«Шерлок Холмс в юбке»: как писательницы создавали образы женщин-детективов
В 1858 году в Великобритании вступил в силу «Закон и супружеских отношениях», который расширил основания для развода — и создал новый рынок частных детективов. Мужчины могли требовать развода в случае измены жены, женщины дополнительно должны были доказать, что муж или оставил семью, или проявляет жестокость. Но саму супружескую измену еще требовалось доказать. Свидетели часто отказывались выступать на суде, поскольку не хотели, чтобы их имена оказались упомянуты в газетных статьях, смаковавших подробности семейных скандалов. Для того, чтобы добыть неопровержимые доказательства неверности, нанимали частных сыщиков. Или сыщиц.
Одной из самых известных была Кейт Истон. Рекламируя свои услуги, она заявляла, что умеет действовать незаметно, потому что отлично перевоплощается в разных персонажей, ведь долгое время была актрисой. И подчеркивала, что не боится тяжелой работы, а потому справляется с многочасовой слежкой не хуже ищеек-мужчин.
Ее конкурентка Мод Уэст в своей рекламе использовала совсем иную интонацию, обращаясь к потенциальной клиентке как бы с обещанием дружеской поддержки: «Волнуешься? Посоветуйся со мной». В своих интервью она намекала, что у нее есть связи, позволяющие выполнять самые деликатные поручения.
Антония Мозер вела колонку в газете Weekly Dispatch, где описывала случаи из практики. Среди них были не только супружеские измены, но и исчезновения людей, мошенничества и грабежи. Насколько ее истории правдивы, сказать сложно — полиция не подпускала женщин к серьезным делам. Впрочем, что не было доступно реальным женщинам, вовсю осваивали героини литературных произведений.
В середине XIX века удешевление процесса печати и распространение грамотности привели к бурному росту книжного рынка и массовой литературы. В 1850-е годы сложился жанр «сенсационных романов», авторы которых исследовали темные стороны человеческой натуры. А затем начался бум детективов, где основу сюжета составляло разгадывание какой-нибудь тайны или расследование преступления. Нередко в центре таких историй оказывались женщины.
Молли Деламер торговала жемчугом и противостояла грабителям, которые посягали на ее товар. Хильда Уэйд работала медсестрой и разгадывала загадочные случаи, связанные с медициной. У Доры Мирл была ученая степень по математике, но она не смогла найти работу по специальности и устроилась частным сыщиком. В романах женщины-детективы часто начинают разгадывать загадки и расследовать преступления как бы вынужденно — потому что это касается их лично (пострадал или обвинен близкий человек) или из необходимости содержать себя. Здесь проявляются викторианские гендерные нормы, для которых идеал женщины — «ангел в доме», а не ищейка, идущая по следу.
В конце викторианского романа женщина, ввязавшаяся в расследование преступления, возвращается к своим обычным делам (а иногда и выходит замуж, окончательно прощаясь с жизнью самостоятельной и независимой). Но интересно, что помимо героинь, оказавшихся в центре детективного сюжета случайно, авторы описывали женщин, якобы состоящих на службе в полиции — в годы, когда сама идея, что женщина может быть полицейским, вызывала в лучшем случае смех.
Литературные женщины-детективы эмоционально вовлекаются в расследование — в отличие от, например, холодно-отстраненного Шерлока Холмса. Стереотипы о «женских» качествах и чертах характера преследовали и реальных сыщиц. Например, в 1899 году автор статьи о женщинах-детективах объяснял, что своим навыкам они учатся, выясняя, куда пропали все запасы из кладовки. Как тут не вспомнить Агату Кристи, которая полвека спустя придумывала детективные убийства, моя посуду. Уже упомянутая Антония Мозер в одной из колонок описывала мужчину-клиента, который не воспринимал ее всерьез: «На мгновение мне в голову пришла мысль, что я имею дело с каким-то шутником, который думает развлечься за мой счет». А в другой объясняла, что нет, женщины детективы не страдают от излишней возбудимости и сентиментальности: «Женщины могут совершать преступления, как и мужчины, и, кажется, нет никакой логической причины, по которой [женщины-детективы] не могут иметь с ними дело».
Впрочем, эти же стереотипы сыщицы часто оборачивали себе на пользу. Детектив — фигура двойственная: он существует одновременно в мире респектабельных обывателей и в преступном мире. Это человек-перевертыш, маска, а значит, для него — или для нее — нарушение норм становится частью профессии, а слабости превращаются в сильные стороны. Женщинам приписывали страсть к сплетням — героиням детективных романов это помогает разгадывать загадки. Женщины выглядят слабыми, они чаще становятся жертвами преступлений — и тем самым сбивают с толку преступников. А якобы свойственная женщинам иррациональность превращается в интуицию, которая в некоторых произведениях — например, о Хильде Уэйд — выглядит почти как суперспособность.
Такой взгляд на женщин характерен для авторов-мужчин, но детективы писали и женщины. Вот пять писательниц и их героинь.