Ненормированный график и мозоли на теле: как устроен модельный бизнес в Китае
Два года назад в московском парке к Валерии Рущенко подошел владелец модельного агентства Владимир Двизов и спросил, не хотела бы она поработать моделью. Сначала Валерия смутилась: она еще училась в школе и никогда не думала о карьере фотомодели. Владимир объяснил, что у нее востребованный в мире моды типаж — strong face, неприступный, чуть отстраненный взгляд, резкие черты, выраженные скулы — и что ей будет легко найти работу модели в Азии. Впоследствии Валерия подписала свой первый контракт с материнским агентством — оно учит девушек основам моделинга, создает их лукбук (набор профессиональных фото для презентации), ведет переговоры с принимающими агентствами за рубежом, консультирует по всем вопросам.
Осенью 2021 года Валерия уехала работать в Китай. «Я пока решила отложить учебу в университете. Это просто невозможно совмещать с работой в Азии. У меня сейчас не хватает времени, чтобы элементарно выспаться», — говорит она. Оказалось, что работа в Китае не имеет ничего общего с распространенными представлениями о красивой жизни фотомодели.
Заказчики — китайские бренды одежды и бижутерии, которым необходимы фотографии для каталогов и маркетплейсов, базирующиеся в крупных городах, — иногда бронируют модель за несколько часов до съемки. Если модели позвонили и сказали: «Сейчас за тобой приедет такси, тебя ждут через три часа», то она быстро собирается и едет. Иногда заказы поступают из другого города, в таком случае модель срочно едет в аэропорт. Валерия работает по 8–12 часов в день, но не может распланировать свой график даже на неделю вперед, так как зависит от спонтанно поступающих предложений о съемках.
«График у модели действительно ненормированный, — говорит владелец модельного агентства Владимир Двизов. Обычно у девушки два выходных на неделе, но они плавают. В любой момент нужно быть готовой — аккуратный маникюр, педикюр, чистые волосы, свежее лицо. Тут все хотят зарабатывать. И в том, чтобы было много съемок, заинтересованы все»
«Если вы работаете в Китае, забудьте про охрану труда в российском понимании. Норм у них нет. И если вам заплатили, то действительно выжмут все, что смогут», — объясняет китаист Леонид Ковачич.
Приходя на съемку, модель должна включить таймер. Перерывы, в том числе на обед и даже для походов в туалет, часто не оплачиваются клиентом, и на время перерывов таймер требуют останавливать. Самое существенное отличие китайского модельного бизнеса от европейского — почасовая оплата труда. Ковачич считает, что причина в том, что китайцы любят, «чтобы все было по регламенту»: «Оплата за трудочас для них понятнее, чем за всю съемку. И за этот час они постараются получить максимум».
Съемка чаще проходит на белом студийном фоне, реже в декорациях или на натуре. Переодеваться нужно очень быстро: один наряд на модели фотографируют максимум 10 минут. За смену Валерия успевает сменить 35–37 нарядов и это, по ее словам, небольшой объем, потому что некоторые модели переодеваются за 15-часовую смену более 250 раз: «Мне иногда кажется, что у меня на теле будут мозоли от бесконечной смены одежды. И это 35 вещей в день. Не представляю, как возможно больше, но у других девочек такое бывает. Конечно, мне не нравится такое отношение. Как к роботу, вещи, вешалке, а не человеку с мыслями и чувствами. Попить не могу, сходить лишний раз в туалет тоже. Торопят».
Девушка рассказывает, что однажды снималась в холодном помещении в легкой одежде, в то время как вся съемочная группа была одета в длинные пуховики. Съемка длилась пять часов, но на то, что модель замерзла, никто не обратил внимания. «Конечно, чаще мне попадаются адекватные заказчики, которые стараются заботиться моделях, но и такое бывает», — добавляет она.
Отношение к моделям в разных странах Азии отличается, рассказывает Валерия: «В Корее меня спрашивали, не возражаю ли я, если одежду будет поправлять стилист-мужчина — или лучше позвать девушку, комфортно ли мне, что в студии много людей».
Хотя труд несовершеннолетних Китае запрещен, известны случаи, когда моделями нанимают российских школьниц. В 2017 году в Шанхае скончалась 14-летняя Влада Дзюба из Перми, которая самостоятельно, без родителей, приехала в Китай на съемки. Позже ее мать рассказала, что дочь работала по 13 часов в день и жаловалась по телефону на усталость. Причиной смерти назвали острую менингококковую инфекцию, которая действительно крайне опасна, особенно для непривитых детей и подростков, и часто приводит к летальному исходу даже при своевременном обращении к врачу. Медицинской страховки у Влады не было. Этот случай привлек внимание к проблеме детского труда, в том числе работы несовершеннолетних моделями.
Тем не менее, у китайского модного бизнеса есть весомый плюс, который особо ценят модели. «Надо понимать, что реклама одежды в Китае — это реклама одежды и ничего больше, — говорит Леонид Ковачич. — Отправляясь работать в Китай, девушки могут не бояться, что под моделингом скрывается завуалированная проституция».
Валерия подтверждает, что ни она, ни ее знакомые не сталкивались с недвусмысленным поведением работодателей. По ее словам, о любой попытке харассмента модель сразу может рассказать своему букеру (человеку, распределяющему заказы), и агентство будет с этим разбираться.
Леонид Ковачич объясняет, что еще 10–15 лет назад ситуация была другой: «Местные бизнесмены могли, например, за деньги позвать женщин с европейской внешностью на деловой ужин просто для антуража, потому что это считалось престижным. В годы правления Си Цзиньпина в Китае стало гораздо больше патриотических настроений, они отстаивают свою этническую идентичность, а восторженное отношение к «белым людям» встречается уже не так часто. Но если бренд хочет выходить на европейский рынок, то он, конечно, возьмет моделей не только с азиатской, но и европейской внешностью».
Принимающему агентству проще всего привезти моделей с европейскими типажами из соседней России, а также Белоруссии и Украины, а не из далекой Европы. Валерия Рущенко планирует сотрудничать с китайскими заказчиками и дальше, несмотря на большие физические нагрузки, работу на ногах и отсутствие достаточных перерывов для отдыха.
«Быть моделью в Китае может не каждая, для этого нужна выносливость», — говорит Владимир Двизов. Но Азия — отличная взлетная полоса для начинающей модели, а главное, там можно хорошо зарабатывать, не имея еще ни опыта, ни солидного лукбука, ни разговорного английского.
Именно оплата труда — основная причина популярности работы в Китае среди девушек из России, Украины и Белоруссии. Здесь моделям без громкого имени платят гораздо больше, чем в Европе и Корее. Нижняя граница гонорара — 1000 юаней в час, верхняя — 2000–2500, но может быть и больше, рассказывает Двизов. При этом минимальная зарплата в Китае составляет 3500–4000 юаней в месяц, а средняя — 100 000 юаней в месяц. Но, прежде чем удивиться этой сумме, стоит вспомнить о значительном разрыве в доходах жителей провинции и мегаполисов. В течение последнего года курс юаня, несмотря на колебания, в среднем составлял около 10 рублей. То есть в пересчете на рубли модель зарабатывает от 10 000 до 25 000 рублей в час, или от 120 000 рублей в день. Половину заработанной суммы девушка отдает своему агентству за продвижение портфолио и поиск заказчиков; на питание, проживание и транспорт в месяц уходит около 150 000 рублей. В среднем модели зарабатывают от 240 000 до 2,4 млн рублей в месяц, в зависимости от уровня и агентств-представителей. При усердном труде и везении с заказчиками можно заработать на небольшую квартиру.
«Оплата зависит от многого, например, от того, где будут использоваться фото модели, — объясняет Владимир Двизов. — Если это съемка для каталога — это одни деньги. Если еще и для международной рекламы бренда, для рекламы на билбордах — совсем другие».
За последние годы качество съемки китайских фотографов заметно выросло, объясняет 28-летняя модель Екатерина Ермакова: «Сейчас многие фото, сделанные на съемках для китайских брендов, идут в лукбук модели, и потом агентство использует их для продвижения в Европе». Она начала сниматься в Китае в качестве подработки восемь лет назад, когда приехала в Китай учиться по обмену от РУДН. После окончания университета Екатерина работала в известном PR-агентстве, но потом вернулась к съемкам в Азии. Проведя несколько месяцев в Китае, она получила предложение от крупного испанского бренда одежды. Для нее китайский подиум действительно стал ступенькой вверх.
«Я уехала в Барселону и ощутила разницу, — рассказывает Екатерина. — Разница в объеме работы. В Европе платят за смену, которая может длиться и восемь часов, и пять. Там не снимают 100 луков за день, не торопятся, все расслабленно. Было забавно, потому что я, привыкшая к требованиям китайцев, очень быстро переодевалась. Фотограф даже просил меня делать это помедленнее, потому что он не успевал посмотреть на экране монитора, что получилось».
Модель отмечает разницу в коммуникации со съемочной группой — в Китае во время съемки могут совсем не общаться, отдавая команды только при необходимости: «Для меня это всегда было странно, потому что мы работаем на определенный продукт. Для этого нужна обратная связь. В Европе приятно просто проводить время на съемке, разговаривать, тут важна личность модели, важен баланс между жизнью и работой».
Екатерина планирует снова отправиться в Китай и отработать там несколько сезонов. И хотя ее мечта — обосноваться в Барселоне и работать там постоянно, сейчас русским моделям попасть в Европу стало сложнее, чем раньше: «Многие агентства не готовы покупать билеты моделям, заниматься визами девочек. А в Китай попасть просто. И все ломанулись туда».
У Валерии скоро закончится контракт в Южной Корее, и она полетит в Шанхай. Она говорит, что моделинг для нее — не профессия, скорее, прибыльное хобби. Девушка мечтает поступить в университет и получить высшее образование: «Хочу стать менеджером по продажам в сфере женской моды. Еще хочу путешествовать. Я нигде за границей не была, только в Корее и Китае. Но пока надо заработать денег».