Учатся лучше, доучиваются чаще: как женщины получают образование
Мы продолжаем публиковать самые интересные моменты дискуссий, которые прошли 29 сентября в Москве во время саммита о гендерном равенстве FWD. Woman Summit. О том, как женщины получают образование во взрослом возрасте, с какими стереотипами сталкиваются и как преодолевают неравенство, говорили:
Марина Карбан, проректор по образовательным программам, академический директор программ FLOW и «Лидеры как преподаватели», Школа управления «Сколково»;
Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике, «Норильский никель»;
Наталья Михайлова, кандидат медицинских наук, научный руководитель Martinex, лауреат медали ЮНЕСКО «За вклад в развитие нанонауки и нанотехнологий»;
Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы «Нетология»;
Елена Тябутова, генеральный директор Unilever в России и Беларуси;
Вероника Костенко, кандидат социологических наук, исследователь в Тель-Авивском университете.
Модератором дискуссии стала шеф-редактор Forbes Woman Мария Михантьева.
О выборе образования
Марианна Снигирева: Я пошла на филфак, потому что это максимально бесило маму. Не могу сказать, что я совсем далека от филологии, но в целом это образование не очень мне помогло. Волей судьбы получилось так, что я стала управленцем. И лет через пять своей управленческой деятельности поняла, что ничего про это не знаю. Я пошла на MBA, чтобы просто разобраться, получить экономические знания, юридические, как-то их систематизировать. И поняла, что для управленца суперважно учиться. Потому что управленцы решают задачи, которые они не умеют решать, работа все время подкидывает что-то, с чем ты еще не сталкивался. И нужно постоянно выходить за пределы своих знаний.
Мы в «Нетологии» видим много женщин, которые сменили профессию. Одна девушка была стоматологом, получила профессию моушен-дизайнера, переехала в Лондон, работает там в студии. Другая была менеджером по туризму, а стала Android-разработчиком. Таких кейсов много. Но, конечно, не стоит думать, что можно прийти, пару лет отмучиться, а потом легко устроиться на новую работу. Есть кейсы, когда людям приходится проходить много собеседований.
Вероника Костенко: Мне пришлось учиться на программе, которую я сделала сама. Не хватало курсов по анализу данных, ориентированных на гуманитариев, так что мы с «Яндексом» сделали такую программу, и я там потом училась. Иногда приходится делать что-то самому.
Дарья Крячкова: Аналитический центр НАФИ при поддержке некоммерческой организации Women in Mining Russia провел большое социологическое исследование о карьере, в том числе в горно-металлургической отрасли. Знаете, о чем говорят те, кто в карьере преуспел? Они не говорят про hard skills. Они говорят: мы преуспели потому, что умели брать на себя больше ответственности, строить отношения, работать в команде; мы круто двигались к своей цели. А вот те, кто карьеру не построил или ей недоволен (причем неважно, мужчины или женщины), говорят: а нам не хватило профессиональных навыков.
Обучение должно быть разным на разных этапах карьеры. Не нужно думать, что обучение ― это таблетка от всех болезней: пошел в «Сколково» на любую программу, «съел» ее ― и стал успешен. Нет; ты должен выбрать то, что тебе поможет сделать следующий шаг. Именно поэтому важны примеры, важно карьерное консультирование, важна помощь руководителей.
Наталья Михайлова: В медицине без высшего образования сложно достичь руководящих должностей — если ты не отучился в медицинском вузе суммарно девять лет, тебе путь в главврачи закрыт в принципе. Но это не значит, что главврачи успешнее и счастливее тех, у кого медицинское образование среднее. Скажем, косметолог-эстетист тоже может и стать востребованным специалистом, и открыть свою клинику, и запустить свой косметический бренд.
О стереотипах
Вероника Костенко: Я упоминала, что сделала учебную программу по анализу данных для людей из социальных и гуманитарных наук. И было заметно, что среди тех, кто приходит из гуманитарных наук, очень много женщин. Потому что девочкам с детства говорят, что они предрасположены к языку и литературе, а не к математике. К тому же многие девочки довольно конформны — это связано с тем, что их учат быть послушными, и когда взрослые много раз сказали, что какой-то предмет не для них, они сами начинают в это верить.
Я видела, как взрослые женщины говорят: «Я ничего не пойму: там алгебра, математика, какое-то программирование. Я же гуманитарий». Их приходится буквально за руку держать: «Да перестань, ты все сможешь, не боги горшки обжигают. Сейчас мы с тобой вместе в этом разберемся». Я очень понимаю эти чувства, потому что сама по образованию востоковед и тоже не верила, что смогу что-то понять в анализе данных. Теперь я чувствую себя там уверенно. И мне кажется, что примеры того, как кто-то освоил новую область, поддерживают намного больше, чем разговоры.
Наталья Михайлова: Считается, что в бьюти-сфере работают только женщины, хотя на самом деле к нам идут и мужчины. Но если говорить о медицине вообще, то есть стереотип о том, что мальчику надо быть хирургом, а для девочки лучше что-нибудь «домашнее»: дерматолог, стоматолог. Когда я шла на лечебный факультет, мне мой стоматолог сказала: «Зачем тебе это надо? Зуб не смогла вылечить ― вырвала, и спи спокойно. А ты идешь людей лечить, зачем тебе это нужно?» Как будто женщины менее ответственные.
Марианна Снигирева: У нас примерно 60% студентов ― женщины. Если мы смотрим, допустим, на интернет-маркетинг, там женщин 75%. Если смотрим на программирование — 40%. Это не 4%, не 10% — это почти половина.
Дарья Крячкова: Девушки, которые попадают к нам на работу, чаще всего родились и выросли в моногородах, где находятся наши предприятия: они видели производство, там работали их родители. Но отрасль меняется. Представьте фабрику размером больше, чем это здание, небольшая комната, мониторы, датчики, и сидят пять девчонок, которые управляют всеми этими агрегатами. Но чтобы девушки понимали, что так можно, нужно об этом рассказывать, показывать, приводить примеры.
О неравенстве
Вероника Костенко: Человеку могут мешать сразу несколько вещей ― например, бедность; жизнь в месте, где трудно достичь понимания, чему надо учиться и где; женский гендер. Если человек при этом смог пробиться, чему-то научиться, понять, что ему нужно, найти поддержку в своей среде ― это очень круто. Но мы должны понимать, что за этим всегда стоят какие-то ресурсы: деньги, время. И тут очень важно помнить, что эти ресурсы могут быть распределены неравномерно.
То, что люди сейчас получают все больше и больше образовательных возможностей, ― это очень здорово, это очень важно, и в этом направлении нужно продолжать двигаться. Я согласна с идеей просветительства: люди часто просто не понимают, в какую сторону идти, как вообще узнать, чем можно заниматься.
Марианна Снигирева: До пандемии ковида у нас 60% студентов были из Москвы и Питера. На сегодняшний день, в 2023 году, у нас из Москвы только 15% студентов. Все остальные — из регионов, в том числе из маленьких городов. Мы сейчас делаем программы совместно с вузами, они полностью онлайн, в конце студенты получают официальные дипломы. И вузы нам говорят, что студенты из регионов даже обгоняют москвичей. Потому что это те, кто реально очень хочет учиться. У них нет возможности переехать в Москву ― у кого-то семья, у кого-то денег нет, кому-то страшно, — но у них отличная работоспособность, отличная целеустремленность, и они с помощью онлайна получают те вещи, которые вчера им были недоступны.
Марина Карбан: Наши выпускницы создали сообщество девчонок из микробизнеса. Многие финансово не тянут большую часть обучения. Я говорю им: может, кредит образовательный взять? Они отвечают: «В сообществе большая часть — женщины в разводе. Алименты мужья не платят. Образовательный кредит скорее дадут полной семье, чем маме, которая одна содержит ребенка». Это неравенство есть, и мы не можем его не видеть.
О том, как и чему учатся женщины
Марианна Снигирева: Я как-то ехала в такси, и таксист всю дорогу жаловался, что ему не нравится его работа. Я говорю: «Ну обучись на программиста. Сейчас куча возможностей получить новую профессию». Он говорит: «Это вы, женщины, так умеете. Мы, мужчины, так не умеем. Нам проще пойти в такси, рулить и жаловаться».
Понятно, что это частный случай. Но у нас действительно женщины и учатся лучше, чем мужчины, и чаще доучиваются. При том, что это правда сложно. У взрослых уже нет такой инфраструктуры, как у детей, когда учеба ― это твоя работа. Нет, у нас есть работа, у нас есть дети, которыми нужно заниматься, и так далее. Женщины умудряются слушать лекции, сдавать домашки, защищать дипломы в декрете. Видимо, они правда в этом плане более устойчивые.
Дарья Крячкова: Слушая про то, как женщина одной рукой готовит, другой делает домашнюю работу, я вспомнила, как три года назад ездила на Камчатку и поднималась на вулкан. Нужно было идти 25 км по снегу, по скользящей жиже. И когда вернуться назад было уже нельзя, а вперед идти у меня уже не было сил, я сказала: «Я не могу на эту гору залезть». А инструктор мне говорит: «Ну подождите. Выберите, пожалуйста, свой темп. Если вы найдете свой темп, вы покорите любую гору». Мы сбавили темп в два раза, я начала двигаться вперед, потом чуть ускорилась и в итоге прошла весь маршрут.
Если есть желание, то освоить можно любую образовательную программу. Это вопрос темпа и ритма. Понятно, что когда у вас совсем мало времени, вы можете учиться совсем по чуть-чуть. Если появляется времени чуть больше ― может быть, стоит сделать рывок. Но все зависит от вас. Я это знаю, потому что у меня тоже дети, уборка, ранние подъемы. Если ты готова каждый день, пусть понемножку, этот путь проходить, значит, ты его пройдешь.
Марина Карбан: Зачем нужны программы специально для женщин? Я бы сказала, что для создания безопасной среды, среды доверия, в которой ты можешь обсуждать не только свою карьеру, но и то, что тебя волнует как женщину, в том числе те самые стереотипы и ту самую неуверенность и уязвимость, которые в тебе есть. Когда у тебя группа смешанная, там происходит совершенно другая групповая динамика. Моногендерная группа, не сразу, но с какого-то момента становится твоим кругом доверия. Я уверена, что в чисто мужских группах происходит то же самое.
Мне кажется это особенно важным на программах, где учатся женщины нашего поколения. В условиях полной поддержки проще смотреть на себя глазами не только своими, но и других женщин, понимать, что ты и сама являешься ролевой моделью, и приходить в свое лучшее состояние, в котором можешь действовать дальше так, как ты хочешь.
Наталья Михайлова: А мне кажется, что раздельные программы для мужчин и женщин скорее не нужны. Потому что так мы будем женщин готовить к какому-то другому миру. Им в итоге все равно придется в некоторых случаях конкурировать с мужчинами, и они должны быть к этому готовы.
Елена Тябутова: У нас на корпоративных программах бывают для женщин особые направления. Ну, например, когда мы работаем с женщиной по ее развитию внутри бизнеса, с ее планом индивидуального развития, мы очень много говорим о благополучии, о балансе жизни и работы. Активно работаем с менторскими программами — предоставляем сотрудницам возможность выбрать ментора, тоже женщину, чтобы та через собственный опыт показала, как можно двигаться в нашем большом и очень разнообразном бизнесе. Часто женщинам бывает сложнее, чем мужчинам, преодолеть неуверенность, и с этим мы тоже помогаем. Хотя если человек сам не хочет учиться, заставить его невозможно, ни одна программа не поможет.
О чем подумать, если планируешь учиться?
Дарья Крячкова: О том, что это одна из лучших инвестиций, которую можно сделать в себя.
Елена Тябутова: Но прежде, чем ее делать, нужно понять, то ли это, во что надо инвестировать прямо сейчас. А если уж решили — договориться со своими близкими, что они поддержат и помогут, потому что это тоже важно.
Наталья Михайлова: Для того чтобы стать счастливой и успешной, совершенно не обязательно быть суперобразованной, но если вы считаете, что вам важно обучение, делайте это хорошо, выкладывайтесь на 100%.
Марианна Снигирева: Иногда люди говорят: «Мне уже поздно, зачем уже это начинать?» Я на это отвечаю: «Тебе сейчас 42, через год будет 43. Тебе в любом случае будет 43, но если ты начнешь учиться сейчас, то через год тебе будет 43 с новой профессией». Поэтому начинайте сейчас, не откладывайте.
Мария Михантьева: На мой взгляд, получение новых знаний, нового опыта ― один из лучших способов жить эту жизнь.
Вероника Костенко: Важно верить в себя. Если уж решили — помните, что вы все сможете.
Марина Карбан: Ответьте себе на вопрос: «Зачем?» Что вы от этого хотите? И затем уже решайте, каким будет обучение. Все новые друзья во взрослой жизни появляются обычно именно на обучении — это лучшая причина.