Женя Беркович рассказала об условиях поездки из СИЗО на похороны бабушки
30 ноября в Мосгорсуде прошло заседание по апелляции режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, которые обвиняются по делу об оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол», на решение о продлении их ареста до января. В рамках него постановщица рассказала об условиях, в которых ее вывезли из СИЗО в Москве на прощание в Санкт-Петербург с бабушкой — известной писательницей и правозащитницей Ниной Катерли, которая умерла 20 ноября. Аудиозапись ее выступления в зале суда опубликовал журналист Василий Полонский в своем Telegram-канале.
После смерти Катерли на 90-м году жизни режиссеры, актеры, писатели и общественные деятели направили уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой открытое письмо с просьбой способствовать освобождению Беркович, чтобы она могла похоронить бабушку. 25 ноября Беркович доставили в Санкт-Петербург. Перед началом церемонии всех гостей попросили выйти на улицу и разрешили зайти только родственникам. Беркович дали попрощаться с Катерли и сразу увезли, прежде чем впустить в зал других гостей.
В начале заседания в Мосгорсуде Беркович рассказала, что после поездки на следственные действия и похороны бабушки в Санкт-Петербург, которую она назвала пыткой, ей физически больно вставать и садиться. Режиссер рассказала, что всего провела в клетке «автозака», где не было отопления, невозможно было ни сидеть, ни стоять, ни спать, 25 часов. У нее не было с собой теплых вещей, воды и еды, кроме банки консервов, произведенных в 2022 году. За 25 часов ее только дважды выпустили в туалет.
«Эта клетка — это кусок такой железной коробки метр на два примерно, в которой невозможно стоять, невозможно нормально сидеть. Больно, поэтому сейчас, прощу прощения, не могу вставать и садиться. Там невозможно спать и там очень холодно, потому что там нет отопления. Оно есть где-то у конвоиров. У меня не было теплых вещей. Единственные теплые вещи, которые у меня были, мне не разрешили взять с собой в машину, потому что они там не соответствуют чему-то. <…> За сутки, за 25 часов меня вывели в туалет два раза», — сообщила Беркович.
Судья Наталия Никишина, в свою очередь, возмутилась тем фактом, что Беркович не понравились условия, в которых ее возили в Санкт-Петербург, и заявила, что считает нужным проверить законность этой поездки. «Это, я так понимаю, надо писать письмо в адрес правоохранительных органов, каким образом у нас человек, содержащийся под стражей, присутствует на похоронах. То есть какими законами и нормами, когда человек находится под стражей, руководствовался следственный орган о том, чтобы вас доставили на похороны к бабушке. Правильно я понимаю? А сейчас вы высказываете мне претензии о том, что вам не предоставили условий для того, чтобы вас доставили», — сказала судья.
Защита Беркович и Петрийчук неоднократно просила суд изменить им меру пресечения на более мягкую. После смерти Нины Катерли режиссеры, актеры, писатели и общественные деятели направили уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой открытое письмо с просьбой способствовать освобождению Беркович, чтобы она могла похоронить бабушку. 25 ноября Беркович доставили в Санкт-Петербург. Перед началом церемонии всех гостей попросили выйти на улицу и разрешили зайти только родственникам. Беркович дали попрощаться с Катерли и сразу увезли, прежде чем впустить в зал других гостей.
О том, что Беркович и Петрийчук стали фигурантами дела об оправдании терроризма, стало известно 4 мая. Им предъявлены обвинения по части 2 статьи 205.2 УК («Публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации»). Максимальное наказание предполагает штраф в размере до 1 млн рублей или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Спектакль «Финист Ясный Сокол» (проект независимого театра «Дочери СОСО») рассказывает о женщинах, решивших выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию. Кроме того, в нем использовались реальные приговоры и протоколы допросов таких женщин в России, Казахстане и Узбекистане. В прошлом году спектакль победил в двух номинациях в рамках театральной премии «Золотая маска» и получил премии за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.