Жизнь под никабом и насильственные браки: как Йемен стал худшей страной для женщин
Одна из главных причин того, что Йемен, согласно индексу гендерного неравенства ООН (Gender Inequality Index) за 2022 год, находится ниже Афганистана, Нигерии и Папуа — Новой Гвинеи (144-е место из 144 стран), — это гражданская война, которая идет в стране с 2014 года. Йемен находится на 162-м месте из 163-х по уровню безопасности в Глобальном рейтинге миролюбия (Global Peace Index) за 2023 год. Государство является одним из беднейших среди арабских стран: около 76% местных жителей нуждаются в гуманитарной помощи.
«Проблемы с продовольствием, с водой, с безопасностью. Больше половины населения — безработные», — объясняет востоковед, специалист по Азии и Ближнему Востоку Елена Супонина. Гуманитарные проблемы усугубляют положение женщин, отмечает она.
Жизнь под никабом и надзором
Государственной религией в Йемене является ислам, его исповедуют более 90% местных жителей. Мусульманские традиции в отношении женщин здесь строго соблюдаются. В йеменских семьях решающее слово должно оставаться за мужчиной, а супруге отводится сопутствующая роль.
В большинстве случаев йеменские женщины носят никаб — традиционный головной убор, скрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз (как правило, черного цвета). Египетско-шведская военная корреспондентка Магда Гад писала после посещения Йемена в 2018 году о том, как местные мужчины скрывают своих жен: «Один мужчина показал мне фотографию своей семьи. В красивых позах в элегантной одежде у красивой мебели, как на Ближнем Востоке, обычно и снимают семейные портреты. Но на фотографии не было его жены». Журналистка уточнила, есть ли у него супруга. Мужчина, как она утверждает, был шокирован вопросом: «Конечно, есть! Но я же не могу держать фотографию жены в своем мобильном! Ведь его кто-то может украсть!»
По этой же причине, писала Магда Гад, в Йемене за фотографирование местных женщин можно попасть в тюрьму. Это подтвердила Forbes Woman россиянка Ольга Сакова, которая переехала в Йемен из Санкт-Петербурга более 10 лет назад, выйдя замуж за гражданина страны и приняв ислам. Сейчас она ведет самый крупный русскоязычный блог о Йемене в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещенной в России). В своем блоге она в основном позитивно высказывается о положении дел в стране.
«Ни в одной арабской стране вам не дадут просто так сфотографировать на улице женщин, неважно, замужних или нет. Не только иностранцу, но и местному. Туристы фотографируют исторические объекты, красивые дома. А женщин, конечно, нельзя. Даже я, когда я что-то снимаю на улице, смотрю, чтобы в кадр не попали женщины», — объясняет Сакова.
Магда Гад рассказывает, что трудности возникали и когда она брала интервью у женщин: «Им было настолько непривычно выражать свое мнение и проявлять чувства, что едва ли они что-то говорили, кроме того, что у них мало денег и им трудно купить еду. Ощущение угнетенности пробралось и в меня, и, наконец, я почти поняла, почему здесь так много народу жует кат [наркотик]. Пожалуй, для них это единственное средство спасения». Ольга Сакова уверяет, что йеменских женщин устраивает их положение: «Если описать их одним словом, то женщины здесь очень «домашние». В России вряд ли женщина будет так проводить время. А тут все завязано на семье и доме. Конечно, женщины ходят и по гостям, и по делам, особенно в городах. Но в основном они все-все время дома».
Правозащитная организация Amnesty International (сайт заблокирован на территории России) рассказывает истории йеменских женщин, путешествовавших в одиночку: в наказание их обривали налысо, оскорбляли и подвергали насилию. Организация приводит слова женщины, которая пожелала скрыть свое имя: «Я путешествовала с тремя детьми, когда нас остановили на контрольно-пропускном пункте силы Хути [повстанческая группировка]. Они задержали нас без еды и воды в очень жаркую погоду. Мы умоляли пропустить нас, а они ответили оскорблениями и угрожали изнасиловать меня. Я была в ужасе».
Ольга Сакова иначе описывает картину. По ее словам, женщины могут передвигаться парами (мать и дочь) или даже самостоятельно, если случай экстренный (необходимо оказать помощь родителям), в том числе, если это поездки на дальние расстояния. «Если раньше мы с мужем вместе ездили на междугородных автобусах, то теперь женщину провожают, сажают в автобус, а дальше она прекрасно добирается до места сама», — говорит она.
Образование, суды, аборты
Согласно «Докладу о глобальном гендерном разрыве» (The Global Gender Gap Report) за 2020 год, начальную школу в Йемене посещают 78% девочек и 89% мальчиков, в среднюю ходят 40% девочек и 54% мальчиков, а высшее образование только у 6% женщин и 14% мужчин.
На местных сайтах по поиску работы можно найти вакансии, которые предлагают и женщинам. Также женщины могут заниматься бизнесом — например, йеменка Фатехия Аль-Дхайбани рассказала журналистам, что зарабатывает на косметических услугах, которые здесь очень востребованы. Однако коэффициент участия в рабочей силе у женщин равен 6%, тогда как у мужчин — 72%.
В Йемене женщина не может стать полноправным участником судебного процесса: по закону показания одного мужчины равноценны свидетельствам двух женщин. В то время как мужчина может расторгнуть брак без особых причин, женщина должна предоставить весомые аргументы в суде. Например, это возможно в случае наличия у супруга какого-то физического дефекта или опасной болезни. В ООН отмечают, что это противоречит обязательствам страны по ратифицированным международным конвенциям, например Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Правозащитная организация Amnesty International называет Йемен одним из худших мест, где можно родиться девочкой.
Средняя продолжительность жизни женщины в Йемене составляет около 68 лет. В развитых государствах, согласно оценке ООН, показатель гораздо выше: в среднем женщины живут 82 года. Аналитики связывают столь низкий показатель в Йемене с общими условиями жизни в стране и продолжающимися боевыми действиями.
Согласно данным платформы Statista, за свою жизнь йеменки рожают в среднем четырех детей. Отмечается, что этот показатель немного выше в небольших населенных пунктах — там речь идет уже в среднем о шести детях. Для сравнения: в России этот показатель составляет 1,42 и 1,72 соответственно.
При этом в Йемене официально запрещены аборты при любых обстоятельствах. Исключением не являются и случаи, когда зачатие произошло в результате изнасилования или для прерывания беременности есть медицинские показания. Аборт считается уголовным преступлением. Причем наказываются как женщины, желающие прервать беременность, так и человек, который производит манипуляцию.
Ранние браки и насилие
По сообщениям СМИ, в Йемене девочку могут отдать замуж, например, в восемь лет. Это произошло с Нуджуд Али, которая стала невестой мужчины втрое старше ее. По условиям брачного контракта он должен был заботиться о ней, как о дочери, до совершеннолетия, после чего она могла переехать в дом к супругу. Однако родители отдали школьницу «мужу» через неделю после заключения брачного договора. Мужчина постоянно избивал и насиловал девочку. Как объяснили ее родители, они боялись, что дочь могут выкрасть, что уже случилось с другой их дочерью. К тому же они были уверены, что отдали девочку на попечение: «Когда я услышала об этом, мое сердце заболело, он не должен был спать с ней», — рассказала мать девочки журналистам CNN, попросив не называть ее имени.
«Я разговаривала с медсестрой в больнице. Она рассказала, что ее выдали замуж в 11–12 лет. Но она жила в семье мужа как дочь, то есть у них не было никаких отношений с этим мужчиной до ее половой зрелости», — говорит живущая в Йемене Ольга Сакова. По ее словам, случай Нуджуд Али является исключением. Однако она упоминает браки с 15-летними девочками: «Чтобы моложе 15 лет выдавали замуж, я сама не видела таких случаев. А с 15-летними знаю, да, но и старше бывают, например 16–17 лет». Востоковед Елена Супонина подчеркивает, что эта ситуация характерна для многих сельских регионов арабского Востока и является частью традиции.
Несмотря на традиции, в 2015 году в Йемене установили минимальный возраст для заключения брака — 18 лет. Спустя пять лет, в 2020-м, телерадиокомпания Deutsche Welle (внесена в реестр СМИ-иноагентов) сообщала, что в стране до сих пор не регулируется соблюдение этого закона. И хотя правительство Йемена проводит юридические и религиозные семинары, пытаясь решить проблему ранних браков, выдача замуж маленькой дочери в целом по-прежнему считается правильным поступком. «Всегда есть страх, что девочка сделает что-то такое, что опозорит семью: она сбежит с парнем, у нее будут отношения. Есть эта фобия», — объясняет Суха Башрен из объединения по борьбе с бедностью Oxfam International.
У истории Нуджуд Али в 2008 году был счастливый исход: девочка обратилась в суд и смогла добиться развода. Ее права защищала Шаде Нассер — первая женщина-адвокат Йемена.
«Как правило, у женщин нет возможности развестись, их насильно выдают замуж в очень раннем возрасте, немало случаев, когда еще подростками. Кроме того, многие из этих девочек безграмотны, и в судах этим фактически детям сложно отстоять свою правоту. А если они это и делают, то будут общественно порицаемы. Даже если муж применяет к ней насилие. Такие случаи нередко бывают в Йемене», — рассказывает востоковед Елена Супонина.
До развода Нуджуд Али два месяца пробыла замужем за насильником. Впоследствии суд Йемена обязал ее возместить супругу моральный ущерб за побег в размере $200. Эту сумму из собственных средств выплатила адвокат девочки.
История Нуджуд вызвала настоящий скандал. Вслед за ней на развод подала ее соотечественница — девятилетняя Арва Абду. Вскоре в соседней Саудовской Аравии того же результата добилась еще одна девочка — восьмилетняя супруга взрослого мужчины. Эта череда бракоразводных процессов расколола йеменское общество и вызвала бурную дискуссию. «Девочек-разведенок», как их называли СМИ, активно порицали.
В 2010 году вышла книга «Я Нуджуд, мне 10, и я разведена», написанная девочкой в соавторстве с журналисткой и специалистом по Ближнему Востоку Дельфин Минуи. В 2014 году вышел одноименный документальный фильм, который сняла Хадиджа ас-Салами, первая йеменская женщина-режиссер и кинопродюсер.
Случаев, когда йеменкам удается добиться профессиональных успехов вопреки ограничениям, существующим в стране, не так уж и мало. Помимо адвоката Шаде Нассер и режиссера Хадиджи ас-Салами, востоковед Елена Супонина вспоминает местную правозащитницу, журналиста и политика Тавакуль Карман, которая в 2011 году совместно с Леймой Гбови и Элен Джонсон-Серлиф получила Нобелевскую премию мира «за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира».
«Да, сейчас она проживает не в Йемене, но она там родилась, выросла, училась и выехала только на фоне нестабильности из-за гражданской войны. Такие примеры есть», — утверждает Супонина.