Нет времени, чтобы быть музой: как женщины становились художницами-сюрреалистками
Сюрреализм — художественное направление, которое появилось в 1920-е годы, — во многом опирался на психоанализ Зигмунда Фрейда. Сюрреалисты стремились извлекать образы из глубин подсознания. Неслучайно в их работах немало мотивов, связанных с сексуальностью — и нередко она выражается в объективации женщин.
«Проблема женщины — это самая удивительная и тревожащая проблема во всем мире», — говорил основоположник сюрреализма поэт Андре Бретон. Для него женщины — не равноправные субъекты, а таинственные объекты поклонения. Художницам-сюрреалисткам было непросто: они вынуждены были доказывать соратникам-мужчинам, что чего-то стоят. «У меня не было времени быть чьей-либо музой… Я была слишком занята, восставая против своей семьи и учась на художника», — говорила Леонора Каррингтон.
В последние годы отношение к художницам меняется, историки искусства и кураторы отдают им должное, а музеи и частные коллекционеры стремятся избавиться от гендерного дисбаланса в коллекциях искусства сюрреализма. В 2009 году на аукционе Christie’s цена на картину Каррингтон «Великанша» впервые достигла $1 млн. По словам галеристов, стоимость некоторых ее работ вне публичных торгов достигала $3 млн.
Вот пять художниц, чьи судьбы оказались не менее удивительными, чем миры, которые они изображали в своих работах.