Острая сатира Джессики Хауснер и 30% женщин-режиссеров: Каннский фестиваль — 2023
У Каннского фестиваля довольно непростые отношения с #MeToo. Если публика в США полностью поддержала это общественное движение, то во Франции к нему отнеслись осторожно. Хештег завирусился в октябре 2017 года, а в мае 2018-го на каннскую красную ковровую дорожку вышли 82 женщины, выступающие за равные права в киноиндустрии. Число 82 не было случайным — именно столько фильмов, снятых женщинами, включили в программу фестиваля за его 70-летнюю историю, в то время как остальные 1645 проектов были сняты мужчинами. Акцию, в частности, поддержали Кристен Стюарт, Аньес Варда, Патти Дженкинс, Ава ДюВерней и Лея Сейду. Это был большой шаг для смотра, который еще за три года до этого не пускал на красную дорожку женщин в обуви на плоской подошве.
С тех пор жизнь женщин на фестивале начала постепенно улучшаться. В 2021 году жюри под руководством американского режиссера Спайка Ли вручило «Золотую пальмовую ветвь» женщине — Жюли Дюкурно за фильм «Титан». До нее женщина получала награду фестиваля лишь однажды, в 1993 году, когда режиссеру Джейн Кэмпион была вручена «Пальмовую ветвь» за картину «Пианино». Однако тогда она разделила приз с фильмом «Прощай, моя наложница» Чэнь Кайгэ.
В этом году Канны и вовсе поставили личный рекорд: впервые за 76 лет существования смотра за главные призы борются шесть картин, снятых женщинами (всего в основном конкурсе 21 фильм). Но без скандалов не обошлось. За несколько дней до фестиваля французская актриса Адель Энель объявила о том, что уходит из кино, и отметила, что Канны, как и другие столпы французской киноиндустрии, «готовы сделать все, что угодно, для того, чтобы защитить насильников» в своем руководстве. Художественный руководитель фестиваля Тьерри Фремо отреагировал на это громкое заявление не менее резко. Когда на пресс-конференции его попросили прокомментировать слова Энель, он отметил, что недовольство руководством фестиваля не помешало актрисе посетить премьеру фильма «Портрет девушки в огне» в 2019 году. То же касается и журналистов, которые приезжают на смотр и жалуются не на абьюз, а на «недостаток билетов на показы».
Включение в программу шести фильмов, снятых женщинами, не только дань повестке: этим режиссерам действительно есть что предложить зрителям. Одна из ожидаемых премьер Канн — ироничный триллер «Клуб Зеро» Джессики Хауснер. Австралийка — завсегдатай фестиваля, многие ее фильмы регулярно появляются в основной программе.
По сюжету в элитную школу приходит новая учительница мисс Новак (Миа Васиковска), которая преподает необычный, но нужный в наше турбулентное время предмет — осознанное питание. К мисс Новак с энтузиазмом записываются несколько студентов. Какие-то из них хотят научиться осознанно питаться, чтобы бороться с глобальным потеплением и консьюмеризмом, другим просто нужно заработать дополнительные баллы и продолжить получать стипендию. Молодая преподавательница начинает активно вводить в жизнь учеников новые привычки. Сначала она предлагает им глубоко дышать перед тем, как отправить еду в рот, затем значительно уменьшить порции и в конце концов вовсе отказаться от пищи. Некоторые ученики считают подобные меры слишком радикальными, но пятеро самых преданных остаются. Правда, родители, да и директриса школы мисс Дорсет (Сидсе Бабетт Кнудсен) начинают замечать странное поведение детей.
Хауснер не изменяет своему режиссерскому стилю: лаконичные безэмоциональные диалоги, яркие цвета, стерильные интерьеры, отрывистый саундтрек, много иронии и черного юмора. Не зря одним из продюсеров фильма значится фонд шведского режиссера Роя Андерссона, сделавшего отстраненные наблюдения за человеческой природой своей визитной карточкой. Первый акт фильма заполнен критикой корпораций, слепого потребления, безразличия к окружающей среде, которую с фанатичным блеском в глазах поддерживают молодые борцы за справедливость из богатых семей.
Этот подростковый бунт Хауснер показывает с нескрываемой иронией. Кажется, что режиссер использует абсурдный предмет мисс Новак для высмеивания тех борцов за справедливость, которые могут позволить себе ничего не есть потому, что тратят свою энергию исключительно на борьбу со скукой. Белой вороной в классе новой учительницы становится небогатый ученик, получающий стипендию за хорошие оценки, — он отказывается во время обеда ограничиться одним кусочком картошки, потому что ему нужны силы на учебу.
Однако уже во втором акте эта теория начинает разваливаться — вскоре становится ясно, что класс мисс Новак больше походит на секту. При этом ее отношения с некоторыми учениками становятся непозволительно близкими. Родители, не особо осведомленные о жизни своих детей, начинают беспокоиться, когда те отказываются жить по предложенным правилам.
В третьем акте пазл наконец-то складывается, и режиссер красноречиво дает понять, что для тех, кто не знает, что такое бедность и отсутствие социальных лифтов, левые убеждения из идеологии превращаются в религию. В желании Хауснер высказаться на эту тему не остается никаких сомнений, и чем радикальнее ученики мисс Новак в своей вере, тем провокационнее становится юмор. Это, скорее всего, понравится председателю жюри основного конкурса, шведскому режиссеру и обладателю двух «Золотых пальмовых ветвей» Рубену Эстлунду, который тоже любит вызывающие аналогии.