К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Смотреть на мир чужими глазами: как Гленн Клоуз стала звездой Голливуда

Гленн Клоуз (Фото Gareth Cattermole / Getty Images)
Гленн Клоуз (Фото Gareth Cattermole / Getty Images)
Гленн Клоуз — рекордсменка по числу номинаций на «Оскар», обладательница многих других наград. Успехом она обязана упорному (и часто неблагодарному) труду и твердому желанию сказать свое слово в Голливуде. Получить образование, даже если кажется, что уже поздно, отстаивать свою точку зрения в спорах с начальством, не зарывать талант в землю и вдохновлять других женщин быть смелыми — рассказываем, чему можно поучиться у известной актрисы

Гленн Клоуз родилась 19 марта 1947 года в Гринвиче, штат Коннектикут в семье врача-хирурга и домохозяйки. Основным развлечением была игра с братом и двумя сестрами в компании местной детворы. Девочка не упускала возможности кого-то изобразить. «Я нахожу силу в воспоминаниях о сене, лесных полях и ручьях, величественных каменных скалах, которые были для меня первыми сценическими подмостками, на которых я играла», — вспоминала актриса.

Как и многие дети, Гленн выросла на классических мультфильмах Walt Disney и уже к восьми годам поняла, что хочет стать актрисой: «Я помню, как я посмотрела и сказала: я могу это делать. Я мечтала сняться в фильмах Диснея, я была убеждена, что если представлюсь ему, он немедленно возьмет меня в свои фильмы». Позже Клоуз воплотит героиню из вселенной Диснея, которая станет легендарной.

Девочка уже в детстве осознала всю важность голоса и интонации — она много слушала свою любимую пластинку с записью мюзикла «Питэр Пэн». Позже она сделает особый упор на работу с интонацией и тембром своих героинь.

 

Настоящим испытанием для маленькой Гленн стал переезд семьи в Конго: ее отец, преуспевающий врач-хирург, открыл там клинику. Однако по приезде родители примкнули к консервативному христианскому движению «Моральное перевооружение», что отразилось на образе жизни семьи. Правила для участников движения подразумевали жесткие ограничения во всем — от того, как одеваться, до того, что можно говорить. Девочка стала очень стеснительной и замкнутой.

После школы Гленн присоединилась к музыкальному коллективу Up with People, а затем и вышла замуж за гитариста этой группы. Всего Гленн была замужем трижды, но признается: «У меня не было успешных отношений, и мне очень-очень жаль». Одной из причин этого, как считает актриса, стало взросление в религиозной группе. 

 

Самая старшая в группе

Весной 1971 года автобус с музыкальной группой колесил по Штатам. И однажды они остановились перед кампусом Университета Вильяма и Мэри, который был старейшим после Гарварда вузом США. Свое выступление музыканты начали на лужайке — погожий денек собрал здесь множество студентов. Но реакция зрителей отличалась от того, к чему привыкла Гленн, и она впервые ощутила собственное невежество. 

Уже осенью 22-летняя Гленн поступила в университет и сразу пошла поступать на факультет театра. Среди женщин своей семьи она была первой, кто получил университетское образование. Гленн не пугала разница в возрасте с однокурсниками: «Я почувствовала, что в этом кампусе я найду родственные души. Я впитала в себя все, чему могла научиться, и, подобно пустыне, когда идут дожди, впервые в жизни начала цвести».

Но ее интересы выходили далеко за пределы театра. Гленн выбрала в качестве второй специальности антропологию: «Я думаю, что великий дар сильного гуманитарного образования заключается в том, что вы любопытны... И я думаю, что любопытство делает тебя интересным, возможно, даже делает тебя моложе». По ее словам, антропология и философия дали ей «сочувственный и разносторонний взгляд на состояние человека, а что могло бы быть лучшей школой для актера?». В мае 1989 года ей присвоили звание доктора искусств. 

 

«Ты хочешь это сделать? Сделай!»

Шел 1974 год, приближался выпускной, Гленн было уже 27 лет. Она знала, что очень скоро пройдут общенациональные прослушивания молодых актеров, но самостоятельно отправить заявку не решалась. Но однажды вечером, рисуя декорации к очередному спектаклю в университете, она услышала по телевизору интервью с актрисой Кэтрин Хепберн: «Я просто, знаете ли, держала свою кисть и смотрела на нее, как вдруг, что-то сказало мне: «Ты хочешь это сделать? Сделай!» Она успела отправить заявку в последний момент. Жюри отметили ее талант, и Гленн получила приглашение в нью-йоркский Helen Hayes Theatre.

Она играла второстепенные роли и была дублершей актрисы Мэри Юр в спектакль «Любовь за любовь». Режиссер не спешил знакомить актрису со сценой. Ожидание было мучительным. «Я была настолько амбициозной и голодной, что сидела за кулисами каждую репетицию, выучила все реплики и это было чудом. Я была несчастна и много плакала из-за явного разочарования. Разве они не понимали, насколько лучше сыграла бы я? Все что я хотела — это шанс проявить себя», — вспоминала Клоуз.

О своем первом выходе на сцену в главной роли Гленн узнала за несколько часов до спектакля, без единой полноценной репетиции. Перед утренним спектаклем режиссер сообщил Гленн, что подумывает уволить Мэри Юр. Надевая костюм, который еще пах духами Юр, Гленн не переставала переживать за нее. А та за полчаса до спектакля прислала ей записку: «Для меня большая честь приветствовать тебя в моей гримерной. Будь сильной и храброй». 

Спектакль получился. Зрители прекрасно приняли начинающую актрису. Напутствие Мэри Юр стало ее профессиональным девизом. «Я взяла себе за правило время от времени проверять свою храбрость» — делится актриса.

И все же успех дался ей нелегко. «Когда я выступала на Бродвее, моя гримерная находилась рядом с выходом на сцену. Я не была звездой, но надрывалась каждый вечер, чтобы выжать все, что можно было выжать из своей довольно неблагодарной роли, — вспоминает Клоуз на встрече со студентами своей альма-матер. — Это было тяжело. Пьеса имела большой успех. На каждом спектакле я опустошала себя на сцене — эмоционально и физически. Каждый вечер я слышала, как продюсеры проходят мимо моей гримерной, направляясь наверх, чтобы пообщаться со звездой. Это было обидно, что они никогда не стучались в мою дверь, чтобы просто поблагодарить за тяжелую работу — восемь спектаклей в неделю».

 

Сложные персонажи

В 1982 году она получила свою первую роль в фильме «Мир по Гарпу», снятому по одноименной книге Дж. Ирвинга. В нем она сыграла мать главного героя, решительную женщину, которая приняла решение растить ребенка в одиночку. Она пишет автобиографию и постепенно становится феминисткой по призванию. В этом фильме Клоуз снялась вместе с Робином Уильямсом — хотя была всего на четыре года старше. Эта работа принесла актрисе первую номинацию на Оскар — за роль второго плана. 

Кадр из фильма «Мир по Гарпу»

Затем последовали еще две номинации, но настоящее признание и известность пришли к Клоуз только в 1987 году, благодаря фильму «Роковое влечение», — о женщине, которая превращает в ад жизнь женатого мужчины, закрутившего с ней интрижку. И сама роль, и путь к ней потребовали от актрисы настоящей борьбы.

«Гленн — одна из величайших актрис в мире, но она абсолютно не подходит для этой роли. Это даже отдаленно не то, что мы ищем», — говорила продюсер Шерри Ленсинг. Но Гленн, агент которой раздобыл копию сценария, полюбила героиню, прониклась сочувствием, постоянно думала о ней. Еще не приступив к работе над фильмом, она уже знала, как сыграла бы столь сложный характер: «Я не могла выкинуть это из головы, это просто преследовало меня, и я начала думать о том, чтобы сыграть ее с человечностью, а не просто как злого человека, мне было очень любопытно ее поведение». Трехкратная номинантка на «Оскар» буквально умоляла о прослушивании, просила позволить ей прочитать одну сцену с Майклом Дугласом. «Менее чем через две минуты все были уверены, что нашли не только лучшую актрису, но и сам характер», — восхищалась Шерри Ленсинг.

Именно при работе над образом Алекс актрисе как никогда пригодились исследовательские навыки, полученные в университете. Клоуз консультировалась со специалистами в области психиатрии, вместе с ними выстроила целую гипотезу о том, что в детстве героиня пережила травмирующий опыт, и постаралась через актерскую игру донести до зрителя трагическую предысторию Алекс.

 

В самый последний момент под влиянием нескольких тестовых просмотров было решено переснять финал. Теперь он полностью менял представление о героине, делая из нее «психопатку с ножом». Это повергло Гленн в шок, для нее это было «предательством персонажа». «Вы можете везти меня в смирительной рубашке, но вы не заставите меня сделать это», — вспоминает ее слова сценарист Джеймс Дирден. Больше трех недель она боролась «зубами и ногтями» за свою героиню. К сожалению, ее не услышали. 

Но даже с измененным финалом история трогала зрителей — и принесла актрисе четвертую номинацию на Оскар. Оригинальный финал сегодня выложен на YouTube.

После мирового успеха «Рокового влечения» актрисе предложили сняться в фильме «Опасные связи» режиссера Стивена Фрирза (1988) по одноименному эпистолярному роману Шадерло Де Лакло, который был издан в 1782 году. В центре сюжета — отношения маркизы де Мертей и виконта де Вальмона, двух бывших любовников. Начавшись как обычное сведение счетов с общим знакомым, история становится разрушительной сразу для нескольких судеб. 

Кадр из фильма «Опасные связи»

Роль была написана под Гленн. Актрисе удалось показать женщину, как бы живущую в двух мирах: в одном она искренне любит, в другом становится виртуозом обмана. «Она была настолько проницательной и умной, что наблюдала, как все работает, поставив себе цель никогда не быть использованной мужчинами, — говорила Клоуз о своей героине. — В некотором смысле она была женщиной, действующей как мужчина в мужском мире».

 

Финальная сцена, одна из самых сильных в фильме, была снята крупным планом с одного дубля. Эта роль была отмечена уже пятой номинацией на Оскар и номинацией на премию BAFTA.

«Любить своих героев, даже если никто их не любит»

Гленн с радостью согласилась, когда в 1996 году ей предложили сыграть Круэллу Де Виль в фильме «101 далматинец». По одноименному роману Доди Смит на студии Disney уже был снят мультфильм, и у актрисы появилась возможность осуществить свою детскую мечту. К тому же в проект пригласили дизайнера Энтони Пауэлла, с которым Гленн успешно работала ранее. Созданные с участием Гленн костюмы были произведениями искусства; в 1996 году компания Mattel выпустила коллекционную куклу в образе Круэллы.

Гленн несколько месяцев перед съемками продумывала предысторию Круэллы и занималась с педагогом, чтобы точно передать британский акцент и особую интонацию героини. Хотя эта Круэлла — отрицательный персонаж, Гленн смогла найти в ней положительные черты: «Я не могу воздать должное персонажу, если сужу его. Я должна найти способ полюбить его. Изучение каждого персонажа, которого я играю, сделало меня более терпимым и чутким человеком. Мне приходилось буквально представлять себя на месте кого-то другого, смотреть чужими глазами».

В 2021 году вышел фильм «Круэлла», повествующий о прошлом героини, скоро планируется продолжение, а сама Гленн уже изъявила желание вернуться к образу.

 
Кадр из фильма «Круэлла»

Другая героиня, которую было непросто играть без осуждения, — Джоан, героиня фильма «Жена» по одноименному роману Мэг Волитцер. Джоан отказывается от писательской карьеры ради того, чтобы такая карьера могла быть у ее мужа. Клоуз признавалась, что этот персонаж напоминал ей ее мать: «В свои 80 она сказала мне: «Я чувствую, что ничего не достигла, и была не права…». Это шокировало меня» — вспоминает актриса. Получая за эту роль «Золотой глобус» в 2019 году, она сказала: «У нас есть наши дети, у нас есть наши мужья, если нам повезет — и наши партнеры. Но мы должны найти личную самореализацию. Мы должны следовать нашим мечтам. Мы должны сказать: «Я могу это сделать, и мне должно быть позволено это сделать».

Следуя собственной мечте, Клоуз спродюсировала фильм «Таинственный Альберт Ноббс» (2011) режиссера Родриго Гарсиа, в котором сама же исполнила главную роль. Ирландку, которая в 90-х годах XIX века добывала средства к существованию, притворяясь мужчиной и работая официантом, Гленн впервые сыграла в театре в 1982 году, а после 14 лет мечтала об экранизации: «Я была убеждена, что эта история имеет огромную силу эмоционального воздействия на аудиторию». Чтобы воплотить мечту, ей пришлось продать свой дом: «Для меня недопустимо было просить деньги на фильм, если я сама ничего не вложу».

Кадр из фильма «Таинственный Альберт Ноббс»

Добиваться перемен

Гленн Клоуз регулярно выступает в стенах своей альма-матер, в том числе поднимая тему гендерного неравенства: «Я верю, что молодое поколение — старшеклассники и студенты — именно те, кто добьется перемен. Ответственность за то, чтобы мы не вернулись туда, где были раньше, лежит на тех женщинах, которые создают историю, в том числе в таких образовательных учреждениях, как университет Уильяма и Мэри».

Еще одна важная часть жизни актрисы — помощь людям с ментальными болезнями. Более 10 лет назад она стала одним из основателей фонда Bring Change 2 Mind и с тех пор занимается распространением научно обоснованной информации о таких заболеваниях, чтобы снять стигму с людей, страдающих ими.

 

У 76-летней актрисы множество планов. Сейчас она снимается в фильме «Летняя книга» по одноименной повести финской писательницы и иллюстратора Туве Янссон.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+