К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Борьба с домогательствами и самоирония: как женщины добивались равноправия в XXI веке

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В издательстве Ad Marginem выходит книга Марисы Бейт «Периодическая таблица феминизма» — сборник эссе о выдающихся женщин, боровшихся за равноправие в разные времена. Forbes Woman публикует отрывок о шести наших современницах, которые противостоят насилию и травле, а также размышляют о том, что значит быть феминисткой сегодня

Кейтлин Моран. Голос правды

Великобритания. Род. 1975

Книгу «Быть женщиной. Откровения отъявленной феминистки» Кейтлин Моран написала за пять месяцев. Менее чем за год с момента публикации в 2011 году было продано уже четыреста тысяч копий в шестнадцати странах. Газета The New York Times назвала произведение книгой, которая должна была быть написана. Конечно, отчасти работа обязана своим успехом узнаваемому юмору Моран и ее острой проницательности, но для многих книга также отметила возрождение феминизма, в особенности того вида феминизма, который черпает вдохновение из работ Жермен Грир. Так, сама Моран признается, что ее книга — «вроде «Женщины-евнуха», но с шутками о моих трусиках!».

Кейтлин Моран (Фото Matthew Horwood·Getty Images)

Обращаясь со словом «феминизм», которое для многих ассоциировалось лишь с мужененавистническими по содержанию научными трудами 1970-х, Моран делает попытку воскресить не только его, но и отношения женщин как с самими собой, так и с мужчинами. «Быть женщиной» — своего рода исповедь, сердечная, смешная, очень жизненная и честная в обсуждении таких тем, как аборты, расстройства пищевого поведения, мастурбация, любовь и проблемы с принятием своего тела. Для многих привлекательность книги Моран заключается именно в том, что в ней писательница предстает совсем такой же, как ее читатели, и если она — феминистка, значит, и они, судя по всему, тоже. Турне по стране, в которое Моран отправилась, чтобы представить свою новую работу публике, прошло с аншлагом. Во время презентаций зрители, вдохновленные писательницей, вставали на стулья и выкрикивали: «Я за феминизм!» Настойчивый призыв Моран вновь полюбить слово «феминизм» и само движение, которое многие считали ненужным, дали толчок к развитию Четвертой волны.

 
а) Есть ли у вас влагалище? б) Хотите ли вы им распоряжаться? Если вы ответили «да» на оба вопроса, то поздравляю! Вы феминистка.
Кейтлин Моран Из книги «Быть женщиной. Откровения отъявленной феминистки»

Честность и личный опыт были для Моран способом рассказать политическую историю — так уже делали феминистки Второй волны. Рассказывая о своем детстве, — она была старшей из восьми детей в семье католиков, которые самостоятельно занимались их обучением, — Моран открыла феминизм новому поколению девочек и женщин, тем, кто никогда не слышал о Жермен Грир, тем, кто даже и не думал, что они — феминистки.

Вокруг книги возникали и споры. Некоторые феминистки, включая нынешнюю редакторку журнала Bitch, обвиняли Моран в «неинтерсекциональности» ее феминизма. В ответ на критику Моран заявила: «Я написала книгу «Быть женщиной», а не «Быть всеми женщинами». Я бы никогда не посмела говорить за три миллиарда женщин разом».

 

Джессика Валенти. Интернет-воительница 

США. Род. 1978

Феминизм Четвертой волны ассоциируется преимущественно с деятельностью онлайн-сообществ. Одно из первых интернет-объединений феминисток сформировалось вокруг Джессики Валенти.

Еще в 2004 году, задолго до того, как активистки наподобие Кейтлин Моран и Чимаманды Нгози Адичи начали возрождать слово «феминизм», Валенти создала сайт feministing.com. Он стал платформой для всеобъемлющего феминистского анализа, затрагивающего темы от поп-культуры до политики. Проект также оказывал поддержку, необходимую молодым феминисткам для перехода от онлайн-активизма к активизму в реальном мире. По словам The Guardian, Валенти помогла сформировать характер современного движения и определить его структуру. Газета писала: «В то время как все трубили о смерти феминизма, они [сообщество Валенти] стали обсуждать его, высказываться о нем, поддерживать друг друга и запускать кампании по всему миру». С тех пор Валенти опубликовала шесть книг, включая «Сексуальный объект: мемуары», вошедшую в список бестселлеров по версии The New York Times, и проложила дорогу для нового поколения феминисток, осваивающих онлайн-пространство для того, чтобы в нем мог процветать феминизм. В 2011 году The Guardian включила Валенти в список ста самых вдохновляющих женщин.

 
Джессика Валенти (Фото Laura Cavanaugh·Getty Images)

Вместе с тем Валенти стала одной из первых женщин, для которых мизогиния в интернете превратилась в часть повседневной жизни. Так, 2016 году The Guardian опубликовала информацию о том, что Валенти вошла в список десяти журналистов издания, сталкивающихся с онлайн-травлей в разделе читательских комментариев чаще всего. В этот список вошли три белые и четыре черные женщины, а также два черных мужчины. Открыв феминизму дивный новый цифровой мир, Валенти не только разожгла огонь революции, но и нажила себе малоприятных противников.

Лора Бейтс. Международный голос феминизма

Великобритания. Род 1986

Лора Бейтс никогда не стремилась стать международным голосом феминизма и оказаться среди основательниц Четвертой волны. Она мечтала стать актрисой. Но однажды, в апреле 2012 года, в завершение и без того плохой недели Лора стала жертвой харассмента и кэтколлинга в автобусе и на улице. После инцидента она создала блог под названием Everyday Sexism, чтобы поделиться своим неприятным опытом с другими женщинами. Почти сразу же на нее посыпались сотни похожих историй, и вскоре сайт вместе с одноименным хэштегом стал международной платформой, на которой женщины и девочки могли делиться своими историями в солидарном сообществе. Вместе с тем сайт продемонстрировал, что терпеть сексизм в любых его проявлениях женщины больше не намерены. За три года на сайт было выложено более ста тысяч записей от женщин со всего мира.

Лора Бейтс (Фото Roberto Ricciuti·Getty Images)

С помощью интернета и социальных сетей Бейтс показала, насколько на самом деле распространен сексизм, от грубых замечаний на улице до нападений и изнасилований. Бейтс выступала за блокировку материалов, содержащих насилие сексуального характера на Facebook, а также сотрудничала с Британской транспортной полицией в борьбе с сексуальными домогательствами в общественном транспорте. Бейтс появляется в СМИ, среди мировых лидеров и выступает перед ООН. Ее пылкий и мощный голос стремится раскрыть и искоренить сексизм, проникший во все сферы жизни женщин и девочек.

Бейтс много работает со школами и университетами по всей Великобритании, где встречается с девушками и помогает им разрушить вредные стереотипы, с которыми те сталкиваются. В 2014 году она опубликовала свою первую книгу «Повседневный сексизм», в которой собрала ряд историй, присланных на одноименный сайт. В 2016 году она издала руководство по выживанию в современном обществе для девочек под названием «Будь девчонкой!».

 

Карен Ингала Смит. Гендиректорка днем, феминистка ночью

Великобритания. Год рождения неизвестен

Карен Ингала Смит ведет подсчет убитых женщин.

Заниматься этим она начала в январе 2012 года, после того как заметила, что всего лишь за три дня от рук своих партнеров или партнеров кого-либо из своих родственников погибло восемь женщин. Позже Ингала Смит писала: «Может быть, я начала считать, потому что это произошло в самом начале года, но, начав, я уже не смогла остановиться». Свою статистику она ведет и по сей день. В 2016 году на ее сайт были внесены записи о ста двадцати четырех женщинах, погибших от рук мужчин в Великобритании.

Карен Ингала Смит (Фото DR)

Ингала Смит занимает пост генеральной директорки nia, британской благотворительной организации, борющейся с различными видами насилия в отношении девочек и женщин. Совместно с английской организацией Women’s Aid в 2016 году она запустила проект «Перепись жертв фемицида», в рамках которого проводится подсчет и анализ смертельных случаев насилия со стороны мужчин по отношению к женщинам.

 

Ингала Смит также ведет Twitter-аккаунт, в котором записывает каждую смерть и отдает дань памяти погибшим женщинам, а также пытается донести до сознания людей тот факт, что каждый из этих случаев — не только личная трагедия, но и случай, показательный для нашего общества, где насилие со стороны мужчин крепко укоренилось и стало дозволенным. Этот проект — важное и крайне пронзительное напоминание о неотложной, но слишком часто упускаемой из виду проблеме.

Кэролайн Криадо-Перес. Активная феминистка

Великобритания. Род. 1984

Кэролайн Криадо-Перес борется за то, чтобы женщин видели и слышали, невзирая на самые ужасные проявления онлайн-травли.

Запуск первой громкой феминистской кампании КриадоПерес стал ее реакцией на радиопередачи BBC Radio 4, где темы, напрямую связанные с женщинами, например рак груди или беременность, обсуждали исключительно мужчины. Отсутствие женского голоса в подобных обсуждениях выводило Криадо-Перес из себя, поэтому в 2012 году вместе с Кэтрин Смит она запустила проект The Women’s Room — электронную базу женщин-экспертов в различных областях. Так СМИ были лишены возможности игнорировать женские голоса.

 
Кэролайн Криадо-Перес (Фото Wiktor Szymanowicz·Future Publishing via Getty Images)

В 2013 году Банк Англии объявил, что заменит изображение английской активистки Элизабет Фрай на пятифунтовых купюрах портретом Уинстона Черчилля. В ответ на это Криадо-Перес запустила кампанию с целью не дать стереть портрет единственной после королевы женщины с британских фунтов. При этом она апеллировала к Закону о равенстве от 2010 года, закрепившему приверженность государственных учреждений искоренению дискриминации. В рамках акции Криадо-Перес собрала тридцать пять тысяч подписей, а через некоторое время новоиспеченный управляющий Банка, Марк Карни, сообщил, что на новых десятифунтовых купюрах появится изображение Джейн Остин. Новые банкноты вошли в оборот в сентябре 2017 года.

Самая недавняя акция Криадо-Перес связана с установкой памятника Миллисент Фосетт (с. 38) на Парламентской площади. Монумент, установленный в 2018 году, стал первым памятником женщине, занявшим почетное место на площади.

Как и многие представительницы Четвертой волны, КриадоПерес использует социальные сети в качестве движущей силы для своей работы, однако в связи с этим она не раз становилась объектом насмешек и серьезной травли в интернете.

Роксана Гей. выдающаяся эссеистка

США. Род. 1974

 

Сборник эссе Роксаны Гей под названием «Плохая феминистка», изданный в 2014 году, вновь подтвердил распространяющуюся точку зрения о том, что хотя феминизм и нужно было принять, он был далеко не идеален. Гей писала: «У феминизма есть недостатки, потому что его создают люди, а люди изначально несовершенны». Так, Гей поддерживает и самостоятельно практикует более щадящую и доступную форму феминизма, чем та, которую многие неразрывно связывают с категоричностью научных трудов активисток Второй волны.

Роксана Гей (Фото Brandon Williams·Getty Images)

Она пишет: «Я смирилась с определением «плохая феминистка», потому что я человек. В моей жизни полно неразберихи. Но я не пытаюсь быть примером для подражания. Я не пытаюсь быть идеальной. <…> Я просто пытаюсь — пытаюсь поддерживать то, во что я верю, пытаюсь сделать в этом мире хоть немного добра, пытаюсь поднять шум своими работами и при этом остаться собой: женщиной, которая любит розовый цвет, которая любит вести себя сумасбродно и иногда до упаду танцевать под совершенно не феминистскую музыку, четко осознавая это».

Произведения Гей, как художественные, так и документальные, были довольно популярны, но «Плохая феминистка» 2014 года подняла писательницу на уровень общепризнанного феминистского голоса, высказывающегося о вопросах, связанных с равноправием, расой, сексуальной ориентацией и гендером. С тех пор Гей опубликовала сборник рассказов «Трудные женщины» и книгу «Голод. Мемуары (моего) тела». Гей — чрезвычайно умная, честная и важная писательница, предлагающая читателю вескую феминистскую критику нашего общества.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+