимание его привлекла таинственная Анна Бойко — штатная разработчица из Coinbase. Орсза одолело любопытство, кого же знаменитая криптовалютная компания отправила на конференцию выступать от своего имени. Увы, об Анне Бойко не знали ничего ни в самой Coinbase, ни в технологическом сообществе. Когда Орсз проверил всех женщин-спикеров, выяснилось, что Бойко — не единственный фейк.
Выдуманной оказалась еще и Алина Прохода — старший инженер WhatsApp, Microsoft MVP, которая должна была выступать на еще одной конференции от того же организатора (JDKon), запланированной на май 2024 года. Но компании Coinbase особенно «повезло». Фейковая Натали Стадлер тоже оказалась «мастером программного обеспечения в Coinbase». На сайте конференции было заявлено, что она выступала на DevTernity в 2021 и 2022 годах, но в реальности ее не существует.
Юлия Кирсина, «мастер программного обеспечения, технологический инфлюенсер в Instagram» (соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. — Forbes Woman), пожалуй, самый любопытный спикер, который не появлялся уже много лет. Юлия была указана в качестве докладчика на DevTernity в 2021, 2022, 2023 годах, но так и не выступила с докладом. В своем профиле Xing («LinkedIn для Германии») она указала себя как инженер-программист в Uber. Но ни один такой разработчик никогда не работал в Uber.
На момент написания этой колонки список спикеров был уже недоступен. Сайт конференции превратился в заглушку, сообщающую, что конференции в этом году не будет. По мотивам постов-расследований Оросза вышел большой текст о ситуации в The Verge. Сам же организатор Эдуард Сизовс написал объемный пост в X, где начал с того, что напомнил о своих высоких стандартах в работе и вопросах профессиональной этики. А затем рассказал, как сильно его волнуют вопросы инклюзии и разнообразия, причем не только гендерного.
В посте он утверждает, что фейковой является только Анна Бойко, и произошло это потому, что Сизовс, пока искал замену отменившимся спикерам, поставил на тестовой версии сайта заглушку с героиней, чей портрет был сгенерирован нейросетью. А вовсе не для того, чтобы продемонстрировать гендерное равенство в программе.
Конференцию в этом году Сизовс отменил. Она должна была состояться 7 декабря, но многие звездные спикеры отказались участвовать. Слишком большой ущерб нанесли имиджу мероприятия фейковые женщины. Поверили ли Сизовсу в технологическом сообществе и состоится ли конференция на следующий год, для меня большой вопрос. С этической оценкой этой истории, кажется, все согласны.
Сизовс — не единственный организатор, которому сложно найти женщин для выступления. Главное здесь — действительно поискать, а не придумывать спикеров, ведь девушки-разработчики точно есть в каждой большой технологической компании, особенно в Европе. С отраслевым докладом кто-то из них точно мог бы выступить. Другой вопрос: насколько сами компании дают своим сотрудницам проявиться и повышают их в соответствии с достижениями.
С публичными женщинами в технологической индустрии всегда дефицит на глобальном уровне. Подсвечивать предпринимательниц и искать женщин-лидеров на высокие посты в технологических компаниях стало очень модно несколько лет назад.
Несмотря на повсеместное обсуждение гендерного равенства и большие старания мужчин, в мировом масштабе известных женщин-основательниц или женщин на высоких позициях сильно меньше. Из самых ярких представительниц, если не искать в Google по запросу women in tech, мне в голову сразу приходят экс-COO Meta Шэрил Сендберг, экс-CEO YouTube Сьюзен Войджитски, основательница Bumble Уитни Вульф Херд, Мира Мурати из Open AI и еще, пожалуй, не больше пяти фамилий. И все они ходят по кругу между крупными конференциями, даже вне Америки.
В 2019 году как заместитель главного редактора Forbes я привезла в Россию легендарный рейтинг молодых и перспективных Forbes «30 до 30». Над методологией российской версии мы знатно потрудились и с командой российской редакции, и с Рэндаллом Лейном — автором и создателем оригинального американского проекта. Российский рынок тогда (а сейчас и подавно) драматически отличался от западного, критерии и принципы отбора нужно было создать заново и утвердить с американской редакцией, которая тщательно следила за запуском своего лицензионного любимчика в новой стране. Чтобы понять, как работает сообщество, как организуются крупные международные мероприятия Under 30 и как отбираются кандидаты, я каталась за Лейном по Европе и Ближнему Востоку. Абсолютно на каждом саммите и конференции Under 30 звучала гендерная повестка.
Более того, Forbes даже учредил специальный Under 30 Women Summit. Организаторы посвящали женщинам — фаундерам, венчурным инвесторам, топ-менеджерам и программистам — отдельные дискуссионные панели, где обсуждались карьерные проблемы и стеклянный потолок. Например, та же Уитни Вульф Херд неоднократно была спикером саммитов Under 30.
В России на тот момент гендерную повестку обсуждали не слишком активно, максимум пара-тройка женщин топ-менеджеров приходили выступить на публичные мероприятия про совмещение работы и семьи. В целом никого сильно не волновало, что в программе конференций женщин меньше, чем мужчин.
После всех моих путешествий мы составляли первый список «30 до 30». Конечно же, в нем было сильно больше мужчин. Насмотревшись на гендерное равенство в международной тридцатке, мы с редакционной командой пытались найти хоть какой-то баланс. В категориях «Социальные практики», «Мода и дизайн», «Музыка» и «Искусство» мы еще хоть как-то преуспели, а вот с «Управлением», «Предпринимателями» и «Наукой и технологиями» было совсем сложно. И дело было вовсе не в том, что нет талантливых женщин в бизнесе и технологиях. Но их было практически невозможно обнаружить в недрах компаний или научных организаций.
Мы были не так изобретательны, как Эдуард Сизовс, и не додумались создать фейковых номинанток, а ChatGPT, чтобы сгенерировать их, тогда и подавно не существовал. Еще нам не хотелось уподобляться тем VC, которые буквально ловили женщин на улице, чтобы сделать партнерами своих фондов.
Не скажу, что с задачей мы справились в полной мере, но старались разыскать талантливых девушек. Искали и в научных центрах университетов, и в больших корпорациях, и в предпринимательском комьюнити. А потом получали комментарии от читателей, что не все они достойны номинации. Кстати, про мужчин таких комментариев всегда поступало гораздо меньше.
Номинировать девушек в «30 до 30» просто за то, что они девушки, мне всегда казалось неправильным. Да и сейчас моя позиция не изменилась. Вся проблема в том, где и как правильно их искать. Список уже второй год выйдет без моего участия, но в нем по-прежнему больше мужчин.
В пример Сизовсу опальный (основатель покинул пост из-за высказываний по поводу Палестино-Израильского конфликта) Web Summit в этом году справился с задачей гендерного равенства: среди 70 000 участников было 43% женщин. В комментариях к расследованию Оросза в LinkedIn в основном сходятся во мнении, что организаторы DevTernity, в отличие от коллег из WebSummit, просто плохо искали или не искали совсем.
Вот несколько нехитрых советов, как бы я поступила на месте Эдуарда вместо генерации женщин. Вдруг ему пригодятся.
- Объявить open-call, а не следовать стратегии Don’t call us, we’ll call you. Спикеров на узкопрофессиональные темы всегда непросто найти, независимо от того, женщины это или мужчины. В потоке заявок 80% всегда мусорные, но там можно обнаружить бриллианты.
- Выбрать компании, спикеров от которых хочется видеть в программе, и спросить у них напрямую, кого из сотрудниц они бы рекомендовали. Пусть это будут не самые блестящие девушки-ораторы, но если они большие профессионалы, то их можно подготовить с помощью тренеров по публичным выступлениям.
- Посмотреть программы пяти-шести конференций и внутренних мероприятий от компаний на близкие темы. Возможно, коллеги приглашали кого-то из ярких, но не сильно засвеченных женщин выступить с докладом. Можно посмотреть их выступления в записи и познакомиться.
- Попросить женщин, которые уже у вас выступали, порекомендовать коллег. В профессиональных комьюнити всегда все хорошо знают друг друга.
- Ищите по своему нетворку. Через пару-тройку рукопожатий всегда найдется нужный человек.
Если хочется, чтобы женщины выступали на технологических конференциях, инвестировали и основывали стартапы, нужно не изобретать их фейковые аккаунты, а поддерживать их бизнесы и помогать в продвижении по карьерной лестнице.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.