«Это Владивосток, детка»: как Диана Лютер открыла издательство и два книжных магазина
Все началось с того, что куратор детской литературы Диана Лютер написала собственную книгу «Это Владивосток, детка». После она решила напечатать тираж на свои деньги (и средства бизнес-партнера Юлии Мусиенко). А выросла эта инициатива в создание издательского бизнеса и два книжных магазина. Forbes Woman рассказывает ее историю в рамках проекта о том, как живут и работают женщины в российских регионах
Москва притягивает жителей больших и маленьких городов. Люди стремятся туда, где больше карьерных возможностей, выше зарплата, лучше инфраструктура. Но есть те, кто остается в своем родном городе или селе — и открывает бизнес, тем самым развивая территории по всей стране. Уже не первый год Forbes в рамках проекта «Местные» рассказывает самые интересные истории региональных предпринимателей. Forbes Woman поговорил с пятью женщинами о специфике бизнеса вдали от центра и о том, почему они не уехали. Еще одна героиня сентября — Дина Лютер.
Узнать больше о том, как живут, получают образование и строят карьеру и бизнес женщины в российских регионах, вы можете на саммите FWD, который пройдет 29 сентября 2023 года в Москве.
Диана Лютер — владелица издательства «Лютература», взрослого книжного магазина «Игра слов», совладелица детского книжного магазина «Лютература»
Возраст: 34 года
Населенный пункт: Владивосток
Численность населения: около 600 000 человек
— Как и когда вы решили запустить свой бизнес?
— В предпринимательской деятельности я уже восемь лет, но всегда искала нишу, которая будет совпадать с моими ценностями. В розовых мечтах это был собственный книжный магазин, но идея постоянно разбивалась о реальность, потому что казалась старомодной, неприбыльной, и я не видела, как могла бы сделать это делом моей жизни и зарабатывать на нем.
У моих подруг появился детский центр, и они, зная, как я увлекаюсь книгами, попросили меня курировать шкаф, где были выставлены экземпляры на продажу. Со временем я начала лучше разбираться в тематике, чувствовать рынок, видеть, что интересно, что нравится. Так я заметила, что про Владивосток нет ни одной детской книги. Я начала искать людей, чтобы ее нарисовать, и познакомилась с потрясающим иллюстратором, который видит город так же, как и я, но автора не нашла. И почему-то рискнула написать текст самостоятельно — так появилась книга «Это Владивосток, детка».
Я села писать во все крупные российские издательства, почему эта книга нужна, почему она будет точно иметь успех, насколько во Владивостоке развит местный патриотизм. И вдруг поняла, что не хочу объяснять все это кому-то в Москве. Я вижу ее потенциал и как предприниматель готова рискнуть, вложиться в тираж и посмотреть, что будет. То есть у меня не было плана создать издательство, которое на постоянной основе будет печатать книги. Мы хотели выпустить именно эту книгу, и для нее создали издательство «Лютература».
— То есть все средства были ваши?
— Мои и моего партнера Юлии Мусиенко. Тут надо сказать, что, перед тем как напечатать книгу «Это Владивосток, детка», мы решили издать «пробную» книгу тиражом 1000 экземпляров в мягкой обложке и размером 15×15. Она называлась «Горшочек» — на рынке книги на эту важную тему стоили 700 рублей, а мы перебили все ценой в 250. На этот первый тираж у нас ушло около 100 000 рублей.
Мы презентовали ее 18 марта 2020 года, а буквально через несколько дней все начали закрывать из-за ковида. Но интернет-торговля, наоборот, росла, и в первый месяц мы стали бестселлером на Ozon и Wildberries. Пока всех закрыли по домам, мы тренировались создавать электронные документы, отправлять посылки, разбираться с настройками кабинетов.
И когда в сентябре 2020 года мы выпустили «Это Владивосток, детка», на печать которой потратили уже 300 000 рублей, у нас все было подготовлено.
Быстро попали в новостные сводки города, презентовались на литературной ярмарке «Литр» — и в первые три дня продали 300 экземпляров из тиража 1500, а в целом первый тираж мы реализовали меньше чем за год по цене 430 рублей. Сейчас цена уже 750 рублей. Внимание к нашей книге и побудило во мне уверенность, что, возможно, открыть книжный магазин не будет такой уж провальной идеей.
— Но вложить деньги в небольшой тираж книги и открыть книжные магазины — это все-таки суммы разного масштаба?
— Да, поэтому мой партнер Юля изначально не планировала участвовать, и проект книжного для взрослых я запустила самостоятельно. Осенью 2020 года я сняла помещение и начала делать там ремонт. Но однажды, встретив подходящее помещение для детского книжного магазина, мы поняли, что Юля больше не может оставаться в стороне.
В итоге детский магазин потребовал меньших вложений (около 3,5 млн рублей, два из них ушли на ремонт) и открылся раньше, в апреле 2021 года. Взрослый ремонтировали дольше, и в него я вложила порядка 6 млн рублей, потому что выборка книг намного больше — сейчас это около 10 000 наименований. Он открылся спустя месяц.
Про детский книжный мы сразу понимали, что он станет площадкой для мероприятий издательства «Лютература», поэтому взяли помещение не 30–60 м2, как это принято, а сразу 150 м2. Кроме нас, во Владивостоке больше нет детских книжных. Мы проводим книжные клубы, презентации, ставим спектакли, каждую субботу читаем вслух бесплатно. Наша цель — показывать, что книга — это не школьная обязаловка, а развлечение и удовольствие. Мы работаем со многими издательствами, которые раньше не были представлены во Владивостоке. Они просто не доезжали до сетевых магазинов, будучи маленькими, но с классными иллюстрациями, очень высоким качеством, необычными сюжетами.
— В какой момент магазины стали приносить прибыль? И как вы их раскручивали?
— У взрослого книжного ушло больше времени на раскрутку, потому что его аудитория еще не была с нами знакома. Но через пять месяцев мы вышли в стабильную прибыль, уже два года идем в рост и, по нашим оценкам, можем стать больше еще в два раза. С детским другая история. Мы с первого дня вышли в плюс, на открытии стояла очередь, к концу года эффект новизны ослаб, и тут мы узнали, что в детских книжных есть четкая сезонность. В декабре все еще покупают подарки на Новый год, а с января по март мы очень сильно проседаем и пока не научились с этим справляться. Зато летом — просто фантастика. Владивосток стал очень туристическим городом, а наш книжный — местной достопримечательностью. Нас советуют, к нам приводят гостей.
Город нас действительно очень поддерживает, мы постоянно выигрываем конкурсы, получаем награды, с «Лютературой» ездили на ПМЭФ, выиграв награду лучшего социального проекта России в культурно-просветительской сфере. «Игру слов» в день рождения города признали территорией года. Мы также есть на карте независимых книжных России, Bookmap, что позволяет без труда находить наше пространство таким же книголюбам, как мы.
— Что вы можете отнести к плюсам и минусам работы в регионе?
— К плюсам я бы отнесла невысокую конкуренцию, это позволяет получать больше удовольствия от ежедневной работы. Мы соревнуемся сами с собой. Обратная сторона этого факта — ограниченное количество потенциальных клиентов в сравнении с более крупными городами. Также из минусов территориальная отдаленность, вопросы логистики: нам дороже везти книги, дольше получать новинки.
— А как на бизнес и ваши цены повлияло 24 февраля? Как сказывается кризис?
— Сперва был заметный рост цен, но на самом деле в книжной индустрии он и так был ежегодным. Потом была история с нехваткой бумаги, поэтому книги, которые мы печатаем с весны 2022 года, по себестоимости намного дороже, соответственно и в розницу цена выше. Конечно, нам бы не хотелось, чтобы книги становились предметом роскоши. Но все к тому идет. Если раньше человек приходил и в среднем покупал две–три книги, то сейчас уже одну–две.
Гораздо больше на нас сказалась мобилизация, когда семьи с маленькими детьми, у которых папы вдруг резко уехали, испытали серьезное эмоциональное потрясение. Несколько месяцев чувствовалось, что люди не знают, что делать дальше, и, конечно, в такой момент ты не идешь покупать книги. Это был первый раз, когда я поняла, насколько быстро может остановиться экономика, если у людей нет уверенности в будущем.
— Насколько малый бизнес, в том числе ваш, помогает развитию региона?
— Моя жизнь во Владивостоке — это взрослый осознанный выбор, я здесь родилась, но учиться уезжала в Москву, где могла остаться. Однако я поняла, что не хочу жить без моря и в таком быстром темпе. У нас он тоже быстрый, но в портовом стиле: вышел в море, кинул ящик рыбы, куда-то отвез его, и еще остается время посмотреть на горизонт, насладиться тем, что происходит. И я не одна в своей любви к Владивостоку: многие из поколения 35-летних делают здесь классные проекты. Мы все друг с другом взаимодействуем, дружим и участвуем в жизни места, которое любим. Я вижу, что город становится интереснее, симпатичнее, глубже и душевнее. Кому надо было, тот уехал, а кто остался, тот сделал это по любви.