«Кто-то где-то»: драмеди о том, как женщина ищет смысл жизни посреди ничего
К своим 40 годам Сэм ощущает себя человеком, который не добился ничего. Более того, она не реализовала свой главный талант — обладая редким, потрясающим голосом, который отмечали еще с детства, она давно не поет ни на профессиональном, ни на любительском уровне. Последний год своей жизни Сэм посвятила уходу за умирающей от рака сестрой, а теперь живет в доме еще одной их сестры в Манхэттене — только не том, который в центре Нью-Йорка, а в маленьком городке в Канзасе, пытаясь пережить утрату и заново найти себя. Но это довольно сложно, если в месте, где ты живешь, ничего никогда не происходит. Как и в твоей жизни.
Но это только на первый, поверхностный взгляд. Смерть сестры тяжело переживает не только Сэм: ее сестра Триша находится посреди кризиса в своем браке, их мать спивается до такой степени, что это невозможно больше игнорировать, хотя отец делает вид, что все в порядке, и предпочитает проводить время в одиночестве, стреляя из лука. Отношения между сестрами очень напряженные — слишком много накопилось невысказанных обид и претензий.
Все меняется, когда Сэм встречает Джоэла, с которым они в подростковом возрасте ходили вместе в хор. Сначала Сэм, не самый открытый человек, сторонится нового друга, но потом соглашается прийти в «церковь», которая почему-то находится в заброшенном торговом центре. И оказывается, что это совсем не церковь, а своего рода клуб отшельников — людей, которые по самым разным причинам в консервативной американской провинции оказались аутсайдерами. И именно там Сэм наконец-то чувствует себя принятой — никто не напоминает ей о том, какая она неудачница, раз к 40 годам не построила карьеру, не родила ребенка и не вышла замуж. Наоборот, новые друзья придают ей смелости, чтобы вернуться к пению. И во втором сезоне Сэм даже начнет брать уроки у своего детского педагога по вокалу.
История, рассказанная в «Кто-то где-то», во многом автобиографична: главную героиню играет комик Бриджет Эверетт, которая тоже выросла в маленьком городе в Канзасе. И тоже переживала кризис среднего возраста, поэтому ее Сэм выглядит настолько аутентичной. Правда, в отличие от сомневающейся и стесняющейся своего дара героини, Эверетт живет свою лучшую жизнь. Поработав и официанткой, и в кабаре, и в караоке, пройдя огонь и воду, Бриджет пришла к медным трубам: теперь она актриса, известный комик, а еще дает выступления со своей музыкальной группой. Так ее перформансы описывает автор профайла в The New Yorker: «В Эверетт все кажется большим: ее пение (в колледже ей ставили оперный вокал), ее либидо, ее сценическое мастерство и ее тело, которое она использует как взрывчатку, чтобы разжечь толпу (...) Со сцены она говорит о случайном сексе, об абортах после случайного секса, о пьянстве, о множестве разновидностей грудей, о своих гениталиях, гениталиях своих родителей, гениталиях своих зрителей — но все это слишком радостно, чтобы кого-то задеть. Ее могучая сексуальность — не столько оружие, сколько приглашение почувствовать себя такой же раскованной, как она».
Исполнительный продюсер «Кто-то где-то» Кэролайн Штраус (один из мастодонтов HBO, работавшая над «Игрой престолов») называет сериал «историей о взрослении», где предлагается альтернативный сценарий биографии Эверетт: а что, если бы она никогда не уехала из Манхэттена, штат Канзас, в Манхэттен, штат Нью-Йорк? Как говорит сама Бриджет, ее героиня — «подавленная тупица, которая работает, оценивая образовательные тесты, спит на своем диване и на самом деле не берет жизнь за сиськи».
Самое удивительное про проект «Кто-то где-то» заключается в том, что эта история могла бы выглядеть беспросветной чернухой про жизнь маленьких людей в богом забытом месте, но на деле это невероятно светлый сериал про дружбу, взаимопомощь и возможность найти своих людей везде. И о том, что люди, которые по какой-то причине отличаются от большинства, часто остаются в одиночестве, особенно в таких местах, как городишко в Канзасе (равно как и где-нибудь под Самарой или Барнаулом). Но история Сэм и ее друзей показывает обратное: единство можно найти и в непохожести.
Во втором сезоне красной нитью проходит тема одиночества как выбора. Сэм удалось встретить близких людей и настоящих друзей, когда она уже этого не ждала, но старые паттерны мешают ей проявлять в этих хрупких отношениях эмпатию, забыть про свой эгоцентризм и даже ей самой ненужные принципы. Когда Джоэл влюбляется и вступает в отношения, она не может справиться с чувством собственничества настолько, что готова рискнуть их отношениями. Но в конце концов дружба оказывается важнее: Сэм осознанно больше не выбирает одиночество.
Хотя у синопсиса сериала «Кто-то где-то» мало шансов захватить внимание человека, который хочет «посмотреть что-нибудь веселое», в первую очередь это блестящая, глубокая и трогательная комедия. Как говорится, в жизни все великие клоуны грустные. Но даже печальные события — смерть родственников, алкоголизм, измены и разводы — показаны с таким тонким остроумием и любовью к героям, с которыми они происходят, что зритель верит: все можно пережить, если рядом добрый друг с парой колких шуток.