К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Революция игрушек: как из пупсов и хозяюшек куклы стали символами эмансипации

Фото Е. Фадеева / Фотохроника ТАСС
Фото Е. Фадеева / Фотохроника ТАСС
Куклы с древнейших времен участвовали в ритуалах, приносились в жертву богам, а еще помогали детям осваивать гендерные роли. Рассказываем о том, как менялись игрушки под влиянием социальных сдвигов

Подношения богам и королям

Возраст куклы до сих пор точно не определен. В захоронении «Брно-2» (Чехия) нашли фигурку из слоновой кости с двигающимися частями тела. Скорее всего, она принадлежала шаману. Ей примерно 30 000 лет — с этого периода и принято отсчитывать возраст куклы. Алебастровая кукла, найденная в фундаменте храма в Персии, изготовлена в 1100 году до н. э. Терракотовая кукла, обнаруженная на раскопках в Трое, датируется 1260 годом до н. э.

Принято считать, что в древние времена кукол-игрушек не существовало, потому что у человека не было самого периода детства. Но активно использовались куклы-идолы и вотивные (жертвенные) куклы. Границу между куклами-игрушками и ритуальными символами часто трудно определить. Фольклорист Владимир Пропп писал, что во многих культурах «волшебная куколка служит заместителем ушедшего под землю. Она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь». У народа ханты принято, когда человек умирает, делать куклу без лица и «кормить» ее. Вепсы вешали куклу над колыбелькой для охраны от порчи и сглаза. Некоторым куклам, например, вуду, приписывали сверхъестественные силы. Культуролог Юрий Лотман писал: «…в нашем культурном сознании сложилось как бы два лица куклы: одно манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью».

Кукла-игрушка появилась с развитием цивилизации. Уже в античности существовало широкое производство кукол с центром в Сардисе (на территории современной Турции). Изготовленные из самых разных материалов — глины, дерева, воска, кости, нефритового камня, — они, тем не менее, сохраняли ритуальное значение: девочки обычно играли в них до замужества, а перед свадьбой оставляли богиням-покровительницам. Как минимум 500 предметов, раскопанных на территориях Римской империи, тоже идентифицированы исследователями как куклы.

 
Кукла, принадлежавшая молодой римлянке по имени Креперея Трифена (Фото Butko·CCO)

Игрушки несли своим юным владелицам информацию об ожидаемой роли девочек в обществе. Например, отражали идеалы тела римских времен — маленькую грудь и широкие бедра. Куклы носили миниатюрные кольца, драгоценности и иногда даже съемную одежду. Римские девушки, созрев для брачной ночи, вешали своих кукол как жертву на статую Венеры.

В стремлении подражать матери дети нянчили не только кукол. Девочки, жившие на территории современного Ирака, укачивали и пеленали обрубки дерева. Индейские девочки из Северной Америки и крестьянские дети из Франции и Венгрии играли с куклами из кукурузного початка.

 

Откуда в детях вообще тяга к куклам? Есть несколько факторов. Во-первых, игра в кукольную жизнь — подбор одежды, купание, кормление — не требует партнера, что довольно удобно. Во-вторых, игры во взрослую жизнь отражают особенности социально-нормативных отношений взрослых. А нейробиологи из Университета Кардиффа в 2022 году показали, что когда дети говорят с куклами, у них повышается активность мозга в области задней верхней височной борозды, которая участвует в развитии эмоциональной сферы и социальных навыков.

Юрий Лотман разделял кукол на две большие группы — кукла как игрушка и кукла как модель. Принципиальное отличие второго типа в том, что с такими куклами не получится играть, они выполняют, по сути, декоративную функцию. Но и игрушки не всегда создавались для детей. История кукол была бы неполной без упоминания модных кукол, появившихся в XVI веке. Их делали для взрослых и отправляли в королевские дворы Европы, чтобы передавать последние тенденции моды. Филипп IV прислал в подарок своей дочери Изабелле, будущей королеве Англии, куклу с полным гардеробом. Генрих IV сделал то же самое для своей жены Марии Медичи, чтобы дать ей возможность познакомиться с французской модой. Несмотря на рождение модных журналов и гравюр, модные куклы не исчезли. В 1924 году на L’exposition des Dames d’aujourd’hui («Выставка современных женщин») 25 стоячих кукол представили эволюцию моды с 1900 года.

Первый кукольный переворот 

Игрушки в Германии XIX века раньше всех отреагировали на тектонический сдвиг в западном обществе: детство «приручили» — перенесли с улицы, сделали безопасным и изолированным от мира взрослых. До 1800 года куклы воспринимались подходящими для обоих полов, но к 1870-м ассоциировались уже в основном с девочками.

 

Куклы стали более «реалистичными» — с человеческими волосами, закрывающимися глазами, подвижными суставами и дизайнерской одеждой. Родители могли купить к ним полноценные кухонные гарнитуры, в том числе работающие газовые духовки. Куклы производились в промышленных масштабах. В Германии на них приходилось около трети всех продаж игрушек. 

Пока мальчики играли в солдатиков, девочки — в матерей и домохозяек. Реформатор немецкой системы школьного образования Пауль Хильдебрандт уверял родителей, что «вся мысль и чувство ребенка обращены к кукле как к предмету любви». Материнский инстинкт в обществе культивировали. Хильдебрандт настаивал, что девочки любят своих кукол, при этом никто не предполагал, что мальчики так же любят свои римские легионы или игрушечные поезда.

В 1896 году психолог Дж. Стэнли Холл и педагог Александр Кэсвелл Эллис провели для журнала Pedagogical Seminary социологическое исследование: они опросили 845 детей, преимущественно девочек, и обнаружили, что те склонны портить кукол. 54 девочки назвали кукол холодными, еще 46 — ревнивыми, 45 — плохими, 38 — злыми. Девочки могли целенаправленно вредить кукле: отрывать ноги, вырывать волосы, «хоронить». Одна шестилетняя девочка даже заявила: «Все они — девочки, просто помалкивают». Дошкольница уже знала, какую функцию ей транслирует кукла: молчать. 

В «Докторе Фаустусе» Томаса Манна Хельмут Инститорис и Инесса Родди хотели воспитать своих дочерей идеально. Их комната была заполнена «миром хорошо упорядоченных игрушек, плюшевых мишек, ягнят на колесах, прыгающих домкратов, кукол Кете Крузе, железнодорожных поездов». Манн уловил двоякий смысл идеального детства среднего класса — это был и отдельный период жизни, отмеченный невинной радостью, и подготовка ко взрослой жизни.

Писатель упоминает и конкретных кукол — Крузе. Их разработала Кете Крузе. Первую куклу она соорудила в 1905 году из полотенца, наполненного песком, и картофелины в качестве головы. Ее старшая дочь просила ребенка, чтобы играть с ним, а самой Кете и ее мужу не нравились «жесткие, холодные» куклы из магазинов.

 
Куклы Крузе (Фото Imago·TASS)

Крузе принесла новое видение на рынок, изменив формы кукол и связанные с ними социальные сообщения. Она производила вручную гендерно-нейтральные игрушки — у них были только самые общие черты. Крузе хотела через доминирование женщин в уходе за детьми дать им социальную и общественную власть. Она как бы говорила девушкам и женщинам, что они более ценны для нации как воспитатели будущего. Ее куклы, быстро набрав популярность, заставили немецких производителей отказаться от стандартной штамповки одинаковых кукол с кухонными гарнитурами.

Второй кукольный переворот 

Самая популярная кукла в мире — Барби — берет свое начало в немецкой кукле Bild Lilli. Изначально та была сексуализированным подарком для мужчин, но в конечном итоге стала популярна и среди детей. Американка Рут Хэндлер наткнулась на куклу в витрине магазина игрушек во время отпуска в Швейцарских Альпах в 1950-х годах. Хэндлер стала соучредителем компании Mattel и создала куклу на основе Bild Lilli, изменив некоторые черты.

Хэндлер стремилась показать девочкам, что они могут быть кем угодно. Она заметила, что фигурки сына позволяли ему играть в разные профессии, от врача до пожарного, в то время как куклы дочери в виде младенцев и маленьких детей навязывали только одно будущее — материнство. Послание Барби было «протофеминистским» с самого начала: она задумывалась как символ независимых женщин, как источник вдохновения для маленьких девочек. Кена в пару к ней представили только в 1961 году. А уже в 1962 году Барби получила свой первый Дом мечты — более чем за 10 лет до того, как большинство одиноких женщин в США смогли владеть собственным домом, не говоря уже о счете в банке. Первые темнокожие и латиноамериканские Барби появились в 1980 году.

Однако феминистки второй волны 1960-х критиковали куклу за нереалистичные пропорции тела. Они говорили, что игра с такими игрушками приводит к негативному восприятию себя и повышает риск формирования расстройств пищевого поведения у детей. Согласно Medical Daily, если бы у реальной женщины было тело, как у Барби, ей пришлось бы ходить на четвереньках, потому что ее рост и вес непропорциональны. Феминистка Кэрол Хэй, профессор Массачусетского университета, считает: «Преувеличенная белокурая женственность Барби была олицетворением всего, что не так с патриархальными стандартами красоты. <…> Барби из Teen Talk от Mattel произносила такие фразы, как «урок математики сложный» и «вы в кого-нибудь влюблены?». Все это делало Барби чрезвычайно удобной девочкой». В 1971 году Национальная организация женщин США обвинила Mattel в транслировании гендерных стереотипов для мальчиков и девочек, через год ее сторонницы приняли участие в акции протеста на ярмарке игрушек.

 

С 1986 года компания American Girl начала производить кукол, противоположных Барби. Каждый из персонажей их коллекции представлял разные исторические периоды, рассказывал свою историю и шел в комплекте с исторически точными аксессуарами — например, радио 1940-х годов, печкой 1820-х или пишущей машинкой 1930-х. Компанию основала педагог и предприниматель Плезант Роуленд. Она презирала кукол Барби как слишком сексуализированных. American Girl быстро приобрели огромную популярность. Историк Доминик Жан-Луи отмечал, что дебют бренда совпал с поворотным моментом в американской культуре: «Это был действительно момент в 1990-х, когда девочки поняли, что тоже могут творить историю или быть частью истории».

Куклы American Girl (Фото DR)

Персонажи American Girl реагировали на вызовы своего времени. Молли, представительница среднего класса из пригорода Иллинойса 1940-х годов, скучает по своему отцу, который работает врачом в Англии, и дружит с британкой Эмили Беннетт, отправленной в Америку от разрушений Второй мировой войны. Саманта, обеспеченная сирота из 1900-х, выступает против законов о детском труде после того, как ее подруга Нелли О’Мэлли вынуждена устроиться на тяжелую работу на фабрике. Джули Олбрайт, достигшая совершеннолетия в Калифорнии 1970-х годов, защищает окружающую среду и хочет играть в баскетбольной команде с мальчиками. В 1998 году Mattel купила American Girl за $700 млн. В 2018 году компания начала выпускать коллекцию кукол «Примеры для подражания», ежегодно представляющую женщин, на которых девочки могли бы равняться: художницу Фриду Кало, режиссера Петти Дженкинс, математика NASA Кэтрин Джонсон, активистку Розу Паркс.

Куклы для всех

В 2001 году на рынке появились куклы Bratz. Их придумал бывший дизайнер Mattel Картер Брайант, который продал свою идею MGA Entertainment. Куклы Джейд, Хлоя, Ясмин и Саша выглядели не как младенцы или взрослые женщины, а так, как хотели бы выглядеть подростки. Они были дерзкими, стильными и прогрессивными. Целевая аудитория Bratz — девочки 11–13 лет. Им компания транслировала принципиально новую мысль: жизнь не где-то там, во взрослом возрасте, когда ты обзаведешься домом, кухонным гарнитуром, младенцем и профессией, а уже сейчас. Bratz много критиковали за еще большую сексуальность, чем у Барби. В 2007 году Американская ассоциация психологов в исследовании «О сексуализации девочек» заявила, что куклы выглядят слишком взросло, а их наряды слишком откровенны и вызывающи. Адвокаты компании MGА в ответ заметили, что упор в рекламе их кукол делается не на внешний вид, а на дружеские отношения между девочками. 

Фото Bratz

Не особенно привлекательные по европоцентричным стандартам красоты, Bratz поначалу считались «изгоями среди кукол», но быстро стали набирать популярность. Продажи кукол за первые пять лет на рынке составили $2 млрд. В 2004 году Bratz превзошли продажи Барби в Великобритании, а к 2006-му на их долю приходилось 40% всех продаж кукол. Когда Bratz только начали выходить в розничные магазины, оказалось, что большинство ретейлеров хотят закупать только светловолосую голубоглазую Хлою. Производитель стоял на своем: «Они идут в комплекте. Ты либо покупаешь все, либо ничего».

 

Сегодня куклы могут быть самыми разными, от принцесс до монстров, от политиков до дайверов, с разным цветом кожи, фигурами, прическами — как и дети, которые в них играют. Разнообразие и инклюзия, которым сегодня следуют самые разные производители кукол, — часть большого тренда на переосмысление того, какие идеи транслируют игрушки. Автор публикации в журнале Nanny Magazine (профессиональное издание для нянь и бебиситтеров) рассуждает о том, стоит ли ограждать девочек от кукол, транслирующих гендерные стереотипы, и предлагать им вместо этого игрушки «для мальчиков», и приходит к выводу, что это в любом случае будет ограничением, да еще и стигматизацией женственности. Лучше, считает автор, называющая себя няней и феминисткой, предлагать детям выбор и уделять внимание не столько тому, какими игрушками играет ребенок, сколько тому, какие ситуации и роли он отыгрывает. Социолог Ольга Савинская в разговоре с Forbes Woman идет дальше и считает, что играть в куклы полезно и мальчикам: «Игровые поля, традиционно маркируемые как «девичьи», мальчиками пока не осваиваются. А им было бы полезно вовлекаться в игры, связанные с отцовскими ролями».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+