К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От белого платья до личного выбора: как эмансипация изменила свадебные традиции

Меган Маркл (Фото Danny Lawson - WPA Pool / Getty Images)
Меган Маркл (Фото Danny Lawson - WPA Pool / Getty Images)
Белое свадебное платье, вопреки стереотипам, не символ невинности и не древняя традиция. Но его вид раздражал эмансипированных женщин, ставивших под вопрос саму необходимость брака. Рассказываем, как наряд невесты прошел путь от церемониального облачения до личного выбора

В 2018 году американская актриса Меган Маркл вышла замуж за британского принца Гарри. Невеста надела минималистичное платье — и его тут же объявили «данью феминизму». Вопрос выбора свадебного наряда волновал многих женщин, желавших уйти от символики смирения и невинности. 

Девственность, здоровье и богатство

Свадебная церемония в патриархальных обществах исторически представляла собой передачу невесты от отца жениху. Например, на сохранившихся изображениях древнегреческих свадебных процессий жених часто держит запястье невесты, сигнализируя, что владеет ею. Позднее похожую «функцию» в западном обществе стало выполнять обручальное кольцо, которое обычно олицетворяет физическое связывание. 

После заключения брака невесте следовало стать частью его семьи (до сих пор символом этого служит смена девичьей фамилии на фамилию мужа). Женщина в этой «сделке» воспринималась обеими сторонами как красиво упакованный товар, поэтому ее свадебные одежды выглядели торжественно. Выбор наряда также подчеркивал статус семьи.

 

Исследовательница Джудит Линн Себеста в статье «Видения сверкающих тканей и глиняной сердцевины: ткани, греческие женщины и Пандора» описывает внешний вид греческих невест: «Одетая в вуаль шафранового цвета и пурпурное платье, увенчанная диадемой в виде венка из листьев и украшенная серьгами, ожерельем и браслетами, она была товаром как объект желания, как приятный подарок, часть приданого, которое отец давал для повышения собственного престижа и для повышения престижа ее мужа». Греческий писатель Ахилл Татий в «Приключениях Левкиппы и Клитофонта» пишет: «Все свадебные украшения были куплены для девицы: у нее было ожерелье из различных драгоценных камней и платье, от которого вся земля была пурпурной; там, где на обычных платьях были бы плетения из пурпура, на этом они были из золота». Наряд невесты был столь сложным, что для ее облачения требовалась помощь специальных ассистенток — нимфокомос. 

Традиционным римским свадебным платьем была шерстяная туника, которую подвязывали поясом, цингулумом. Пояс символизировал «охрану» девственности невесты — жених должен был ослабить его в брачную ночь. 

 

Платье редко было белым — напротив, чтобы подчеркнуть торжественность, использовали более дорогие вышитые или окрашенные ткани. Первым местом, где невесты должны были носить определенный цвет, скорее всего, был Китай. Там во время правления династии Чжоу около 3000 лет назад закон требовал, чтобы невесты и их женихи носили черные одежды (черный символизировал небо) с красной отделкой. Во времена династии Тан указы о цветах стали менее строгими: невесты носили бирюзовую или зеленую одежду. При династии Мин, как и при Цин, невесты предпочитали красное. 

В Ассаме, на востоке Индии, традиционное свадебное платье тоже было красным. Невеста надевала Мехла Чадар — одежду, состоящую из двух частей, драпированную аналогично традиционному сари: юбка со складками спереди, верхний край переброшен через плечо. Платье шили из шелка муга (особенно редкий и дорогой вид шелка янтарно-золотистого цвета) и часто украшали золотыми и серебряными нитями. 

В Древней Греции фату чаще всего окрашивали шафраном — скорее всего, потому что древние греки использовали шафран для лечения недугов, связанных с менструацией. В Риме фату, вероятно, окрашивали в темно-желтый или оранжевый. На фреске на вилле Мистерий в Помпеях изображена женская фигура, которую считают невестой. Она носит вуаль желтого цвета с фиолетовой окантовкой по краю. На свадебной настенной росписи Альдобрандини рядом с невестой изображена темно-желтая вуаль. 

 
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

В Средние века в Европе особенно популярными для свадебных платьев считались алый, пурпурный, синий или зеленый цвета. Например, на картине Яна ван Эйка 1434 года «Портрет четы Арнольфини» невеста в зеленом. Такого же цвета платье невесты на картине художника Гарсия Фернандеса «Женитьба Святого Алексия», написанной в 1541 году. Зеленый цвет символизировал надежду, радость и здоровье. А кроме того, окрасить в него ткань было сложно (чаще всего его получали, докрашивая синие ткани, для производства которых использовали растение индигоферу красильную) и дорого. Позволить себе подобные расходы могла только знать. 

Для бракосочетания 18 августа 1572 года в соборе Нотр-Дам в Париже Маргариты Валуа с Генрихом Наваррским (будущим королем Генрихом IV) невесту одели в лиловое бархатное платье, расшитое геральдическими лилиями, и накидку из пятнистого горностая. Количество материала, содержащегося в свадебном платье, отражало социальный статус невесты. Чем больше струились рукава, чем длиннее планировался шлейф, тем богаче считалась семья невесты. 

«Белая свадьба»

В современном мире невеста может отказаться от традиционного свадебного церемониала и выбрать для бракосочетания любую одежду. Однако большинство предпочитают белое платье. 

Самый ранний зарегистрированный пример белого свадебного наряда в западной культуре — платье английской принцессы Филиппы на свадьбе со скандинавским королем Эриком Померанским в 1406 году. Девушка была одета в белую тунику с подкладкой из меха горностая и белки. В 1558 году юная Мария Стюарт, королева Шотландии, носила белое во время свадьбы с дофином Франции, хотя в то время предпочтение все еще отдавали красному. В течение следующих нескольких столетий белый оставался популярным, но не обязательным цветом королевских свадеб. Принцесса Уэльская Шарлотта, когда она вышла замуж за принца Леопольда Саксен-Кобург-Заальфельдского в 1816 году, была одета в платье из серебристой парчи с подолом, вышитым серебряными раковинами и цветами. 

Свадебное платье, 1807 (Фото The Victoria and Albert Museum)

Считается, что белый цвет для платья популяризовала королева Виктория. В 1840 году она вышла замуж за принца Альберта в платье из светлого шелка, украшенном цветами апельсина. В своем дневнике Виктория описывала его: «На мне было белое атласное платье с очень глубокой оборкой из хонитонского кружева, имитация старины. Я надела турецкое бриллиантовое колье и серьги, а также красивую сапфировую брошь Альберта».

 

Платье королевы Виктории, которое сейчас находится в Королевской коллекции, на самом деле скорее цвета слоновой кости или даже светло-розового. Вместо короны, украшенной драгоценными камнями, молодая королева надела венок — более богатую версию того, что могла бы надеть на свадьбу деревенская девушка, — и этот выбор в пользу скромности расположил к ней подданных. Весь наряд был сшит исключительно из английских тканей — таким образом Виктория демонстрировала покровительство британской текстильной промышленности, находившейся тогда в упадке. Выбор поставщика и модельера на свадьбах высокого уровня до сих пор носит символическое значение.

Точно неизвестно, почему Виктория выбрала белый. Хотя этому цвету позже приписывали символику чистоты и невинности, королева, вероятно, просто хотела похвастаться дорогими тканями. В отсутствие современных чистящих средств белая одежда считалась непрактичной. Большинство невест в XIX веке выбирали на свадьбу платье, крой и цвет которого подойдет и для других случаев. У некоторых женщин их лучшее платье было серым или серо-фиолетовым, чтобы уместно смотрелось как на свадьбе, так и во время траура. 

Джордж Хейтер. Свадьба королевы Виктории. 1840. Фрагмент

Кстати, королева Виктория тоже не была лишена практичности: кружевные оборки, снятые со свадебного платья, она продолжала носить по особым случаям на протяжении всей жизни. На ней можно увидеть и то, и другое на фотографии по случаю свадьбы ее сына, будущего короля Георга V в 1893 году.

Отношения между Викторией и ее принцем-консортом так романтизировались, что молодые женщины стремились скопировать ее свадебный костюм. Поэтому, несмотря на непрактичность, белый постепенно стал цветом не только свадебных платьев, но и свадеб в целом. Развитие фотографии также во многом способствовало популяризации моды на белые платья — они хорошо смотрелись и выделялись на черно-белых снимках. 

 
Турецкое свадебное платье, конец XIX века (Фото The Peloponnesian Folklore Foundation "V. Papantoniou")

К началу 1850-х женские журналы уже заявляли, что белый всегда был лучшим и наиболее подходящим выбором для свадебного платья. Американский женский журнал «Книга леди Годи» писал, что «[обычай] с самых ранних веков решил, что белый цвет является наиболее подходящим цветом [для невест], независимо от материала. Это символ чистоты и невинности девичества и незапятнанного сердца, которое она теперь отдает избраннику». Так называемая «белая свадьба» со временем проникла даже в незападные культуры. Сегодня люди во многих частях света нередко проводят свадьбу в соответствии с местными традициями, а затем и белую свадьбу тоже. 

Фасон свадебного платья менялся, следуя моде. После Первой мировой войны женщины начали вести активный образ жизни, одежда из декоративной превратилась в функциональную. Платья стали короче — в том числе и из-за дефицита ткани. В 1920-е годы невесты перестали использовать корсеты, пышные юбки, бисер; платья выбирали проще и откровеннее, воплощая идеал активной и независимой женщины.

Наряды невест 1940-х отражали суровость военного времени. Женщины обычно надевали формальные вещи, которые у них уже были. Когда актриса Ава Гарднер в 1941 году вышла замуж за своего первого мужа Микки Руни, на ней был серый костюм, черная вуаль и брошь с белой лентой, приколотая к лацкану. Лорен Бэколл для свадьбы с Хамфри Богартом тоже выбрала бежевый костюм из жакета и юбки.

Лорен Бэколл и Хамфри Богарт (Фото Getty Images)

В 1950-х годах в противовес военному времени популярность приобрел стиль new look, и свадебные платья стали романтичными и женственными — как у Жаклин Кеннеди или Грейс Келли. 1960-е и 1970-е стали временем экспериментов. Шэрон Тейт в 1968 году и Йоко Оно в 1969-м выходили замуж в мини. Бьянка Джаггер в начале 1970-х надела длинную юбку, пиджак на голое тело и широкополую шляпу. Памела Андерсон в 1995 году оделась на свадьбу в купальник-бикини. Однако неизменным оставался белый цвет. 

 

Перепридумать традицию

В 1997 году Сара Джессика Паркер надела на свою свадьбу черное платье. Гвен Стефани в 2002 году выбрала платье, в цветах которого белый плавно переходит в пурпурный. Дита фон Тиз в 2005-м выходила замуж в темно-синем. Но белое свадебное платье все еще остается наиболее частым выбором для большинства невест — его предпочитают четыре из пяти невест.

По словам историка Эллен Ротман, «сложная свадьба имела решающее значение для личности викторианской женщины, потому что была ее наградой за то, что она осталась девственницей». Но сегодня эта символика меняется. Социологи Селе Отнес и Элизабет Плек отмечают, что белый цвет больше не сохраняет прежнего символизма: «…недевственницы с независимыми доходами, теперь большинство невест... переопределили значение белого цвета как символа традиции, а не чистоты».

Гвен Стефани с отцом (Фото James Whatling·UK Press via Getty Images)

Некоторые феминистки считают, что для свадебной церемонии не может быть никаких поблажек. По мнению французской писательницы Симоны де Бовуар, «брак, в принципе, представляет собой нечто непристойное, поскольку он вводит понятия прав и обязанностей в отношения, в основе которых должен лежать свободный порыв». Исследовательница Шерил де ла Рей в 1992 году писала: «Очень часто женщины-феминистки до сих пор ведут себя в соответствии с сексистскими традициями, когда речь идет о таких событиях, как свадьба. Мы все были на свадьбах женщин, которые идентифицируют себя как феминистки и пьют чай на кухне, носят белые свадебные платья и т. д. Почему эти традиции сохраняются?»

В своем эссе 1994 года «Страна невест» писательница Наоми Вульф рассказала о непреходящем влечении женщин к образу невесты и «идеальной» свадьбе. Будучи молодой феминисткой, готовящейся к замужеству, Вульф одновременно и тянулась к свадебному миру, и критически относилась к церемонии, «которая не оставляет сомнений в неприкрытой патриархатности… своего происхождения». Она писала: «Как я могу поддерживать институт, который в недалеком прошлом, по сути, отдавал женщину мужу как собственность, отказывая ей даже в праве на собственную собственность?» Вульф в конце своего эссе также задается вопросом о свадебном платье. 

 

Другие фем-теоретики считают, что брак сам по себе не является несправедливым, особенно когда его символика претерпевает изменения. И если женщина все же решается выйти замуж, ее платье или костюм — любого фасона и цвета — в конце концов остается ее личным выбором.

Принцесса Евгения (Фото Victoria Jones - WPA Pool·Getty Images)

Дизайнеры стремятся избавиться от пиетета перед белым платьем, предлагая включать его в повседневный гардероб. Но невесты продолжают покупать особые наряды для бракосочетания: прогнозируется, что мировой рынок свадебной одежды к 2026 году достигнет $69,9 млрд. При этом свадебная мода не отстает от глобальных трендов. Например, принцесса Евгения, выбирая для своего венчания в 2018 году белое платье с V-образным вырезом на спине, позиционировала его как бодипозитивное: фасон открывал шрамы на спине, оставшиеся у принцессы после операции по исправлению сколиоза.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+