К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исследование: женщины все чаще опережают мужей по зарплате и больше занимаются домом

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Исследование Pew Research Center показало: женщины все чаще становятся основными кормильцами в семье. Но и основной груз домашних дел — тоже на них

Согласно свежему отчету исследовательского центра Pew, финансовое влияние женщин в разнополых браках растет. Но несмотря на то, что у многих женщин зарплаты сопоставимы с заработком мужей или превышают его, эти же самые данные свидетельствуют о том, что разделение домашнего труда остается неравным и женщины по-прежнему тратят на домашние заботы и уход за близкими больше времени, чем их супруги-мужчины.

Новый отчет исследовательского центра Pew показывает, что за период с 1972-го по 2022 год доля женщин, которые являются единственным или основным кормильцем своей семьи, увеличилась втрое с 5% до 16%. За эти же годы доля «финансово эгалитарных» браков, то есть партнерств, где оба супруга приносят 40–60% общего семейного дохода, выросла с 11% до 29%. В таких парах исследователи нашли пренебрежимо малый разброс зарплат: жены в подобных союзах в среднем получают $60 000 в год, а их мужья ― $62 000.

Пока растет число финансово равных партнерств и кормильцев в лице женщин, уменьшается доля браков, где основным источником дохода является заработок мужчины. Так, в 1972 году мужья приносили львиную долю семейного дохода в 85% разнополых браков. Сегодня же этот показатель составляет 55%.

 

Старший экономист исследовательского центра Ричард Фрай говорит Forbes, что с учетом последних тенденций в структуре занятости и заработка женщин для многих результаты оказались откровением. В марте специалисты Pew сообщали, что разброс зарплат по гендерному признаку уже два десятилетия подряд остается почти неизменным, и Фрай указывал на данные по найму, согласно которым участие замужних женщин на рынке трудоустройства достигло пика в конце 1990-х, а в последующие годы немного сократилось.

«Если рассматривать более обширные тенденции настоящего времени, я бы не стал ожидать дальнейшего повышения авторитета женщины в браке по доле вклада в семейный бюджет, ― отметил эксперт. ― Но авторитет все равно растет».

 

По словам Фрая, ключевая причина в том, что в последние годы женщины получают высшее образование чаще, чем мужчины, и на них теперь приходится бóльшая доля рабочей силы с дипломом колледжа. Экономист объясняет, что на заработок, как правило, «сильно влияет» уровень образования человека: «Доля браков, где жена образована лучше своего избранника, растет. Показатель повышается последние 50 с лишним лет».

К тому, чтобы обгонять своих мужей по зарплате, женщины расположены не в одинаковой мере. Специалисты Pew выяснили, что в отличие от представительниц белого, азиатского либо латиноамериканского населения куда чаще столько же, сколько муж, либо больше, в браке зарабатывают темнокожие женщины. Здесь опять-таки важным стимулом является уровень образования, ― темнокожие девушки оканчивают высшие учебные заведения чаще мужчин, ― но, по словам Болы Сокунби, основательницы сообщества по ведению персональных финансов Clever Girl Finance, не последнюю роль играет и предпринимательская жилка: «Темнокожие женщины открывают больше бизнесов, чем любая другая категория женского населения. Они стремятся брать инициативу в собственные руки».

Возможно, женщины и забирают финансовое влияние себе, но полной реализации их экономического потенциала могут помешать неравное распределение обязанностей по дому и уходу за родными. Исследователи Pew выяснили, что в браках, которые по всем остальным параметрам вполне эгалитарны, мужчины тратят на досуг и отдых больше времени (25,2 часа в неделю), чем женщины (у них в среднем 21,6 часа). У этих же жен набирается около 4,6 часов работы по дому, хотя у их мужей ― всего 1,9 часа. А если вспомнить о детях, то разрыв только усиливается: в семьях с несовершеннолетними женщины тратят 12,2 часа в неделю на уход за близкими; их мужья ― лишь девять часов.

 

И хотя в новом отчете Pew не отражено отношение женщин к большей нагрузке дома, исследование указывает на недовольство, которое может возникать, когда супруга зарабатывает больше денег, чем ее муж. Почти половина всех опрошенных американцев (48%) заявила, что, по их мнению, большинство мужей в разнополых браках хочет зарабатывать больше, чем жены. Результаты опроса логически совпадают с другими исследованиями, показавшими, что по мере того, как жены начинают приносить домой больше 40% семейного бюджета, среди мужчин повышается уровень эмоционального стресса.

Бола Сокунби сама на первых порах брака была основным кормильцем семьи, пока ее муж доучивался в колледже. Как полагает предпринимательница, в том, что из-за неравного заработка у кого-то из партнеров может взыграть эго, нет ничего удивительного, но главное ― выстраивать «эффективную коммуникацию» по денежному вопросу и разделению домашних обязанностей.

Она также уверена: обществу в целом стоит быстрее свыкнуться с мыслью о том, что женщины могут много зарабатывать. «Кажется, порой неприятие исходит совсем не из семьи, а из внешнего мира, ― добавляет Сокунби. ― От женщин ждут, что они будут занимать определенное место в обществе ― вне зависимости о того, принимаем мы это или нет».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+