К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Мария Затуловская продюсирует голливудские фильмы и популяризирует жанр скринлайф

Мария Затуловская (Фото DR)
Мария Затуловская (Фото DR)
27 апреля в прокат выходит фильм «Возрожденные» о мире, где научились воскрешать мертвых. Продюсером этого голливудского кинопроекта стала Мария Затуловская, в портфолио которой картины «Время первых», «Горько!», «Профиль». Forbes Woman поговорил с ней о новом фильме, о том, как киноязык реагирует на цифровизацию всех сфер жизни и о том, как изменился бизнес продюсерской компании за последний год

Мария Затуловская в качестве продюсера участвовала в создании фильмов «Горько!», «Время первых», «Уроки фарси», «Профиль». Последние 17 лет она работает в компании Bazelevs, которая первой начала снимать в формате скринлайф (когда все события фильма происходят как бы на экране компьютера, смартфона, планшета, уличной камеры) и сейчас занимается его популяризацией. Последний релиз — детективный триллер «Возрожденные» о фантастическом мире, в котором католическая церковь нашла способ возвращать людей к жизни. Режиссером этого международного проекта (его также продюсировала Затуловская) стал Егор Баранов («Фарца», «Аванпост», тетралогия о Гоголе). Мы поговорили с Мариной Затуловской о том, как развивается бизнес Bazelevs в России и за рубежом, как развивается формат, на который компания сделала ставку, и каково это — снимать фильмы через Zoom.

— Многие продакшен-компании прошли 2022 год не без потерь. Каким год был для компании Bazelevs?

— На самом деле, для нас 2022 год был плюс-минус такой же, как и любой другой. У кино есть определенная инертность, и проекты, которые уже были в производстве, просто так не остановить. У нас вышли «Елки», которые показали хорошие результаты в прокате. Вышли «Сестры» — важный для нас проект. Мы очень любим Ваню Петухова и хотели поддержать его с дебютным проектом. Тимур Бекмамбетов продолжает производство «Ходжи» (мультфильма о Ходже Насреддине. — Forbes Woman). Международные проекты также не стояли на паузе. Помимо «Возрожденных», производство которых мы завершили в прошлом году, мы запустили съемки фильма Bloat (рабочее российское название «Подмена»). Работа над этой картиной шла в Америке и в Японии, это большой международный cкринлайф-проект.

 

— Получается, текущая международная обстановка пока не догнала производственные мощности Bazelevs?

— Безусловно, трудности были, но они больше практического, скажем так, характера, связанные и с санкциями, и с разрешениями на съемки в Японии. Вообще последние несколько лет были непростыми. Работу компании сильно подорвал ковид — многие проекты были отложены или перенесены именно из-за пандемии.

 

— В прошлом году стало известно, что из российской компании Bazelevs ушел ее основатель Тимур Бекмамбетов, продав ее топ-менеджерам. Как это повлияло на работу компании и на ее проекты?

— Действительно, с прошлого года Тимур не связан с российским Bazelevs, новый владелец — Лала Рустамова. Тимур Асадов — генеральный директор российского офиса, он на этом посту уже лет 10, наверное. При этом у нас уже давно действуют три основных офиса: в России, на Кипре и в Америке. Все они, в принципе, существуют автономно, но, скажем так, как часть единого холдинга. 

— Какая сейчас у Bazelevs стратегия развития? Различается ли она для российских и международных проектов?

 

— Международная часть компании Bazelevs в основном занимается cкринлайф-проектами. Это наш приоритетный формат или, если угодно, киноязык, на котором мы можем делать кино в самых разных жанрах: триллеры, ужасы, комедии, что угодно. За последние годы мы расширили географию производства этих фильмов: 12 мая, например, выходит первый совместный проект с корейскими сопродюсерами, это первый cкринлайф на корейском языке. Он выходит в кинотеатральный прокат в Корее. Есть проекты, которые мы запускаем в Индии и Великобритании. 

Кроме cкринлайфа, мы всегда в поиске проектов с хорошей концепцией и невысоким бюджетом, если можно так сформулировать. Самый яркий пример — это «Хардкор» Ильи Найшуллера, который хоть и снимали в Москве, все равно международный проект с мировым прокатом.

— Правильно ли я понимаю, что начиная с этого года некоторые ваши cкринлайф-проекты не будут выходить в России? Как это, например, произошло с «Пропавшей без вести».

— Да, к сожалению, этот фильм в России не вышел. Права на него у Sony, и пиратский релиз на удивление случился раньше, чем официальный. Я не знаю, будет официальный релиз в России или нет, но тем не менее мне очень приятно, что фильм на седьмом месте среди самых просматриваемых картин на пиратских площадках за март 2023 года. Это с учетом того, что у него не было никакой рекламной кампании в России. Предполагаю, что сработало сарафанное радио.

— Скринлайф — формат с большой историей, ему почти 10 лет. Как за эти годы изменился подход к съемкам фильмов? Стал ли cкринлайф насыщеннее и сложнее или, напротив, появились технологии и методики, упрощающие постпродакшен таких картин?

 

— Я бы сказала, что cкринлайф стал масштабнее. Если вспомнить «Убрать из друзей», наш первый международный фильм в этом формате, то его мы целиком снимали в одном доме, каждый персонаж был в своей комнате. На протяжении всех лет основная часть заявок, которые к нам приходили, это истории о человеке, который привязан к компьютеру. Глобально cкринлайф очень вырос, соответственно, вырос его бюджет. Уже в «Профиле»  у нас были съемки, которые параллельно проходили в двух странах. Предстоящий Bloat мы снимали в Японии, там достаточно большой по масштабам съемочный процесс. «Возрожденные» — это первый sci-fi-cкринлайф-фильм. Мы экспериментируем с жанрами и с сюжетами, увеличиваем масштаб происходящего. Скринлайф сегодня уже не камерные истории — это глобальное.

— Почему решили снимать в этом формате фильм о воскрешении мертвых?

— История Егора — это единственный пример, когда мы взяли классический sci-fi и переделали его под cкринлайф. Во всех остальных случаях это все-таки изначально проекты про наше поведение в цифровом мире. Мне кажется, это принципиально важно. В итоге фильм Егора радикально отличается от заявки, которая была изначально. Одна из наших основных задач — внесение элементов цифровой жизни, скажем так, чтобы эта история была про наше поведение в Сети, а не просто про возрождение людей. 

«Возрожденных» мы должны были начать снимать в марте 2020 года. Локдаун в Лос-Анджелесе случился за неделю до начала съемок. У нас был проведен кастинг, подготовлены локации. Но снимать было невозможно до сентября. За эти полгода мы потеряли актера, который у нас должен был быть: изначально на главную роль был утвержден Джонни Ли Миллер, но мы пропустили окно возможностей в его графике. Мы заново начали кастинг, который шел очень долго, в результате заполучили Дэйва Дэвиса, известного по хоррору «Диббук» и сериалам «Настоящий детектив» и «Ходячие мертвецы». Съемки прошли только летом 2021 года. При этом вся съемочная площадка и группа была в Лос-Анджелесе, а я и Егор — в Москве, сопровождали процесс по зуму. Это был интересный производственный опыт, но я думаю, что такое возможно только для cкринлайф-кино. 

 

— Мне кажется, проект выигрышнее смотрелся бы как сериал — о такой идее вы упоминали на премьере. На каком этапе этот проект сейчас?

— На самом деле, изначально идея, которую принес Егор, была именно сериальной. Внутри себя мы договорились, что, безусловно, «Возрожденные» — самостоятельный фильм, но в некоем смысле это и пролог к сериалу, некоторая заявка этого мира. Сейчас мы с Егором работаем над заявкой сериала. Пока это стадия девелопмента, поиска партнеров. Но идея есть, есть мир — конечно, этот замысел больше, чем один полнометражный фильм.

— Картину показывали на кинорынке в Торонто. Правильно ли понимаю, что была идея продвигать «Возрожденных» на фестивалях?

— Да, мы старались попасть на международные фестивали. Одна из сложностей — опять-таки ковид, потому что год фестивалей не было, а в прошлом году была, скажем так, ужесточенная двойная конкуренция. Подавались проекты, созданные за два года. К сожалению, какой-то большой фестивальной судьбы у «Возрожденных» не случилось. Тем не менее у проекта есть зарубежные партнеры — французские компании Logical Pictures и Pulsar Content. Первая — наш сопродюсер, вторая — наш сейлз-агент, который представляет права на фильм на всех международных кинорынках. На данный момент у нас закрыты практически все территории, так что в течение года фильм выйдет в кинотеатрах и на цифровых платформах по всему миру.

 

-— Учитывая отношение к России в мире сегодня, встречались ли вы со сложностями, когда шли переговоры? Bazelevs — конечно, международная компания, но, с другой стороны, в титрах стоит русский режиссер.

— Нет, ничего подобного не было. Важно отметить, что фильм мы начали производить в 2020 году, до всей этой истории. Поэтому никаких проблем не было. Да и в целом у проекта нет каких-то трудностей с продажами, потому что проект международный, пусть над ним и работала преимущественно российская команда.

— В России подавляющее большинство фильмов и сериалов делают либо при поддержке Минкульта и Фонда кино, либо благодаря спонсированию онлайн-кинотеатров, часть которых также принадлежит государственным структурам. Как это происходит у международных проектов Bazelevs?

— Международные проекты снимаются благодаря частным профильным инвесторам. Вот с Logical Pictures у нас, например, сразу несколько проектов в работе. Есть проекты совместно с Universal Pictures в Америке.

 

— То есть вы вкладываете частные деньги в проект, он выходит, зарабатывает в прокате и за счет продаж на платформы, а прибыль идет не в карман, а уже в новый проект?

— В целом схема так и работает. Но при этом сейчас мы увеличиваем объем производства, поэтому есть и, скажем так, потребности в новых инвесторах. Мы работаем над привлечением новых инвестиций в последние годы.

— Когда вы говорите об увеличении объемов производства, о каких цифрах речь?

— В несчастном 2020 году, который подкосил планы ковидом, у нас должно было быть снято, если не ошибаюсь, пять фильмов. В результате «Возрожденные» сдвинулись на 2021 год, Bloat передвинулся на 2022-й, потому что Япония была последней страной, которая сняла все ограничения. Еще несколько фильмов вообще не пошли в производство — где-то инвесторы потерялись, где-то у режиссера изменилась ситуация. В 2023 году хотелось бы настроить производство на уровне пяти фильмов в год. Сейчас одна картина в производстве, а Bloat — в постпродакшене. Надеюсь, до конца этого года у нас будет еще два-три англоязычных фильма в cкринлайф-формате.

 

— На заре cкринлайфа казалось, что Bazelevs будет продавать формат другим продакшенам в России и на Западе, чтобы люди как бы подхватили идею и этот киноязык. Насколько я понимаю, компания избрала стратегию популяризации?

— Можно сказать и так. Дело в том, что cкринлайф невозможно запатентовать и, как следствие, продавать. Мы пошли по образовательному пути. У нас был совместный с Высшей школой экономики и Высшей школой кино «Арка» курс фильммейкинга, у которого было три выпуска. Был небольшой продюсерский курс вместе с Московской школой кино. Мы также написали учебник по cкринлайфу — не технологически, а с точки зрения киноязыка и особенностей производства. Прошла большая образовательная программа в Ливерпуле (Великобритания), где мы делали совместно с British Film Institute конкурс cкринлайф-идей, а затем провели два выпуска cкринлайф-акселератора. Молодые кинематографисты проходили курс в течение 16 недель и делали свои короткометражки. Сейчас, кстати, на основе одной из этих короткометражек у нас в производстве полнометражный фильм. 

Эту образовательную деятельность мы продолжаем и надеемся, что еще в нескольких странах будут запущены подобные программы. Но даже там, где их нет, Тимур читал лекции про cкринлайф — у нас были выступления в Америке на фестивале SXSW и в Австралии. В общем, везде, где есть возможность, мы стараемся рассказывать про этот киноязык и его особенности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+