В позе Чудо-женщины: как гендерное неравенство в венчуре влияет на портфели фондов
В августе этого года Forbes Australia поставил на обложку Кэрол Шварц — венчурного инвестора, основательницу австралийского стартап-акселератора для женщин Scale Investors и одну из самых ярых противниц гендерного неравенства в венчуре.
За последние несколько лет влиятельные бизнес-медиа и ключевые игроки на рынке венчурного капитала и private equity от Австралии до Британии сильно озаботились гендерным неравенством. Исследования и отчеты о том, как наличие женщин в инвестиционных комитетах влияет на принятие решений и успешность инвестиций (а значит, и на доходность), стали выпускать не только НКО вроде European Women in VC и Divercity VC, но и государственные финансовые регуляторы. Например, FCA (Financial Conduct Authority — Управление финансового надзора) в Великобритании.
Мужской мир
В Британии вообще сильно переживают по поводу гендерного неравенства в венчуре. Фонды ищут партнеров-женщин и активно рассматривают основанные женщинами стартапы. В начале ноября вышло свежее исследование Women in UK Venture Capital от Google Cloud, Diversity VC и Ada Ventures. В нем участвовало 156 фондов, их деятельность изучалась в период с 2017-го по 2023 год.
Несмотря на широкую гендерную повестку, результаты для индустрии пока не блестящие. В британских венчурных фирмах женщины составляют лишь 38% от общего числа всех сотрудников. При этом большинство из них (81%) не принимают решения об инвестировании, они работают в бэк-офисах на неинвестиционных позициях. Чем выше роли в фонде, тем меньший процент женщин их занимает.
Только 22% женщин в VC-фондах Британии являются партнерами, основателями, генеральными партнерами — то есть занимают управляющие позиции. Кроме того, авторы исследования нашли всего 23 женщины (17,7% от общего числа владельцев фондов в Великобритании), которые владеют значительной долей в венчурных фирмах (более четверти) .
Еще в доковидные времена два русскоязычных основателя небезызвестного венчурного фонда, зарегистрированного в США и ныне не существующего, рассказывали мне, что остро ощутили нехватку женщин в инвестиционной команде. Когда наступил бум продуктов для женского здоровья на базе искусственного интеллекта, они срочно искали женщину хотя бы на роль венчурного партнера, чтобы разбавить мужской комитет. И нашли, но не из инвестиционной среды. Для принятия решений была нужна женская оптика и опыт. Мужчине сложно сходу оценить рынок и преимущества таких продуктов, как, например, Flo (трекер менструаций) или Soula (приложение для беременных и мам).
Чарльз Хадсон, единственный партнер-мужчина Precursor Ventures (это американский фонд посевной стадии, основанный в 2015 году), сетовал, что венчурным капиталистам начиная с 2018 года было ужасно неловко, если на вопрос о женщинах в инвесткомитете приходилось отвечать отрицательно.
Периодически доходило и до перегибов. Некоторые фонды в погоне за модой на женщин-партнеров буквально хватали первых попавшихся дам без опыта в венчуре и ставили на высокие инвестиционные позиции для равенства. О том, как перекос и женское безумие, охватившее венчурную индустрию, может повлиять на работу фонда мы говорили с Ольгой Шиханцовой, инвестиционным директором австрийского Seedinvest и победительницей Forbes «30 до 30» в интервью для Forbes.
Что все это значит для венчурных фондов?
В сентябре 2023-го некоммерческое сообщество European Women in VC выпустило очередной квартальный отчет про гендерное равенство в европейской венчурной индустрии.
Ключевой вывод авторов: венчурные фонды, где женщины занимают руководящие позиции, достигают лучших финансовых результатов. Каждый раз, когда доля женщин на топ-менеджерских позициях в фонде росла на 10%, IRR (Internal Rate of Return — внутренняя норма рентабельности) фонда улучшалась на 1,3 процентных пункта.
Фонды, где в команде генеральных партнеров есть и мужчины, и женщины, показывают лучший результат, чем чисто мужские команды. Несмотря на это, венчурная индустрия — это все еще мужской мир. Приведу еще несколько цифр из отчета: только 16% GP (general partners) в венчурных фондах в Европе — женщины. Только в треть инвестиционных комитетов (орган в венчурном фонде, который принимает решение об инвестировании) входят женщины. Лишь 25% акционеров венчурных фондов — женщины. Женщины-GP по-прежнему собирают меньшие фонды: они владеют 9% от общего количества активов под управлением (AUM) в европейских венчурных фондах.
По данным Women in UK Venture Capital, из £6,6 млрд, которые подняли в фонды британские VC c 2017 года, только £462,5 млн привлекли фонды с женскими командами. Венчурные фонды, у которых в команде только женщины, поднимают в 10 раз меньше денег от LP (Limited Partners — партнер с ограниченной ответственностью), чем фонды с полностью мужской командой. И в пять раз меньше, чем фонды со смешанной командой. Всего лишь семь пенни с каждого фунта, привлеченного в венчурные фонды, находятся под управлением женщин. Остальные — под управлением мужчин.
Авторы отчета уверяют, что в США ситуация с разнообразием и инклюзией на венчурном рынке обстоит лучше. Некоторые штаты, например Калифорния, продвигают принятие местных законов, которые будут обязывать венчурные фирмы отчитываться о гендерном составе партнеров.
Статистика и истории американок, которые поднимают деньги в фонд, говорит об обратном. Когда основательницы фонда Phenomenal Ventures Хелен Мин и Меена Харрис в январе 2022 года начали фандрайзинг для своего дебютного фонда, они даже не сомневались, что их совместный многолетний опыт в технологической индустрии (Facebook и AngelList) позволит им собрать $15 млн — стандартный по американским меркам объем для первого фонда. Венчурная зима и падение стоимости акций технологических компаний, помноженные на гендерное неравенство, сделали свое дело — к декабрю Мин и Харрис собрали только $6 млн.
Одна из причин таких сложностей с фандрайзингом для новых менеджеров в том числе кроется в гендере. Женщинам и менеджерам фондов из числа меньшинств, многие из которых начали инвестировать в стартапы в последние несколько лет, приходится труднее, чем их коллегам из более авторитетных крупных фондов. Эти коллеги, как правило, — белые и азиатские мужчины. По данным PitchBook, в этом году венчурные фирмы в США, возглавляемые женщинами, привлекли всего $74 млн. Этот показатель сильно хуже, чем в прошлом году, когда «женские фонды» подняли $2,4 млрд. Годом ранее эта сумма была еще на 35% больше — рекордный показатель за последние четыре года. Для сравнения, по данным PitchBook, общий объем фандрайзинга в США в 2022 году вырос на 8%.
Влиятельное американское медиа про венчур и стартапы The Information несколько лет подряд составляло список венчурных фондов с самыми диверсифицированными командами. Последний вышел в феврале 2022-го. Список венчурных фирм с наибольшим количеством женщин-партнеров, принимающих инвестиционные решения, тогда возглавила Andreessen Horowitz — 17 женщин из 59 партнеров. За ней следовала Sequoia Capital с семью женщинами из 24 партнеров. Оба фонда — одни из самых крупных, известных и успешных в Кремниевой Долине. В их портфелях стартапы-единороги от Facebook до Bolt. В 2021-м оба фонда вошли в топ-10 инвесторов, профинансировавших миллиардные компании. Выводы делайте сами.
Антирейтинг по гендерному равенству возглавили Mayfield Fund, Forgepoint Capital и Shasta Ventures. В каждом из них оказалось ноль женщин на семь партнеров, принимающих инвестиционные решения. Подозреваю, что мало кто из читателей хотя раз слышал эти названия и знает их портфельные компании.
Гендерное неравенство и технологическая индустрия
Как отсутствие женщин в венчурных фондах влияет на индустрию? Выводы британского Women in UK Venture Capital говорят за себя: гендерное неравенство влечет за собой не только снижение доходности фондов, но и преобладание мужчин-основателей. Круг замыкается — чем меньше женщин-VC, тем меньше денег получают женщины-предприниматели. Главный драйвер мировой венчурной индустрии, особенно когда речь идет про стартапы ранних стадий (pre-seed и seed), — это человеческие отношения. Когда у стартапа еще нет цифр и трекшена (доказательств жизнеспособности), а есть только основатель и идея, на первый план выходит химия между инвестором и фаундером. Люди любят ставить на людей, которые похожи на них: также говорят, похоже одеты, учились в тех же университетах. Это привычно и удобно.
По данным Female Founders Dashboard от Pitchbook, стартапы женщин-основательниц в США получили за 2022 год только 3% от всего объема проинвестированных венчурных денег, а европейские — всего 0,9%. В России этот показатель за 2021 год составил 7%, по данным Zerno VC. Цифр за 2022 год нет.
Российское исследование про женщин в венчуре три года подряд выпускает венчурный фонд Zerno VC. Авторы исследования не изучали, как много женщин работает в русскоязычных венчурных фондах. Зато анализируют сделки с женщинами-фаундерами и посчитали объемы венчурного финансирования женских стартапов. Последний отчет вышел в 2023 году. За семь лет (с 2018 года) максимальное количество сделок с женщинами-фаундерами пришлось на 2021-й; в 2022 году объем инвестиций в женские стартапы упал в четыре раза.
Средний чек в стартапы женщин-фаундеров вырос до $3,3 млн. Но он все равно в 2,5 раза меньше среднего чека мужского проекта, и этот разрыв продолжает увеличиваться. До тех пор, пока венчурные инвесторы (преимущественно мужчины) будут продолжать вкладываться в стартапы и основателей по принципу похожести на себя, мы продолжим видеть на дашбордах 3%, в лучшем случае 7%.
Ответом на эту разочаровывающую статистику может стать только вовлечение большего числа женщин в венчурное финансирование. Если мужчины не будут инвестировать в женщин, то женщины будут делать это сами — и в конечном итоге не упускать талантливые проекты, созданные другими женщинами. «Цель — создать мир, в котором не нужен фонд, посвященный женщинам, или где термин «женщина-основатель» в ходу. Сейчас, к сожалению, этот пробел все еще существует, и мы должны над этим работать», — говорит в интервью Forbes Australia Ананья Синха, основательница Artesian’s Female Leaders Fund, помогающего предпринимательницам Океании.
Венчур во всем мире и в России — это пока все еще мужская игра. Статистика говорит о том, что, если в первом раунде у женского стартапа нет хотя бы одного инвестора-мужчины, вероятность поднять деньги во втором раунде в два раза меньше. Особенно если вы собираетесь поднимать деньги в Европе и США.
CEO одного из самых знаменитых стартап-акселераторов Techstars, кстати, тоже женщина — Маэль Гавэ, автор отличного списка советов для женщин по фандрайзингу. Она рекомендует основательницам не тратить время на VC, которые не поддержали хотя бы пять женщин-основательниц. Если фонд не инвестирует в женские стартапы, он точно не начнет это делать в кризис. Любимые фонды Маэль, которые поддерживают женщин: New Enterprise Associates (NEA), Index Ventures, First Round Capital, Khosla Ventures.
Среди ее советов есть и рекомендации из разряда «подышать маткой», например: «Тренируйте «позу Чудо-женщины»: ноги врозь, руки на бедрах, подбородок вверх. Это бывает смешно, но придает уверенности перед встречами», — пишет Маэль.
Самый грустный совет женщинам-основательницам Маэль дает в конце своего списка, и звучит он так: «Возьмите с собой мужчину на переговоры с инвесторами. Если в вашей команде нет кофаундера или топ-менеджера — мужчины, возьмите эдвайзера, члена совета директоров или старшего разработчика».
Скорее всего, этому мужчине даже не придется произнести ни слова, но его присутствие на питчинге и переговорах об инвестициях с венчурными инвесторами может поменять ход этих переговоров в любой стране мира, независимо от уровня гендерного равенства.