Заигрывания с историей: почему сериал «Царица Клеопатра» оскорбил Египет
Сериал «Царица Клеопатра» рассказывает о том, как самая культовая правительница в истории Египта пришла к власти. Главную героиню играет британская темнокожая актриса Адель Джеймс. Правда, жители Египта и многие другие зрители категорически не согласны с таким выбором исполнительницы. Сразу же после выхода трейлера нового проекта некоторые даже потребовали заблокировать Netflix.
В 2020 году на стриминговой платформе Hulu вышел сериал «Великая», посвященный приходу к власти и правлению Екатерины II, роль которой исполнила Эль Фаннинг. Ее мужа-неудачника и по совместительству российского императора Петра III сыграл Николас Холт. Это была гомерически смешная комедия о монаршей семье и их политике, об аристократах и нравах того времени. Больше всего мир потешался над князем Аркадием, роль которого досталась темнокожему актеру Байо Гбадамоси.
Конечно, некоторых российских зрителей тогда разозлило, что в сериале снялся афроамериканец — в этом виделось «искажение истории» и насмешка над императорской семьей. Но на самом деле этот проект был выкрученным до максимума театром абсурда, и любой здравомыслящий человек понимал: никто даже не пытался снять исторический или хотя бы правдоподобный сериал. Это просто комедия, основой для сюжета которой послужила история Екатерины II — и на ее месте могла оказаться любая императрица.
Иронизировать над политикой и высмеивать устаревший быт аристократов — базовый ход для кинематографа. Как правило, такие проекты и критики, и зрители принимают благосклонно. Но когда снимают серьезные фильмы и сериалы с претензией на культурную значимость и историческую правдоподобность, у режиссеров и продюсеров начинаются проблемы. В мире непременно найдутся те, кому не понравится вольное обращение с фактами и лицами.
10 мая 2023 года на стриминговой платформе Netflix вышел сериал «Царица Клеопатра». Проект рассказывает, как самая известная (и последняя) правительница в истории Египта пришла к власти и в корне поменяла судьбу страны. Исполнительным продюсером сериала выступила Джада Пинкетт-Смит, которая в официальном медиа Netflix — на платформе Tudum — заявила в феврале следующее: «Мы не часто видим или слышим истории о темнокожих королевах, и это было очень важно для меня, а также для моей дочери и просто для моего сообщества — иметь возможность знать эти истории, потому что их множество». Именно Джада Пинкетт-Смит предложила в качестве исполнительницы роли Клеопатры британскую темнокожую актрису Адель Джеймс.
Клеопатра родилась в 69 году до н.э. в Александрии и происходила из македонской династии Птолемеев. Ее отцом был Птолемей XII Авлета, но скорее всего, матерью Клеопатры была наложница, так как различные исторические источники сообщают, что у Птолемея была лишь одна законная дочь — Береника IV. О детстве и юности Клеопатры практически ничего неизвестно.
Некоторые эксперты предполагают, что мать Клеопатры прибыла в Египет из Африки, следовательно, та вполне могла быть темнокожей. Но египетские ученые и исследователи заявляют, что Клеопатра совершенно точно не была темнокожей — они твердо убеждены, что она выглядела как гречанка.
Сразу же после выхода трейлера нового проекта египетский адвокат Махмуд Аль-Семари потребовал заблокировать Netflix в стране, чтобы не транслировать сериал, который искажает исторические факты. Египтолог и бывший генеральный секретарь Верховного Совета Древностей Египта Захи Хавасс заявил, что проект — подделка, потому что Клеопатра точно была светлокожей.
На всю эту критику ответила режиссер сериала Тина Гарави. Она написала колонку для Variety с мощным заголовком «Что вас так беспокоит в черной Клеопатре?» Гарави рассказывает, что в детстве посмотрела фильм с Элизабет Тейлор, играющей Клеопатру и сразу же почувствовала, что это неправильно. Почему все считают, что царица была белой, если это неизвестно? По словам Гарави, для нее было крайне важно показать Клеопатру темнокожей, потому что это важный политический акт в XXI веке.
«Итак, Клеопатра была черной? Мы не знаем наверняка, но мы можем быть уверены, что она не была белой, как Элизабет Тейлор. Нам нужно поговорить с самими собой о нашем колоризме и превосходстве белых, которое нам внушил Голливуд. Прежде всего, нам нужно понять, что история Клеопатры не столько о ней, сколько о том, кто мы такие», — пишет Тина.
Отвлечемся от исторических и расовых дебатов, чтобы уделить время самому сериалу. Попавшая под удар Адель Джеймс как актриса не вызывает ни одного вопроса — весь проект держится исключительно на ее мастерстве. «Царица Клеопатра» запуталась в собственном жанре. Это то ли классный динамичный экшен, то ли ироничная комедия, то ли слезливая драма о великом и вечном. The Guardian пишет, что именно Джада Пинкетт-Смит задавала тон карнавалу, поэтому она несет ответственность за сюжетные провисания и жанровый дисбаланс. Сериал мог бы получиться легким и бодрым, если бы его не душила собственная серьезность.
С одной стороны, Пинкетт-Смит позволяет очень много художественных домыслов и гипербол в угоду зрелищности и динамичности, но с другой — тут же навязывает зрителю восприятие сериала как практически документального и исторического проекта. Недостаток данных о реальной Клеопатре позволяет сценаристам разгуляться и выдумать свою художественную вселенную, не скованную никакими рамками реальности. Если бы «Царица Клеопатра», как упомянутая выше «Великая», не претендовала на связь с историей, и вопросов к репрезентации героини было бы куда меньше.
Впрочем, на тему цвета кожи и важности этого нюанса для восприятия фильма или сериала очень хорошо высказалась профессор университета Денисон Ребекка Футо Кеннеди для Time: «Спрашивать, был ли кто-то «черным» или «белым», анахронично, это скорее современные политические спекуляции, чем попытка понять древность на ее собственных условиях». Современные ученые мало что знают о том, как тысячи лет назад люди воспринимали цвет кожи и определяли расовую принадлежность. Скорее всего, современные термины и разделения просто не существовали. Кеннеди предлагает не загонять древность в актуальные рамки, а изучать, как люди раньше позиционировали себя и на какие группы делились.
Скорее всего, пройдут сотни лет прежде, чем ученые, юристы, кинематографисты и другие борцы за справедливость определятся, как правильно говорить о расе и транслировать принадлежность людей к той или иной группе. И этот вечный дискурс совершенно не мешает понять, хорошее или плохое кино вы смотрите. «Царица Клеопатра» именно благодаря Адель Джеймс тянет пусть не на гениальный, но на вполне хороший сериал. Глядя на 60 000 «плохих» (1 балл) оценок на странице проекта на IMDB, вспомните, как важно доверять только своим эмоциям и чувствам от кино. Потому что тысячелетиями мир остается предвзятым из-за массовых споров.