К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Сейчас нам предстоит битва»: зачем японские женщины становились самураями

Это Хидзе, жена Обоси Есио, одного из «47 верных ронинов». Гравюра Куниеси из серии «Сеичи Гисиндэн», 1848 год (Иллюстрация Wikipedia)
Это Хидзе, жена Обоси Есио, одного из «47 верных ронинов». Гравюра Куниеси из серии «Сеичи Гисиндэн», 1848 год (Иллюстрация Wikipedia)
В средневековой Японии женщины из самурайского сословия обучались владеть мечом и следовали тому же воинскому кодексу чести, что и мужчины. И хотя общество предписывало женщинам заниматься домом, а не войной, им все же доводилось пускать в ход оружие — например, легкий меч нагинату. Японист и культуролог Ольга Лебедева рассказывает о трех самых знаменитых воительницах

Автор книги «Бусидо» Нитобэ Инадзо, в начале ХХ века сделавший самурайский дух визитной карточкой Японии, осторожно оговаривается, что тренировки в военном деле женщинам были нужны главным образом для того, чтобы присматривать потом за обучением сыновей. 

Женщин из воинского сословия, владевших искусством фехтования на мечах, в Японии называют онна-бугэйся (дословно — «женщина-воин»). Слово «самурай» в японском языке, как ни странно, употребляется редко, воинов-мужчин называют буси. Но в другие языки вошло более звучное и понятное для европейской фонетики «самурай». Онна-бугэйся обычно обучались фехтованию с помощью легких тонких мечей — нагината.

В общем-то Нитобэ оставляет за женщинами из всего самурайского воинского кодекса одно безусловное право — с честью умереть от руки врага или от своей. Однако женщинам нередко доводилось и жить как воинам — сражаться на поле боя, защищая свой замок, семью или желая отомстить за убитых членов семьи.

 

Императрица Дзингу

Даты правления императрицы Дзингу, согласно традиционному японскому летоисчислению, — 201–246 годы н. э. Сведения о ней содержатся в древнеяпонских историко-мифологических сводах «Кодзики» и «Нихонсёки». Эти хроники описывают правление японской императорской династии, в которую включают не только исторических, но и мифических императоров — потомков синтоистских божеств, — и углубляют японскую историю до 660 года до н. э., когда на трон восходит легендарный первоимператор Дзимму. Современная же историческая наука свидетельствует, что зарождение японской государственности в реальности можно отнести к III–IV векам н. э. Императрица Дзимму, таким образом, фигура полулегендарная. 

Однако сейчас историки сходятся в том, что у нее был реальный исторический прототип — женщина, которая правила с 347 по 389 год. Вот фрагмент из хроники «Нихонсёки»: «Завязала она тогда волосы [в два пучка], сделала [мужскую] прическу мидура <…>: «Сейчас нам предстоит битва».

 
Императрица Дзингу в Корее (Иллюстрация Утагава Куниёси·Waseda University Theatre Museum)

Речь идет о военном походе императрицы Дзингу на Корейский полуостров и попытках заставить государства Силла и Пэкче платить дань. По-видимому, такой поход действительно предпринимался, хотя и не был особенно успешным. Это одно из самых известных военных предприятий японских императоров — как легендарных, так и реальных. Уже в VI–VII веках японские императоры будут полностью избавлены от функции военачальников и станут прежде всего синтоистскими первожрецами, для которых запрещена любая нечистота и соприкосновение со смертью — а значит, и с войной.

Образ полумифической государыни-воительницы Дзингу интересен тем, что доказывает: в древней Японии не было запрета для женщин из аристократических семей участвовать в битвах или возглавлять войско. Эти запреты сформируются гораздо позже, с развитием государственности и жесткого патриархатного общественного устройства.

Томоэ Годзэн

Томоэ Годзэн — самая знаменитая из женщин-воительниц, принимавшая участие в войне Гэмпэй (1180–1185), более известной как война между домами Тайра и Минамото. Томоэ — реальная историческая фигура. Согласно разным источникам, она была или женой, или неофициальной возлюбленной Минамото-но Ёсинаки, кузена будущего сёгуна — военного правителя Японии — Минамото-но Ёритомо. История Томоэ, впоследствии многократно повторенная в популярных литературных рассказах, в живописи и гравюре, наиболее подробно изложена в «Повести о доме Тайра», составленной в XIII–XIV веках и сначала существовавшей в устной передаче сказителями.

 

Рассказ о Томоэ вполне традиционно начинается с описания ее внешности и лишь затем — ее храбрости и искусного владения оружием: «Особенно хороша была Томоэ — белолица, с длинными волосами, писаная красавица! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю — с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни богов, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а когда начиналась битва, надевала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась мечом, брала в руки мощный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный воин!» (здесь и далее перевод Ирины Львовой).

Томоэ Годзэн (Иллюстрация Kangetsu Shitomi·Collection of Tokyo National Museum)

Томоэ Годзэн участвовала в битве при Авадзи (1184), в которой ее супруг Минамото-но Ёсинака погиб, а она выжила. Томоэ оставалась с ним до конца и за верность и храбрость стала любимой героиней многочисленных популярных рассказов. Однако же в «Повести о доме Тайра» приводятся презрительные слова ее супруга:

«Ты — женщина, беги же прочь отсюда, беги скорей куда глаза глядят! А я намерен нынче пасть в бою. Но если будет грозить мне плен, я сам покончу с жизнью и не хочу, чтоб люди смеялись надо мной: мол, Ёсинака в последний бой тащил с собою бабу! — так говорил он». 

Ему Томоэ прежде всего и хотела доказать, что она может сражаться достойно:

«О, если бы мне встретился сейчас какой-нибудь достойный противник! — подумала Томоэ. — Пусть господин в последний раз увидел бы, как я умею биться!» <...> В это время внезапно появился прославленный силач Моросигэ Онда, уроженец земли Мусаси, и с ним дружина из 30 вассалов. Томоэ... единым махом срубила [ему] голову и швырнула ее на землю». 

 

Дальше следы Томоэ теряются. Большинство источников сходятся в том, что она дожила до глубокой старости, а в конце жизни стала буддийской монахиней. Более детальная версия ее дальнейшей судьбы приводится в дополненной по сравнению с классическим текстом вариации «Повести о доме Тайра». Там говорится, что Томоэ не смогла уехать с поля битвы при Авадзи — ее настиг приближенный Минамото-но Ёритомо, Вада Ёсимори, победил ее и сделал своей наложницей, она родила ему сына. Таким образом, образ сильной воительницы возвращается в повествовании в конвенциональные рамки.

Уэно Цурухимэ

В 1577 году, в конце периода Сэнгоку («воюющих княжеств», XV–XVI века) замок Цунэяма оказался в осаде. В его окрестностях (сейчас это префектура Окаяма) разворачивалась война: с одной стороны был местный влиятельный клан Мори, с другой — Нобунага и Хидэёси (которые скоро объединят Японию под своей властью и проложат дорогу к двухсотлетней власти сёгуната Токугава).

Цурухимэ происходила из семьи Мимура, в самом начале конфликта занявшей сторону Нобунага и Хидэёси. Оказавшись осажденными войсками клана Мори, обитатели замка оценили силы и сочли свою ситуацию безнадежной. Мужчины семьи Мимура немедленно выбрали одну из стратегий, позволявших, согласно самурайскому кодексу чести, принять поражение достойно и не оказаться в руках врагов: всем им полагалось совершить самоубийство вместе с членами семей, в том числе женщинами.

Но Цурухимэ не захотела так легко сдаваться и умирать от собственной руки. Она вооружилась нагинатой и коротким мечом вакидзаси и объявила, что собирается выйти за ворота замка и если погибнуть, то в бою. Она предложила другим женщинам замка последовать ее примеру, но они сомневались, опасаясь, что это неподобающее поведение для женщины и они будут наказаны посмертно — уже не столько по канонам самурайской этики, сколько согласно буддийскому учению. Цурухимэ заверила их в обратном: она сказала, что смерть в бою благородна и непременно приведет к перерождению в Чистой земле будды Амида (несмотря на то, что исходно буддизм проповедовал ненасилие, в средневековой Японии появились разнообразные школы и ответвления, одобрявшие самурайский образ мышления).

 
«Актер кабуки в роли воительницы Томоэ Годзэн», художник Утагава Тоёкуни, 1800 год (Иллюстрация Wikipedia)

Уэно Цурухимэ и еще 33 женщины, вдохновленные ее примером, вышли за ворота замка Цунэяма и ринулись в гущу схватки. Цурухимэ заметила вражеского военачальника Номи Мунэкацу и вызвала его на бой один на один, но он отклонил вызов, не захотев сражаться с женщиной. Другие воины клана Мори также не стали драться с женщинами.

Едва ли здесь можно увидеть проявление галантности — очевидно, что они посчитали ниже своего достоинства принять вызов и тем более быть побежденными женщинами. Хорошо знакомые с обычаями ведения войн, они понимали, что тем самым не спасают женщинам жизни. Цурухимэ и ее спутницы вернулись в замок, прочитали молитву будде Амида и все покончили с собой, бросившись на лезвия своих мечей.

34 могилы до сих пор сохранились около замка Цунэяма. Всегда доступной для женщин оказывалась самурайская смерть, а не самурайская жизнь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+