К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»: фильм о девичестве, взрослении и религиозном поиске

Кадр из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (Фото DR)
Кадр из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (Фото DR)
В международный прокат вышел фильм «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» — экранизация одноименного романа американской писательницы Джуди Блум. В центре сюжета — 11-летняя девочка, познающая себя с помощью религии. Помимо классических проблем пубертата, создатели картины рассуждают о кризисе христианства, которое частенько становится камнем преткновения в воспитании американских подростков. Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» — скорее погружение в эпоху, нежели фильм о взрослении

Сложно поверить, что знаменитый роман писательницы Джуди Блум, вышедший в далеком 1970 году, смог добраться до больших экранов только сейчас. В свое время «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» считался крайне смелым и даже откровенным произведением: автор книги задавала юным читательницам неудобные вопросы о боге, поднимала темы менструации и гормональной перестройки, а местами критиковала консервативное американское воспитание. Неудивительно, что через какое-то время после старта продаж книга исчезла из школьных библиотек и в целом была предана своего рода анафеме. Несмотря на сексуальную революцию 1960-х, во многом еще пуританская Америка 1980-х (во времена президента-консерватора Рональда Рейгана) не была готова вести с подростками интимные разговоры о душе и теле. К счастью, спустя несколько лет «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» вновь появилась на полках книжных магазинов, а в 2010 году и вовсе попала в топ-100 лучших романов для подростков по версии журнала Time. 

Кадр из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (Фото DR)

Тем не менее в течение 49 лет Джуди Блум отклоняла любые предложения о киноадаптации своего произведения. Сердце писательницы смогла тронуть лишь Келли Фремон, постановщица молодежной комедии «Почти семнадцать» с Хэйли Стейнфилд в главных ролях. Вышедший в конце 2016 года фильм также рассказывал историю о подростке. По сюжету старшеклассница пытается справиться с кризисом в семье и первой школьной влюбленностью. «Почти семнадцать», который стал для Фремон дебютом в режиссуре, — пример жанра coming-of-age, фильма о взрослении. Он выделялся на фоне других подобных кинокартин за счет остроумных диалогов и харизмы главной героини. По всей видимости, Блум, как и западные критики, прониклась первой работой Фремон и в итоге именно поэтому продала ей права на экранизацию своей книги. 

«Почти семнадцать» и «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» роднит разве что жанр. В остальном картины получились абсолютно разными — под стать возрастному периоду и духу времени, который влиял на героинь. 11-летняя Маргарет (Эбби Райдер Фортсон) растет в мультирелигиозной семье: ее мама (Рэйчел МакАдамс) — христианка, а отец (режиссер «Неограненных алмазов» Бенни Сефди) — иудей. И так как действие фильма происходит в 1970-е в штате Нью-Джерси, который считается центром этнического и религиозного разнообразия, то обстановка в доме Маргарет периодически начинает накаляться. Ситуация окончательно выходит из-под контроля, когда девочка решает, что пришло время для религиозного самоопределения: посещает и синагогу, и католическую церковь. 

 
Кадр из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (Фото DR)

Каждый вечер Маргарет обращается к богу в своеобразной молитве, по-детски наивно рассказывая о заветных мечтах, маленьких секретах и сердечных переживаниях. Как и всех девочек ее возраста, Маргарет беспокоит внимание мальчиков, грудь, которая «никак не растет», а также наступление менструации, а с ней — долгожданной взрослости. Во второй половине прошлого века (когда была написана книга) этапы развития женского организма не обсуждались так открыто, как сегодня, вопросы секса, менструации и ранней беременности и вовсе были табуированы. Подрастающее поколение черпало информацию из самых разных источников: в лучшем случае это были скучные образовательные фильмы, в худшем — журналы Playboy из папиной коллекции. В результате некоторые вопросы взросления обрастали странными и порой забавными мистификациями: например, грудь в фильме девочки увеличивают с помощью аффирмаций. Впрочем, некоторые вещи не поменялись до сих пор: тайные клубы, девичьи разговоры, игры в бутылочку — все это также становится неотъемлемой частью жизни Маргарет. 

Особняком в «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» стоит конфликт в семье, связанный с религиозными предубеждениями. Родители матери Маргарет, убежденные христиане, были против того, чтобы та выходила замуж за иудея. И хотя родители главной героини, принадлежащие к разным конфессиям, принимают сложное решение не обсуждать бога в процессе ее воспитания, бабушки и дедушки делают все возможное, чтобы привлечь внучку на свою сторону. Впрочем, Маргарет ведет себя как типичный подросток — она осознанно дистанцируется от религии, воспринимая ее как нечто негативное, создающее напряжение и дискомфорт среди родных. Ее разговоры с богом больше похожи на рефлексию: в попытке найти ответы на наболевшие вопросы Маргарет, по сути, обращается к самой себе — личности, которая только-только начала формировать индивидуальный голос. В ее жизненной парадигме понятие «бог» утрачивает свой религиозный контекст, трансформируясь в то, что в психоанализе принято называть «супер-эго», которое отвечает за моральные установки человека, его нормы, идеалы и совесть. 

 
Кадр из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (Фото DR)

Визуально фильм отражает эстетику 1970-х — от саундтрека до костюмов, детально воссозданных улиц и цветопередачи. И в этом есть очарование. Однако при всех достоинствах как фильм о взрослении «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» работает слабо: следуя по протоптанным дорожкам жанра режиссер Келли Фремон не предлагает современной аудитории ничего нового. Темы гормональных изменений, бесспорно, важны, однако подобными тезисами в принципе может похвастаться каждый второй фильм в жанре, который во многом создавался и популяризировался в культуре для дружеского диалога с подростковой аудиторией, не всегда способной открыться взрослым. При этом картина Фремон невероятно ценна как слепок исторической эпохи, отражение того, чем является религиозный традиционализм, который по сей день остается головной болью современной Америки. Однако создатели «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» не пытаются преподать зрителям моральный урок, напротив — Фремон акцентирует внимание на полузабытых конфликтах прошлого в надежде повлиять на общество будущего, которое так или иначе является целевой аудиторией ее фильма.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+