К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как китаянка Чжэн Ши стала грозной пираткой, которую боялись и разбойники, и адмиралы

Кадр из фильма Madame Pirate, Becoming a Legend
Кадр из фильма Madame Pirate, Becoming a Legend
Китаянка Чжэн Ши, жившая в первой половине XIX века, управляла огромной пиратской флотилией, наводила ужас на моряков и, в отличие от многих других морских разбойников, дожила до глубокой старости. Вот ее история

В годы наибольшего могущества Чжэн Ши под ее командованием находилось шесть эскадр, состоявших из 800 кораблей, около 1000 лодок-джонок и 80 000 головорезов. Ей удалось сохранять свой грабительский бизнес дольше большинства пиратов, а ее добыча обычно превышала ту, что доставалась другим. 

Более того, конец жизни Чжэн Ши провела в покое и благополучии и умерла в собственной постели — в отличие от множества своих «коллег». Причиной стали ее предусмотрительность и здравомыслие: вовремя осознав, что больше не может находиться вне закона, Чжэн Ши подписала акт о капитуляции, благодаря чему не только избежала суда, но также сохранила значительную часть награбленных богатств.

Девушка с прошлым

Судьба не делала никаких авансов девочке, родившейся в 1775 году в приморской провинции Гуандун и названной Ши Ян. Семья ее родителей имела весьма скромный достаток, и, достигнув определенного возраста, Ши Ян отправилась на заработки в плавучий бордель танка, располагавшийся на джонках в прибрежных районах. Исторически танка (этническая группа на юге Китая, представители которой жили на берегу моря) считались изгоями. А вот занятие проституцией во времена династии Цин не считалось позорным. Более того, мир куртизанок был частью «изящного» образа жизни, а публичные дома порой называли «градом небожителей». 

 

Поэтому нет ничего удивительного в том, что яркая и деятельная Ши Ян приглянулась известному в то время пирату по имени Чжэн И, происходившему из знаменитой пиратской семьи, чьи корни восходили к династии Мин. В 1801 году он женился на Ши Ян. После замужества она стала зваться Чжэн И Сао, что значит «жена Чжэн И».

Удивительно другое. В качестве условия своего брака она потребовала совместного с мужем контроля над его пиратским флотом. И Чжэн И на это согласился — супруги заключили договор, по которому жена получала в свое управление половину флота и половину добычи. И это при том, что китайская концепция о превалировании мужского начала над женским, а также учение о «трех опорах» (правителе, отце и муже) предписывали женщине «иметь дела лишь внутри дома». То есть все свое время ей следовало уделять домашним заботам, приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей. 

 

Скорее всего, Чжэн И пошел на условия невесты потому, что сразу оценил ее деловую сметку и проницательность. Возможно, для разбойных вылазок она использовала секреты, которые выведала у своих богатых и облеченных властью клиентов. Так или иначе, вся последующая жизнь подтвердила, что в своем выборе Чжэн И не ошибся.

Одна голова хорошо, а две — лучше

В начале XIX века пиратство в Китае процветало. Экономика империи находилась в упадке, и тысячи китайцев, гонимые нищетой, объединялись в пиратские команды. Для них было важно создать коалицию, которая позволила бы нападать на вооруженные торговые суда. Именно такой альянс создали Чжэн с женой к 1804 году, объединив множество соперничающих группировок. Он стал самой мощной пиратской силой в Южно-Китайском море.

Объединить пиратов в конфедерацию удалось именно благодаря дипломатичности и гибкости Чжэн И Сао. В июле 1805 года пиратские лидеры подписали соглашение, ради которого каждый жертвовал частью своей личной власти. Конфедерация состояла из шести флотов, известных по цветам флагов — красного, черного, синего, белого, желтого и фиолетового. Чжэн И командовал самым большим флотом — Красного флага.

 
Иллюстрация из книги «Пираты: иллюстрированная история каперов, буканьеров и пиратов с шестнадцатого века до наших дней»

Пираты конфедерации захватывали крупные торговые суда, следовавшие из Гонконга во Вьетнам, в том числе иностранные. Их добычей становились золото, серебро, шелк, фарфор, чай, хлопок. Затем они продавали эти товары торговцам на берегу. Прибрежные города также подвергались нападениям — таким образом пираты пополняли запасы провизии, а также вымогали деньги за защиту (это был своего рода рэкет). Капитанов торговых судов зачастую обязывали покупать особый пропуск, дабы не подвергаться риску нападения кораблей конфедерации. Чжэн И считался счастливчиком: рейды китайских властей не могли помешать его грабежам.

Помимо жены у Чжэна был приемный сын по имени Чжан Баоцзай. Его, сына бедного рыбака, Чжэн похитил в возрасте 15 лет. Мальчик оказался на редкость смышленым, вскоре он стал не только удачливым пиратом, но также любовником Чжэна И. После женитьбы Чжэн усыновил Баоцзая и назначил своим наследником — в Китае часто практиковалось усыновление во взрослом возрасте, чтобы создать родственную основу для дальнейшего делового союза. Совместные же дети у Чжэн И Сао и ее мужа родились позже: Чжэн Инши в 1803 году и Чжэн Сюнши — в 1807-м.

Хитрость, дисциплина и жестокость

В год рождения второго сына, в возрасте 42 лет Чжэн И погиб: по одной версии, упал за борт во время шторма, по другой — был зарезан в драке во Вьетнаме. Времени горевать об утрате у госпожи Чжэн не было, действовать следовало немедленно — смерть супруга представляла большую опасность для целостности конфедерации и для нее лично.

Чжэн И Сао решила взять все руководство на себя, однако право контроля над флотом Красного флага унаследовал Баоцзай, приемный сын Чжэна. Поэтому уже через несколько недель Чжэн И Сао стала его любовницей. Таким образом ей удалось получить власть над флотом Красного флага и командование всей пиратской конфедерацией. Тогда же изменилось и ее имя — из «жены Чжэна» (Чжэн И Сао) она стала «вдовой Чжэна», Чжэн Ши. В отчете правительственного чиновника, который впоследствии вел переговоры с пиратами, говорится, что «Чжан Баоцзай подчинялся приказам Чжэн Ши и советовался с ней по всем вопросам». 

Хотя в Южном Китае не были распространены суеверия, касающиеся женщин на корабле, вдове пирата было очень сложно контролировать такое количество разбойников, ей требовался непререкаемый авторитет. Для этого Чжэн Ши ввела жесткую дисциплину и совместно с Баоцзаем разработала свод законов, который строжайше соблюдался. Например, пират, не подчинившийся приказу, подлежал обезглавливанию на месте. За самовольный сход на берег протыкали уши. Пират получал только две десятых добычи, восемь частей уходило в общий фонд. Кража из «общака» каралась смертной казнью.

 

Женщин, захваченных в деревнях в плен, нельзя было притеснять, им предоставлялось отдельное жилье, за насилие над пленницами полагалась казнь.

Однако не следует питать иллюзий, будто госпожа Чжэн Ши являла собой романтический образ «благородного флибустьера». Новоявленная королева морей показала себя не только эффективным командиром, но и крайне жестоким пиратом.

Например, в августе 1809 года по ее приказу был проведен массированный рейд трех флотов — Красного флага, Черного флага и личного флота Чжэн Ши. Эта кровавая кампания привела к гибели примерно 10 000 человек. А в начале сентября был полностью разрушен крупный город недалеко от Хумэна, погибли 2000 его жителей. Многочисленные деревни постоянно становились жертвами бесчинствующих пиратов.

Поскольку совокупная мощь пиратской конфедерации была такова, что они могли противостоять даже небольшим военно-морским флотам европейских держав, пираты расправлялись и с иностранцами. Моряков, оказывающих сопротивление, подвергали пыткам и казнили. Тем, за кого можно было получить выкуп, сохраняли жизнь, но в ожидании сделки их месяцами держали в жутких условиях. Один из таких моряков, Ричард Гласспул с захваченного флотом Чжэн Ши британского корабля «Маркиза Эли», описывал, как четыре месяца жил в кишащем крысами трюме корабля и питался гусеницами. Он также вспоминал, что пленных китайцев, отказавшихся присоединиться к пиратам, забивали до смерти. А в захваченных деревнях пираты собирали головы своих жертв, связывали их попарно за волосы и надевали на шею для устрашения.

 

Неуловимая Чжэн

Пиратская конфедерация действовала все активнее и наглее. В течение одной только осени 1808 года в сражениях с пиратами погибла почти половина флота китайской провинции. 

В марте 1809-го командующий флотом провинции Сунь Цюаньмоу, имея около 100 кораблей, вступил в бой с небольшой группой пиратов, которые обратились за помощью к Чжэн Ши. Она лично приняла командование флотами Красного и Белого флага и разгромила Сунь Цюаньмоу.

Затем Чжэн Ши совершила налет на город Шатинг, где были захвачены около 400 мирных жителей, а два дня спустя разграбила несколько поселков в районе Цзигунши.

Будучи не в силах справиться с пиратской конфедерацией своими силами, Цинские власти были вынуждены обратиться за помощью к Португалии, и та согласилась помочь, поскольку португальская колония в Макао постоянно страдала от разбойных нападений. 

 

В ноябре 1809 года португальцы послали в дельту Жемчужной реки три корабля и бриг, чтобы захватить Чжэн Ши. Шесть португальских кораблей блокировали ее и Чжан Баоцзая в бухте Тунг Чунг. Через несколько дней к ним присоединились 93 корабля провинциального флота под командованием Сунь Цюаньму.

Пираты пытались прорвать блокаду, но безуспешно. Союзники непрерывно обстреливали их, и в результате почти 50 джонок были захвачены или потоплены, остальным разбойникам удалось скрыться.

Капитуляция и второе замужество

Такая непрекращающаяся борьба с переменным успехом изматывала обе стороны. Дабы прекратить ее, администрация императора Цзя-Цин предложила Чжэн Ши сотрудничество и звание при дворе, однако та не приняла предложение. Тогда чиновники пошли проверенным веками путем подкупа ближайших сподвижников. Их расчет оправдался, в пиратское сообщество удалось внести раскол. Капитан Го Подай, командующий флотом Черного флага, официально сдался генерал-губернатору провинций Гуандун и Гуанси Бай Лину, за что был награжден званием младшего лейтенанта.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света»

Его уход сильно ослабил флот пиратов и посеял раздоры среди них. Все больше людей следовали примеру Го Подая, и тогда Чжэн Ши поняла, что ее господству пришел конец. Теперь ей следовало лишь сдаться так, чтобы избежать наказания и репараций. Это оказалось не сложно: правительство Гуандуна так хотело покончить с пиратством, что было готово на любые условия.

 

В итоге 20 апреля 1810 года Чжэн Ши и Чжан Баоцзай сдались Бай Лину с 17 318 пиратами и 226 кораблями, оснащенными большим количеством пушек и прочими видами оружия. Баоцзаю присвоили чин лейтенанта и разрешили сохранить частный флот из 20-30 кораблей, с которым он перешел на службу правительству. Всем членам команды, бросившим свое ремесло, выдали по поросенку, бочонку вина и деньги для того, чтобы начать новую жизнь. Ну а сама Чжэн Ши помимо помилования получила разрешение на официальный брак с Чжан Баоцзаем. Это тоже явилось особой привилегией, поскольку в Китае того времени повторный брак дозволялся лишь мужчинам, для женщин он считался распутством. Вскоре бывшие пираты воспользовались этим разрешением и поженились, Баоцзай был направлен по месту службы в Минань, провинция Фуцзянь, где в 1813 году госпожа Чжэн родила своего третьего сына.

Спустя 10 лет, в 1822 году Баоцзай умер в возрасте 36 лет — причина его смерти неизвестна. Неутомимая 47-летняя госпожа Чжэн снова занялась делом — через два года вместе с сыном она вернулась в Гуандун, где открыла игорный дом, который по совместительству был борделем и местом торговли опиумом. Заведение пользовалось дурной репутацией и одновременно огромной популярностью. 

Чжэн Ши оставалась его хозяйкой 20 лет, до самой своей смерти в 1844 году — мирной, в кругу семьи, в возрасте 68 лет. 

История ее жизни воплотилась в произведениях кино и литературы. Например, в рассказе аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Вдова Чинга, пиратка». Или в фильме «Пираты Карибского моря: На краю света», где ее сыграла актриса Такайо Фишер.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+