Блогер, порнозвезда и донор: три актуальных женских портрета на Beat Film Festival
«Девушки, живущие сети»
Режиссеры: Сюзанна Регина Мойрес
Швейцария, 2022
У школьницы из Берлина Леони вместо друзей — подписчики, сталкеры и фанатки, которые в своей экзальтации напоминают фанатов Битлз и Элвиса в 1960-е. Они рыдают, заламывают руки и задыхаются в давке на фанатских встречах — так, что одну из них даже отменяет полиция, не справившись с обеспечением безопасности.
14-летняя девочка старательно выкладывает посты, снимает сторис и спит по шесть часов в день. Ее родители маниакально следят за тем, чтобы контент производился бесперебойно и так же монетизировался. Отец девочки, выросший в восточном Берлине, мечтавший о свободе и западных товарах, все время проводит с телефоном в руках, пытаясь найти более выгодные контракты и заработать на мерче. Мать переживает, что заработанных денег недостаточно, и постоянно находится на грани нервного срыва — с одной стороны, из-за того, что делает все для успеха дочери, с другой — из-за того, что боится, что саму себя она потеряла совсем.
Из розовой мечты фильм быстро превращается в рассказ о тяжелой жизни главной героини. Леони все время работает, бесконечно что-то рекламирует и признается, что больше не может улыбаться всем подряд. Над ней смеются в школе и в интернете. Но подписчиков и денег становится все больше, и несмотря на то, что герои периодически задаются вопросом, все ли они делают правильно, останавливаться явно не планируют.
Исследования самих социальных платформ показывают, что у молодых девушек, пользующихся ими, повышается риск депрессии и тревожности. Тем не менее, как говорится в фильме, почти 90% девочек-подростков покупают товары, опираясь на рекомендации любимых инфлюенсеров. Индустрия прибыльная и продолжает работать. А на то, что на «фабрике грез» круглосуточно трудятся не только взрослые, но и дети, весь мир закрывает глаза.
«Артем и Ева»
Режиссер: Евгений Милых
Франция, Эстония, Грузия, 2023
Ева Эльфи — псевдоним Юли из Омска. Девушка с ангельской внешностью вместе со своим парнем Артемом переезжает в Москву. Оба они студенты — он учится на юрфаке, она на факультете журналистики. Работать пять дней в неделю в офисе им кажется банальным и слишком нормальным. Ребята находят себя в другом — снимают любительское порно и публикуют его на Pornhub. Они открыто рассказывают о своем прибыльном хобби друзьям, и Юля очень довольна, что Артем может подарить ей айфон, в то время как ее мама зарабатывает 15 000 рублей в месяц в доме престарелых.
Ева хорошо смотрится в кадре, Артем оказывается талантлив в продвижении и ведении переговоров — и их карьера стремительно летит вверх. Съемки в разных городах Европы, пачки евро, миллионы просмотров, номинации в международных премиях. В отличие от других документальных фильмов о порно-индустрии, здесь героев не сопровождают насилие, жестокость, наркотики, детские травмы. Они живут нормальной жизнью, ездят к родителям, выпивают с друзьями, играют на гитаре и сдают экзамены. При этом на съемках герои занимаются сексом только друг с другом (в крайнем случае Юля снимается с другими девушками, но никогда — с другими мужчинами).
Этот фильм скорее не об индустрии, а о любви, об отношениях между героями, о том, как они боятся потерять друг друга — из-за того, чем занимаются, и из-за обрушившегося на них успеха. Насколько такой взгляд объективен и не гламуризирует ли он секс-работу — эти вопросы остаются открытыми.
«Признание доброй самаритянки»
Режиссер: Пенни Лэйн
США, 2023
Молодая режиссер Пенни Лэйн однажды задумалась над вопросом, который не так часто приходит в голову большинству из нас — что делать, когда твоя жизнь удалась? Как отблагодарить этот мир? И пришла к довольно оригинальному решению — пожертвовать свою почку незнакомому человеку и снять об этом новый документальный фильм.
Фильм превращается в подробное исследование. С одной стороны, самого явления: как появилась трансплантация, почему раньше тех, кто хотел отдать почку не своему родственнику, считали сумасшедшими и какая вообще может быть мотивация у тех, кто участвует в альтруистическом донорстве?
С другой стороны, это исследование самой Пенни и всего того, что происходит в ее душе до, во время и после трансплантации. И здесь возникает вопрос: действительно ли в ее жизни все так хорошо, если когда ее спрашивают, кому можно позвонить в случае экстренной ситуации, Пенни не может назвать ни одного имени? Единственным существом, о судьбе которого она задумывается на случай смертельного исхода (такой шанс при трансплантации почки для донора составляет 1 к 1000) — это кошка. Обо всем этом Пенни рассуждает с юмором.
Основный фокус фильма — на вопросе о том, что движет человеком, который, как добрый самаритянин из притчи, готов спасти жизнь абсолютно постороннему человеку. Для России этот вопрос, кстати, пока не актуален: альтруистическое донорство у нас не разрешено, почку отдать можно только кровному родственнику.