К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Движение HeForShe: как мужчины и компании объединяются, чтобы бороться с патриархатом

Эмма Уотсон выступает на юбилейном собрании в поддержку кампании HeForShe в 2016 году (Фото Andy Katz / Pacific Press / LightRocket via Getty Images)
Эмма Уотсон выступает на юбилейном собрании в поддержку кампании HeForShe в 2016 году (Фото Andy Katz / Pacific Press / LightRocket via Getty Images)
Феминизм не против мужчин, а против неравенства, от которого страдают все. Так считают сторонники движения HeForShe, которое призывает мужчин включиться в борьбу с гендерной дискриминацией. Рассказываем, как оно появилось и чем занимается

Как появилось движение

Концепцию HeForShe в 2014 году представила Элизабет Ньямаяро — бывший старший советник заместителя Генсекретаря ООН, а ныне специальный советник Всемирной продовольственной программы. Она родилась и выросла в Зимбабве и много внимания уделяет помощи жителям африканских стран. А идея включить мужчин в борьбу за гендерное равенство возникла из «убежденности в том, что до тех пор, пока равноправие достигается через борьбу между женщинами и мужчинами, никто не выиграет».

Инициативу поддержала британская актриса, посол доброй воли структуры «ООН-женщины» Эмма Уотсон — она и объявила о создании HeForShe в 2014 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. «Меня назначили [послом ООН] шесть месяцев назад, и чем больше я говорила о феминизме, тем больше понимала, что борьба за права женщин слишком часто становится синонимом ненависти к мужчинам», — сказала Уотсон.

Основная цель кампании, по ее словам, — вдохновить как можно больше мужчин и мальчиков на борьбу с гендерным неравенством, от последствий которого они тоже страдают. Общество ожидает, что мужчины будут вести себя в соответствии с приписанной им гендерной ролью: быть агрессивными и скупыми на эмоции «мачо», которые не обращаются за помощью даже к врачу, потому что это считается слабостью. «Настало время взглянуть на гендер как на сложную систему, а не как на два противоположных полюса, — сказала актриса. — Если мы перестанем определять друг друга по тому, чем мы не являемся, а начнем определять по тому, кто мы есть на самом деле, мы все сможем стать свободнее, и в этом суть HeForShe. Это о свободе». 

 
Эмма Уотсон объявила о создании HeForShe в 2014 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (Фото Eduardo Munoz Alvarez·Getty Images)

Видео с ее выступлением стало вирусным: его посмотрели несколько миллионов человек. Менее чем за две недели в Twitter было опубликовано более 1 млн записей с хештегом #HeForShe от более чем 750 000 разных пользователей. Впрочем, в адрес актрисы звучала и критика. Ее, например, обвиняли в том, что она — успешная, богатая и белая женщина — позволяет себе выступать от имени тех, кто не имеет таких привилегий. 

Говоря об участии мужчин в борьбе с гендерным неравенством, в движении подчеркивают: само по себе «привлечение мужчин» — только средство. Конечная цель инициативы — изменения представлений о мужественности и трансформация патриархатных отношений между мужчинами и женщинами, основанных на власти и подчинении, в партнерские и равноправные.

 

Компании и политики

В 2014 году свою поддержку HeForShe выразили тогдашний президент США Барак Обама, писатель Нил Гейман, актеры Питер Галлахер, Рассел Кроу и Форест Уитакер и многие другие знаменитости. Работа с лидерами общественного мнения — важная часть движения, в котором считают, что значимых изменений в обществе невозможно добиться без участия людей, так или иначе облеченных властью. Доклад, подготовленный HeForShe в 2022 году, призывает «подчеркивать ответственность мужчин как лидеров в социальной, экономической и политической жизни».

Для них в движении есть программа Champions («Чемпионы») — ее участники должны сформулировать обязательство, связанное с достижением гендерного равенства, а затем отчитаться о результатах. Просто «поддерживать женщин» нельзя, надо предложить конкретные действия, поскольку одна из целей программы — собирать и масштабировать разные решения. В уже упомянутом докладе приводятся некоторые кейсы.

Одни компании организуют для женщин корпоративные программы, связанные с карьерным развитием, — менторство (как на бирже Nasdaq), спонсорство (как французская коммуникационная группа Havas), наставничество (как финансовый конгломерат HSBC).

 

Другие занимаются просветительской работой. PwC организовала для своих сотрудников курс «Инклюзивное лидерство», в котором учат распознавать неравенство на уровне ежедневной коммуникации между людьми (так называемое микронеравенство), предубеждения, неосознаваемые привилегии. Говардский университет в США провел саммит по гендерному равенству, привлекая к проблеме внимание студентов. Гуэлфский университет в Канаде предоставляет стипендию Ally Scholarship в размере $2500 студентам бакалавриата, которые участвуют в мероприятиях, направленных на достижение гендерного равенства, как в качестве волонтеров, так и в качестве организаторов. 

Третьи ставят целью увеличить число женщин на руководящих должностях. Например, полиция Великобритании, которой удалось увеличить число женщин-офицеров в высшем руководстве более чем на 11%. Еще в подразделениях проводят семинары и другие информационные мероприятия, направленные на искоренение сексизма и женоненавистничества. Одна из британских пожарно-спасательных служб также назвала себя сторонником движения в 2017 году. Если в 2017 году там работало 197 женщин, то сейчас — 230. Разница в средней стоимости рабочего часа мужчин и женщин сократилась с £2,15 в 2021 году до £0,43 в 2022 году.

Некоторые компании помогают женщинам получать образование. Например, бизнес-школа INSEAD предоставляет стипендии тем, кто не может заплатить за обучение. Алмазодобывающая компания De Beers финансирует женщин, изучающих инженерные и точные науки, и планирует к 2030 году поддержать 10 000 студенток и ученых в STEM. А портовый оператор DP World запустил программу обучения сенегальских женщин работе с солнечными батареями. Женщины, у которых не было никакого образования и которые редко выезжали за пределы родных поселков, получили профессию (кроме того, компания закупила для них рабочие инструменты и оборудование), которая позволяет им зарабатывать, электрифицируя удаленные поселения.

McKinsey & Company запустила программу для беременных сотрудниц: помимо отпуска по уходу за ребенком, им предоставляют сессии с профессиональным коучем. Специалист помогает организовать время и научиться принимать помощь; определиться с карьерным вектором и после отпуска вернуться к работе. В результате с 2019 года коэффициент удержания родивших сотрудниц вырос на 15% (то есть женщины, став матерями, стали реже бросать карьеру). Участницы программы отмечают, что «нормализация» материнства на корпоративном уровне меняет отношение к нему со стороны коллег — к молодым матерям начинают относиться лучше. 

А Vodafone запустила программу помощи сотрудницам в ситуации домашнего насилия. Им предоставляют небольшой отпуск, давая время уйти от абьюзера, и связывают с социальными службами и юристами.

 

В России движение HeForShe со стороны бизнеса несколько лет (с 2017 года) поддерживала компания Danone, которая два года подряд возглавляла рейтинг лучших компаний для женской карьеры Forbes. В рамках сотрудничества с HeForShe компания взяла на себя обязательство реализовать гендерно-нейтральную политику, участвуя в соответствующих инициативах, развивая программы лидерства, менторства, ораторского искусства, проводя воркшопы, чтобы подчеркнуть роль мужчин в развитии равенства полов. В частности, одной из целей Danone как участника HeForShe является создание равноправной политики в отношении декретов. 

Движение провозглашает своей целью влияние на политику не только в компаниях, но и на уровне государств. В отчете за 2022 год говорится, что за прошедшие пять лет участники HeForShe приложили руку к изменениям положения женщин в разных странах — от Малави (там был принят закон, запрещающий вступление в брак до 18 лет, и аннулировано более 20 000 детских браков) до Исландии (там с 2018 года действует закон о равной оплате труда: теперь компаниям и учреждениям, в которых числится 25 и более сотрудников, запрещается платить женщинам меньше, чем мужчинам).

Что делать всем остальным

Уже к декабрю 2014 года число мужчин, считающих себя сторонниками HeForShe, достигло 200 000 — об этом говорилось в посте, размещенном на странице движения в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Сейчас, судя по информации на сайте движения, их больше 2 млн. Количество упоминаний кампании в социальных сетях каждый год превышает 3 млрд. HeForShe продолжает работать под кураторством «ООН-женщины». 

Стать сторонником движения может любой желающий. На сайте предлагаются варианты действий для общественных и образовательных организаций, компаний и частных лиц. Последним предлагается заняться просвещением — изучать самим и рассказывать другим о том, как формируется и поддерживается неравенство, возникает гендерно обусловленное насилие, поддерживается система патриархата. Студенты могут создать в своем учебном заведении клуб или сообщество по интересам. Менеджеры компаний — начать проводить тематические тренинги для подчиненных и коллег. 

 

Например, в Южной Африке сторонники HeForShe вместе с «ООН-женщины» и католической церковью запустили проект HeForShe Tavern. Владельцы закусочных организуют беседы с мужчинами о насилии и профилактике ВИЧ. В проекте участвует более 200 заведений общепита. Как утверждают в HeForShe, опросы показывают: благодаря проекту среди мужчин меняется отношение к изнасилованиям.

В Индии волонтер по имени Сакет Мани проводил семинары о гендерном равенстве для жителей сельских районов. Иорданский активист Лейт Абу Талеб объездил всю страну с семинарами, во время которых рассказывал слушателям о негативном влиянии гендерных стереотипов на качество жизни и мужчин, и женщин. 

Если нет возможностей организовывать мероприятие, можно стать волонтером в местном центре помощи жертвам насилия. Если нет ресурсов и на это, можно просто поделиться мыслями на тему неравенства в соцсетях с хештегом #HeForShe — это тоже будет считаться вкладом в общее дело. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+