Суд продлил арест Жени Беркович по делу об оправдании терроризма до 4 ноября
Хамовнический суд продлил арест режиссерки Жени Беркович, которая обвиняется по делу об оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол». Об этом сообщает журналист Василий Полонский из зала суда. Постановщица останется в СИЗО до 4 ноября. Именно о таком продлении срока ареста просило следствие. Светлане Петрийчук, по пьесе которой и был поставлен спектакль, арест продлен так же, до 4 ноября.
Решение вынесла новая судья — Диана Мищенко. Ранее Министерство финансов США ввело в отношении нее санкции в рамках «акта Магнитского». Судья была среди шести россиян, которых американские власти обвиняли в нарушении прав человека в рамках дела против политика Владимира Кара-Мурзы (признан иноагентом).
О том, что Беркович и Петрийчук стали фигурантами дела об оправдании терроризма, стало известно 4 мая. Им предъявлены обвинения по части 2 статьи 205.2 УК («Публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации»). Максимальное наказание по ней предполагает штраф в размере до 1 млн рублей или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Спектакль «Финист Ясный Сокол» (проект независимого театра «Дочери СОСО») рассказывает о женщинах, решивших выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию. Кроме того, в нем использовались реальные приговоры и протоколы допросов таких женщин в России, Казахстане и Узбекистане. В прошлом году спектакль победил в двух номинациях в рамках театральной премии «Золотая маска» и получил премии за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.
В основу обвинения по делу об оправдании терроризма легла «комплексная деструктологическая экспертиза», проведенная лабораторией деструктологии профессора МГЛУ Романа Силантьева. Ранее стало известно, что Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Минюсте сообщил в ответ на запрос адвоката драматурга и режиссерки, что «деструктологическая» экспертиза не может быть доказательством по делу. Такие экспертизы, по словам представителей центра, не могут использоваться в суде из-за «отсутствия в них научной обоснованности». За пять месяцев, пока Петрийчук и Беркович находятся в СИЗО, следствие допросило только одного свидетеля.