В тексте могут содержаться спойлеры
Главная героиня — разведенный врач-репродуктолог по имени Сара (Сара Снук) — готовится отметить седьмой день рождения дочери Мии (Лили ЛаТорре). Однако праздник омрачается странным поведением девочки: Мия то и дело вспоминает бабушку Джоан (Грета Скакки), которую никогда не видела, а также младшую сестру Сары Элис, бесследно исчезнувшую в семилетнем возрасте. После того, как Сара находит во дворе своего дома испуганного кролика, Мия окончательно отрывается от реальности: девочка надевает картонную маску кролика и отказывается откликаться на свое имя, утверждая, что на самом деле ее зовут Элис. Поведение ребенка вынуждает Сару встретиться со страдающей деменцией матерью и посетить их старый дом. Однако теперь в опасности оказывается ментальное здоровье самой героини.
Начавшаяся в начале 2020-х годов волна постхорроров привлекла большое число начинающих кинематографисток, и они, в свою очередь, сформировали абсолютно новый поджанр фем-хоррора — скорее психологических, нежели мистических фильмов ужасов, в которых переосмысливаются классические «женские» травмы, появившиеся в результате гендерной социализации или тяжелого детства. Окончательно успех поджанра закрепила победа «Титана» француженки Джулии Дюкорно в Каннах. Фестиваль задает тренды всей индустрии, и «Золотая пальмовая ветвь», полученная Дюкорно, фактически «обрекла» фем-хоррор на популярность. Это подтверждает и «Сандэнс»: в 2022 году главный приз фестиваля взял хоррор «Няня» сенегальской постановщицы Никиату Джусу. В том же году на фестивале были представлены «Наблюдающий» Хлои Окуно и «Свежатинка» Мими Кейв.
В 2023-м список фем-хорроров пополнила «Реинкарнация. Новая глава» от австралийки Дайны Рид, которая в свое время снимала эпизоды для «Рассказа служанки» — сериальной адаптации феминистского бестселлера Маргарет Этвуд, в котором женщины оказались в сексуальном рабстве у воинствующих религиозных фанатиков. Ее имя также можно увидеть в списке постановщиков «Сияющих» — фантастического триллера об охотнике на «особенных» девушек, в основу которого легла одноименная книга Лорен Бьюкес.
В своем новом фильме «Реинкарнация. Новая глава» Дайна Рид продолжает разбирать женскую психологию, но меняет призму: на место связки «женщина — общество» приходит связка «женщина — женщина». В «Реинкарнации» можно увидеть представительниц трех поколений одной семьи: бабушку, мать и дочь, каждая из которых находится в кризисе из-за несправедливой потери, с которой ее столкнула жизнь. Мать Сары не может смириться с утратой Элис, обвиняя в произошедшей трагедии старшую дочь. Сара мучается глубоким комплексом вины за то, что так и не призналась матери в ужасной правде о младшей сестре. Как это часто бывает, горе и печаль родителя влияют на ребенка — у ее дочери Мии начинаются проблемы с самоидентификацией: желание вернуть маме пропавшую сестру оказывается сильнее собственного «я». Эти сложные психологические процессы обрамлены общим ощущением сверхъестественности всего происходящего: Мия начинает называть себя Элис, говорить как Элис и даже вспоминать о вещах и событиях, которые могла знать только Элис.
Разворачивающиеся события естественным образом подталкивают главную героиню к «шкафу со скелетами». Воспоминания об Элис всплывают в памяти, и Сара больше не в силах скрывать правду, но все еще боится столкнуться с собственными демонами. Отношения между сестрами в фильме показаны фрагментарно — в виде коротких флешбэков, через которые мы узнаем о том, что Сара и Элис едва ли были подругами, между девочками существовало соперничество. Как и многие старшие дети, Сара отчаянно завидовала Элис, считая ее маминой любимицей. Момент, когда Элис каким-то чудодейственным образом захватывает тело Мии, пропитан ощущением панического страха Сары — что самый любимый и близкий человек на свете вновь предпочтет ей младшую сестру.
Нарочито медленный, немногословный, визуально тусклый фильм Рид можно было бы назвать идеальным образцом постхоррора, если бы не одно «но»: постепенно нагнетаемый саспенс никуда в итоге не выливается, долгожданный катарсис так и не наступает. «Реинкарнация», подобно реальной жизни, слишком бедна на эмоционально окрашенные моменты. Зрителю, пришедшему на сеанс «Новой главы» ради порции адреналина, картина с Сарой Снук может показаться затянутой и скучной. Сверхъестественная обертка здесь лишь утешение для горького послевкусия: Сара — сломленный чувством вины человек, уничтожающий на своем пути все живое.