«Доктрина истинной женственности»: как Викторианская эпоха заперла женщин дома
Правление королевы Виктории (1837–1901) называют золотым веком английской истории. Великобритания превратилась в «мастерскую мира» — ее фабрики и заводы производили большинство товаров мирового рынка. Экономическое и политическое могущество страны считалось неоспоримым. Британия занимала место главной морской и колониальной державы. Она диктовала миру не только цены на свою продукцию, но и взгляды.
Парадоксально, но именно в правление женщины — королевы Виктории — права женщин оказались радикально ограниченны. С самого рождения у них не было шансов на полноценную жизнь, индивидуальность и собственное мнение. Женщины, по сути, имели только одно право — восторгаться, улыбаться и любить супруга.
Доктрина отдельных сфер
До промышленной революции XVIII–XIX веков члены семьи, как правило, работали бок о бок — в поле, дома, в лавке или в мастерской. С появлением фабричного производства мужчины стали работать вне дома за плату, тогда как женщины оставались дома, чтобы вести домашнее хозяйство. Постепенно сформировалось четкое деление на общественную сферу, в которой мужчины участвовали в политике и экономике, и частную, домашнюю, которая стала уделом женщин.
Свою роль в гендерном разделении социальных ролей, как ни странно, сыграла наука. На смену служителям Церкви, которые апеллировали к Священному писанию, пришли биологи и медики, которые оперировали научными данными — о различиях в строении мужского и женского организма. С тем, что женщине «самой природой» предписано вынашивать и рожать, или с тем, что в среднем мужчина крупнее, спорить было трудно. Вывести из этого неспособность женщин к обучению и работе было делом техники. «Мужчина в среднем значительно выше, тяжелее и сильнее женщины, с более квадратными плечами и более четко выраженными мышцами. Из-за связи, существующей между развитием мускулатуры и выступающими надбровными дугами, надбровные дуги у мужчин обычно выражены сильнее, чем у женщин», — писал Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» и через несколько строк добавлял: «Мужчина мужественнее, драчливее и энергичнее женщины и обладает более изобретательным гением».
В свою очередь, экономическое процветание викторианской Британии позволило большому количеству домохозяйств комфортно существовать в ситуации, когда женщины ведут праздный образ жизни и заняты исключительно визитами и организацией званых вечеров.
В итоге люди оказались разделены на тех, кто двигает прогресс, завоевывает и побеждает, и тех, кто создает уют и вдохновляет. Писатель, художник, критик и поэт Джон Рёскин в книге «Сезам и лилии» подытоживал: «Сила мужчины активна, прогрессивна, направлена на защиту. Он в высшей степени деятель, творец, первооткрыватель, заступник. Его интеллект предназначен для размышлений и изобретений; его энергия — для авантюрной войны и для завоевания... но сила женщины — для владычества, а не для битвы, и ее интеллект не для изобретения или созидания, а для миловидного упорядочивания, расположения и решения... она должна быть прочно, неподкупно добра; инстинктивно, безошибочно мудра, мудра не для саморазвития, а для самоотречения: мудра не для того, чтобы ставить себя выше своего мужа, а для того, чтобы мужчина никогда не терпел неудачу в своих делах».
Человек не того пола
Вытеснение женщин из публичной сферы происходило последовательно. Во-первых, парламентская реформа 1832 года исключила их из участия в выборах. До 1832 года, хотя и редко, все же были случаи голосования женщин. В новом законе (который был направлен на расширение избирательного права — чтобы избежать событий, которые во Франции привели к революции и падению монархии) избиратель теперь определялся термином «male person» («человек мужского пола»). Мужчина мог представлять интересы других граждан (женщин, детей или недееспособных), которые сами по себе политическими правами не обладали. Женщины не могли голосовать или подавать в суд. Считалось, что женщина в принципе не способна иметь политических взглядов, отличных от мужа или отца.
Во-вторых, муж и жена теперь законодательно рассматривались как единое целое. Английский юрист сэр Уильям Блэкстоун в трактате «Комментарии к законам Англии» писал: «Состоящие в браке супруги с точки зрения закона являются одним лицом: это означает, что правовое существование женщины в браке прекращается и сливается с существованием ее мужа, под чьим крылом, опекой и защитой она осуществляет все свои поступки». Вся добрачная собственность женщины переходила к мужу. Заработки в браке, в том числе подарки, принадлежали ему. Без ведома супруга замужняя женщина не могла подписывать бумаг, брать кредиты и даже делать покупки. При этом закон вовсе не обязывал мужа обеспечивать жену. После смерти женщины, даже если ее завещание устанавливало иное, собственность тоже отходила супругу.
Закон устанавливал, что муж «имеет полное право не только на собственность, но и на личность жены». Супруг контролировал передвижения женщины, ее интересы, круг ее общения (если таковой вообще имелся). Королева Виктория писала в дневнике (запись от 16 мая 1860 года): «Все браки — это лотерея, хотя среди них встречаются и счастливые, до сих пор бедная женщина духовно и физически является рабыней своего мужа».
Ангел в доме
От викторианской женщины требовали покорности, бескорыстия, духовной чистоты. Считалось, что женщины не склонны к злу и обладают моральным влиянием, которое помогает им исправлять ошибки мужчин. Добродетель в Викторианскую эпоху ассоциировалась в первую очередь именно с полом. Женщин называли «ангелами в доме».
Само выражение the Angel of the House отсылает к одноименной поэме Ковентри Патмора, в которой описывается идеал «прекрасной дамы». Леди должны были быть чувствительны, бескорыстны, слабы интеллектом и скупы на проявление сексуальности.
В викторианскую эпоху всерьез полагали, будто у женщины не может быть никаких сексуальных импульсов. Доктор Уильям Эктон в книге «Функции и расстройства репродуктивных органов» писал: «Как правило, скромная женщина редко желает какого-либо сексуального удовлетворения для себя. Она подчиняется объятиям своего мужа, но главным образом для того, чтобы доставить ему удовольствие; и, если бы не желание материнства, она предпочла бы избавиться от его внимания».
Канадские журналы Dominion Medical Monthly и Ontario Medical Journal в 1896 году публиковали письма врачей, обеспокоенных тем, что женщины, катаясь на велосипедах, могут испытывать оргазм. По их мнению, подобное могло бы привести к развязности нации.
«Идеал английской жены» определял, какой должна быть эталонная женщина: «…доброй, внимательной, самоотверженной и разумной, настолько чистосердечной, что совершенно не знает о чувственных удовольствиях и испытывает отвращение к ним, но настолько бескорыстно привязана к мужчине, которого любит, что готова отказаться от своих собственных желаний и чувств ради него».
Много уметь, поменьше знать
В романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» Кэролайн Бингли перечисляет навыки, необходимые любой молодой леди: «Женщина должна досконально разбираться в музыке, пении, рисовании, танцах и современных языках... и, помимо всего этого, она должна обладать чем-то определенным в своей осанке и манере ходить, тоне своего голоса, обращении и выражениях...» Мисс Бингли подчеркивала, что для хорошо образованной девушки важно смягчить свою эрудицию изящными и женственными манерами.
Образованных женщин в обществе не любили. Чаще всего им приходилось скрывать свои способности. Тех, кто решил посвятить себя интеллектуальным занятиям, называли синими чулками. Синие чулки считались неженственными и отталкивающими, потому что пытались узурпировать «естественное» интеллектуальное превосходство мужчин. Врачи Викторианской эпохи сообщали, что чрезмерный образовательный процесс оказывает разрушительное воздействие на яичники, вызывая преждевременное старение.
В 1837 году, когда Шарлотта Бронте отправила первые стихи поэту Роберту Саути, он ответил: «Литература — это неподходящая область занятий для женщины, отвлекающая ее от забот о домашнем очаге». Позже она писала обозревателю Edinburgh Review Г. Х. Льюису, раскритиковавшему ее «неженственный» стиль: «Я бы хотела, чтобы вы не считали меня женщиной. Я бы хотела, чтобы все рецензенты поверили: «Каррер Белл (это псевдоним Шарлотты Бронте. — Forbes Woman) является мужчиной — тогда они были бы более справедливы к нему. Вы будете, я знаю, продолжать оценивать меня по некоторым стандартам того, что, по вашему мнению, подходит моему полу».
В 1847 году Бронте вложила в уста своей героини Джейн Эйр негодование по поводу роли женщин: «Женщинам вообще полагается быть очень спокойными: но женщины чувствуют то же, что и мужчины; им так же, как и их братьям, нужны упражнения для их способностей и поле для их усилий; они страдают от слишком жестких ограничений, слишком абсолютного застоя точно так же, как страдали бы мужчины». Обществу этот отрывок показался шокирующим.
Протест и борьба
Все описанное выше, конечно, не означало, что абсолютно все женщины стали «ангелами в домах». Представительницы низших классов трудились на фабриках, на фермах и в качестве прислуги; для них разделение сфер означало меньшую зарплату и двойную нагрузку. Процветали проституция и порнография. Женщин, которые не вписывались в нормы викторианской морали, объявляли сумасшедшими (к 1872 году из 58 640 человек, признанных сумасшедшими, 31 822, или 54%, составляли женщины). Несмотря на это, многие боролись за улучшение правового статуса женщины.
К первым таким попыткам относят кампанию Каролины Нортон. В памфлете «Английские законы, касающиеся женщин» она описала историю своего брака: жестокий и грубый муж избивал Нортон, истратил ее приданое, присваивал ее писательские гонорары и прилюдно ее унижал. После того как супруги разъехались, мужчина оставил их общих детей без должного ухода, из-за чего младший погиб. Каролина развернула кампанию за право опеки над детьми. В конце концов в 1839 году был принят закон о праве матерей осуществлять опеку над малолетними детьми.
В формирование английских законов и общественного мнения включилось Общество за усовершенствование законодательства. Одна из его участниц, Барбара Лэй Смит, в 1854 году опубликовала работу «Краткий обзор, данный простым языком, наиболее важных законов, касающихся женщин». В 1857 году в Парламент впервые внесли Билль о собственности замужних женщин. И хотя его утвердили не сразу, Билль все же обеспечил некоторые подвижки.
В 1857 году приняли Закон о разводе: светский суд теперь мог разводить бывших супругов, причем за женой сохранялась ее добрачная собственность. Правда, муж мог просить развода в случае измены супруги, она же с аналогичной просьбой выступала только если неверность мужчины дополнялась инцестом, скотоложеством, изнасилованием или двоеженством. Созданный в 1868 году Комитет в защиту собственности замужних женщин добился того, что к 1870 году Парламент принял первый из законов, расширяющих права замужних женщин. Закон 1882 года уравнял в правах замужних и незамужних женщин: теперь они могли покупать и продавать имущество, наследовать и самостоятельно распоряжаться деньгами.
С принятием Закона об образовании 1870 года женщины получили новые возможности трудоустройства, право баллотироваться в члены школьных советов. Университеты и университетские колледжи отказались от барьеров для студенток, и к 1890-м годам в большинстве из них появились первые женщины-преподаватели, в основном по французскому языку, музыке и английской литературе.
Законы, принятые в 1869 и 1894 годах, дали некоторым женщинам право голосовать — сначала незамужним налогоплательщицам, прошедшим имущественный ценз, затем замужним женщинам, живущим отдельно от мужей (следующее расширение избирательных прав женщин состоялось только в 1918 году).
Однако проблема навязывания женщинам домашнего быта не исчезла. Уже в XX веке писательница Вирджиния Вулф посвятила лекцию «Женские профессии» стереотипам, сохранившимся от Викторианской эпохи. Она провозгласила: «В те дни — последние дни королевы Виктории — каждый дом имел своего Гения, свою Хранительницу Домашнего Очага. И, едва начав писать, я натолкнулась на нее с первых же слов <…> Я обернулась и схватила ее за горло. Я хотела ее смерти <…> Убийство Гения Домашнего Очага составляло для женщины неотъемлемую часть занятий литературой».