«Исчезнет или превратится»: выставка о том, как сохранить семейную память
Мультимедийная экспозиция «Исчезнет или превратится» открыта до 12 декабря в пространстве «Брусницын» в Санкт-Петербурге в рамках международного фестиваля искусств Востока Dairafest. Фестиваль проходит уже в седьмой раз и включает в себя концерты этнической музыки, лекции, кинопоказы, перформансы и мастер-классы. Его проводит некоммерческий фонд поддержки научных и культурных проектов «Аль-Макам», который занимается развитием науки и сохранением культурного наследия в Петербурге.
Сама выставка — это лабиринт из нескольких залов, где с помощью разных медиумов (видео, аудио, предметов и текстов) зритель погружается в истории, быт, ежедневную жизнь людей, которые бережно хранят семейные традиции; тем самым экспозиция позволяет почувствовать себя участником этнографической экспедиции и чувственно пережить опыт исследователя.
Вместе с куратором, визуальным антропологом Ксенией Диодоровой Forbes Woman рассказывает о девушке Сумейе Серре Акдаг из рода турецких кочевников, которая сохраняет историю одной из пяти представленных на выставке семей, — и о том, как она поддерживает связь с предками.
Сумейя Серра Акдак из Стамбула — первая в своей семье женщина, уехавшая жить в большой город и получившая высшее образование. Она отучилась на ландшафтного архитектора и посвятила свою диссертацию изучению кочевой культуры пастухов-йорюков, буквально исследуя и интервьюируя носителей этой культуры, в том числе и свою собственную семью. Группы йорюков, потомков кочевников-туркменов, начавших миграцию в XI веке, сохраняют полукочевой образ жизни и свои традиции в современной Турции, в районе Анталии. Цель Серры — развивать знания предков о природе и человеке.
Культура кочевников и их экономика тесно связана с животноводством. Еще в XVIII веке йорюки перестали разводить лошадей, поэтому особенное место в их жизни занимают козы. Они легко адаптируются к горной местности и гораздо проще в уходе. Йорюки говорят: «не человек ведет козу, а коза — человека».
Коза — это еда: молоко, сыр и мясо. Коза — это одежда, ковры и шатры, в которых живут йорюки. Чтобы облегчить тяжелые роды, кочевники резали козу и клали на живот женщины теплый жир. Пастухи даже в больших стадах знают каждую козу по имени, которое дается не случайно. У козы по имени Дикмен рога не загнуты, а направлены вверх, напоминая о заостренных вершинах холмов. У козы по имени Наргиз желто-бежевая шерсть, похожая на цветки нарцисса. Кстати, шерсть коз, использованную на выставке, Ксения Диодорова купила у семьи, участвовавшей в исследовании, и привезла в Петербург. Участников не принято благодарить деньгами — они могут обидеться, говорит Диодорова.
Весной козы привыкли мигрировать вместе с кочевниками, но в какой-то момент из-за строительства новой дороги йорюки решили не уходить в горы и заперли коз, чтобы они забыли дорогу.
«Когда во время мультимедийной выставки будто идешь с Серрой по полю, она трогает растения и произносит их названия на латыни», — рассказывает Ксения Диодорова. Серра вспоминает, как из розовых и белых лепестков Nerium Oleandr — наверное, самого яркого средиземноморского кустарника — делала себе лак для ногтей в детстве. За это ее ругала мама: заккум (так называется олеандр по-турецки) — ядовитое растение.
Еще одно растение, о котором говорит Серра, — мирт — йорюки приносят на кладбище: они верят, что его ветви защищают души мертвых от зла. На крыльце бабушки Серры было много кустов мирта, и теперь, встречая этот аромат, она будто бы переносится в детство. Чтобы не забывать о доме бабушки и в Стамбуле, Серра собирает маленькие темно-синие съедобные ягоды и привозит в город.
На выставке можно остановиться, снять обувь и полежать на топчане — точной копии топчана, на котором исследователи лежали в экспедиции. «Я хочу, чтобы люди остановились и позволили себе роскошь замедлиться, не ожидая никакого катарсиса», — говорит Ксения Диадорова. На видео герои рассказывают о цикличности их жизни и миграции — от горам к морю и обратно, от моря в горы.
С середины XX века жизнь кочевников начала кардинально меняться, и несмотря на то, что около 1 млн человек в Турции считают себя йорюками, к 2020 году осталось всего 86 кочевнических семей.
Пространство, посвященное йорюкам — одна из пяти частей, или «сцен» экспозиции. В каждой из них разворачиваются аутентичные сцены из жизни реальных людей (таких как Сэрра) и происходит почти театральное взаимодействие между экспонатами, героями и зрителем. Инсталляции рассказывают истории тех семей, которые сохраняют опыт поколений — будь то ремесленное искусство, духовное знание, музыка, кочевничество или антикварный родовой музей.