К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мамины гантели: как девушки качают железо и становятся звездами TikTok

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Терминами muscle mommy и muscle mom называют женщин, которые предпочитают силовые тренировки. Разница между ними — в мотивации. Но и первые, и вторые бросают вызов стереотипам о том, каким может быть женское тело. Разбираемся, что стоит за тренировками мускулистых женщин с миллионами подписчиков в соцсетях

Muscle mommy

В 2020-м и 2021 году соцсети продвигали образ that girl — девушки, в идеальный распорядок дня которой обязательно входят стретчинг, йога и несложная аэробика. В 2022-м на смену тренировкам с собственным весом пришли силовые упражнения и образ muscle mommy (буквально переводится как «мускулистая мамочка») — так называют девушек, добивающихся ярко выраженного мышечного рельефа. 

Они выкладывают видео занятий в спортзале, делятся рационом питания и пишут о спортивных добавках. Под хештегом #musclemommy в Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России)  опубликовано 144 000 поста, в TikTok видеоролики с ним в общей сумме набрали 1,3 млрд просмотров. Но настоящим феноменом соцсетей их сделала не фитнес-рутина, а то, какой смысл они в нее вкладывают: для многих штанга и гантели стали наилучшим способом справиться с личными трудностями и средством эмпауэрмента в буквальном смысле. 

Например, одна из самых популярных muscle mommy — 26-летняя американка с ником LeanBeefPatty (настоящее имя — Патрисия). У нее 7,5 млн подписчиков в TikTok, 5 млн в Instagram и 1,5 млн в YouTube. Она с детства занималась гимнастикой и тяжело переживала ковидный карантин, ограничивший ее активность до того, что у нее началось расстройство пищевого поведения. Ослабления правил изоляции в 2021 году наконец позволили ей вернуться в спортзал, но публиковать свои результаты Патрисия начала только через год — под влиянием друзей, советовавших завести блог.

 

53-летняя «масл мамми» Габриэль Осборн сделала спорт неотъемлемой частью своей жизни после того, как смогла пережить рак и перелом позвоночника. Блогера с Гавайев Кэнди Хилл в спортзал привели боли в спине и тазобедренном суставе. «Хочется снять стресс после работы, учебы или неудачных отношений? Тебя уже ждет зал», — примерно такую идею продвигают muscle mommy. 

Оборотная сторона мотивации

Пользователи тематического форума Girls with muscle отмечают: если раньше девушки в фитнес-зале стремились занять место на кардиотренажере, то теперь сразу направляются к тяжелым весам. «Только сегодня я увидел в своем спортзале не менее четырех новеньких женщин... В наши дни гораздо больше женщин не боятся встать под штангу», — пишет один из участников сообщества.

 

Но все же женщины, выбирающие силовые тренировки, пока в меньшинстве (например, в США «тягать железо» предпочитают только 20%). Во многом это связано с популярным стереотипом, будто если женщина начнет качаться, то сразу станет обладательницей мужеподобного тела или тела бодибилдерши. Это мнение опровергают как тренеры, так и те, кто занимается бодибилдингом и пауэрлифтингом профессионально — им для достижения результата необходимо соблюдать жесткую диету и посещать спортзал шесть дней в неделю.

Любительница силовых тренировок и героиня издания The Challenger Стефани Ли подходит к вопросу с другой стороны: разве мускулистая женщина — это плохо? Почему рельефное тело — только для мужчин? Действительно, спорт долгое время считался мужским видом деятельности, а женщине предписывалось быть слабой и хрупкой. Но с развитием феминизма отношение к женскому спорту и фитнесу сильно изменилось. 

Уже упоминавшаяся Патрисия LeanBeefPatty на вопрос, замечала ли она негативное отношение к своему образу жизни и внешнему виду, дает отрицательный ответ. В комментариях под видеороликами Патрисии и других «масл мамми» мужчины выражают неподдельный интерес к их программам тренировок, восхищаются их результатами — ведь в силу физиологических особенностей женщине труднее, чем мужчине, естественным образом добиться мышечного рельефа.

 

Новый тренд подхватывают массовые коммуникации. Например, в России в 2017 году компания Nike запустила рекламу «Из чего сделаны наши девчонки» с чемпионками в различных видах спорта — фигуристкой Аделиной Сотниковой, легкоатлеткой Кристиной Сивковой и боксершей Анастасией Яньковой. 

С другой стороны, такая реклама может оказывать давление на аудиторию. Многолетняя демонстрация худых женских тел прочно закрепила в сознании общества, что женщине положено быть хрупкой и маленькой. Теперь к изображаемому идеалу добавляются и крепкие мышцы. Кортни Симпсон и Сюзанна Маццео из Университета содружества Вирджинии в 2017 году провели контент-анализ изображений, посвященных фитнесу и выкладываемых пользователями платформы Pinterest. В ходе исследования было выявлено, что 72% постов этой тематики делают акцент на внешности и только 22% — на здоровье. То есть картинки, призванные вдохновлять, могут подпитывать негативное отношение к собственному телу.

Muscle mom

В этом состоит различие между muscle mommy и muscle mom — несмотря на почти одинаковые названия, это разные явления. «Масл мам»  выбирает силовые тренировки в основном из-за недовольства собственным телом после родов. Название отсылает к понятию mom bod — «мамское тело», тип телосложения, характерный для женщин после родов и кормления.

Например, индийская бодибилдерша Мамата Санаткумар начала ходить в спортзал, чтобы похудеть после рождения дочери. Санаткумар считала, лишние килограммы прибавляют к ее внешности 25-летней девушки несколько лет. Постепенно тренировки в свободное время превратились в работу — Мамата стала тренером по фитнесу. Изменилась и мотивация: теперь ей хотелось добиваться успехов ради дочери, чтобы та гордилась ею.

Однако и само стремление вернуться к прежней фигуре тоже становится объектом критики. Пока одних критикуют за «мамское тело» (как, например, певицу Келли Кларксон или актрису Дженну Фишер), других ругают за чрезмерную худобу и демонстрацию быстрого возвращения к форме до родов — как в случае с моделями Эмили Ратажковски и Эльзой Хоск. Обе они спустя короткое время после родов выложили в свои соцсети фото, демонстрируя подтянутую фигуру, что вызвало негативную реакцию со стороны пользователей — за поддержку нереалистичных стандартов. Участница реалити-шоу «Семейство Кардашьян» и основательница бренда Kylie Cosmetics Кайли Дженнер столкнулась с шеймингом в обоих случаях. После рождения первого ребенка ее критиковали за плоский живот, а после рождения второго — за лишний вес.

 

Называя причины, побудившие начать заниматься спортом, мамы также говорят о поиске спокойствия и желании отвлечься на время от семейной жизни. Писательница Диана Морган отмечала это в своей статье для The Washington Post еще в 1992 году. В тексте под названием «Мускулистая мама» она пишет о том, как силовые тренировки стали для нее спасением от ежедневной рутины и отдыхом от двух детей, — и сетует, что ее подруги так и не решились присоединиться к ней. Они чувствовали бы себя некомфортно, говорит Морган: чтобы преодолеть невидимый барьер между «мужской» и «женской» территориями в спортзале и начать качать железо, требуется не только спортивная дисциплина.

Трудно сказать, исчезнут ли эти стереотипы благодаря тренду muscle mommy в ближайшее время, но он точно добавит уверенности девушкам, решившимся на силовые тренировки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+