К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эксплуатация и сексуализация: за что критикуют детские конкурсы красоты

Фото Evan Hurd / Sygma/ Corbis via Getty Images
Фото Evan Hurd / Sygma/ Corbis via Getty Images
Несмотря на дискредитирующие скандалы вокруг взрослых конкурсов красоты (здесь и объективация женщин, и сексуальные домогательства), есть люди, которые готовы погружать в эту сферу собственных детей (в первую очередь девочек) с малых лет. Рассказываем о феномене детских конкурсов красоты и о том, как они становятся местом реализации родительских амбиций

Как появились детские конкурсы красоты

Детские конкурсы красоты существуют как минимум с 1855 года — тогда известный цирковой предприниматель и бизнесмен Финеас Тейлор Барнум организовал конкурс под названием «Национальное шоу младенцев», в котором участвовали 143 ребенка. После успеха в Нью-Йорке Барнум организовал детские шоу в Бостоне, Олбани, Цинциннати и Балтиморе, и «бэби-парады» стали хитом по всей Америке. В 1904 году Томас Эдисон даже выбрал это событие в качестве сюжета для одного из своих первых фильмов.

В начале XX века в США стали популярны конкурсы «Лучший ребенок», которые обычно проводились на американских ярмарках. Соревнования были частью более крупного движения за благополучие младенцев, которое стремилось бороться с высокими показателями детской смертности и заболеваемости. Судьи оценивали рост, массу, симметрию тела, качество кожи, а также энергичность ребенка, выражение лица, внимательность. Шоу преподносилось как попытка обучить родителей новым способам воспитания и защиты своих детей от болезней. Победители получали денежный приз. В 1915 году в конкурсе участвовали около 200 000 детей по всей стране.

Участницы детского конкурса красоты «Лицо ангела» (Фото Lisa Wiltse·Corbis via Getty Images)

Конкурсы «Лучший ребенок» и детские парады прервались в 1950-х годах из-за распространения полиомиелита. В 1961 году состоялся первый детский конкурс красоты. Каждое лето с 1961 по 1971 год в парке развлечений Палисейдс в Нью-Джерси еженедельно проводили мероприятие «Маленькая мисс Америка». Его огромный успех не остался незамеченным предпринимателями, и по всей стране стали возникать региональные детские конкурсы красоты. Вскоре они стали имитировать состязания для взрослых: маленькие участницы соревновались в таких же категориях, например, «Талант» и «Одежда для вечеринки» (детский эквивалент вечерней одежды). 

 

Как детские конкурсы красоты проходят сейчас

Зародившиеся в США конкурсы красоты для детей продолжают быть очень популярными у себя на родине. В Америке регулярно организуют сотни конкурсов красоты, в которых могут участвовать дети возрастом от нескольких месяцев до 16 (иногда 18) лет. Соревнования проходят в разных возрастных категориях. Конкурсы бывают «натуральные» (natural) и «гламурные» (glitz). Последние предполагают яркий мейкап у участников. Соревнования могут иметь специфические требования и включать разные состязания: тематические дефиле, конкурс костюмов и талантов, ответы на вопросы жюри, конкурс фото.

Ради этих конкурсов родители тратят тысячи долларов не только на костюмы и косметику, но и на подготовку детей. В нее могут входить тренировки со специальными коучами, услуги визажиста, парикмахера, профессионального хореографа и других специалистов, делающих из девочек «принцесс». Для участия также надо платить взнос, а победители обычно получают денежный приз.

 

Детские конкурсы красоты в США вышли на уровень телевидения. Шоу «Коронованные детки» транслировали на канале TLC с 2009 по 2016 год — каждую неделю оно в среднем собирало 1,3 млн зрителей (его успех породил ряд спин-оффов, например реалити-шоу «Мамы в танце» и «Милашка Бу-Бу»). Участницы шоу «Коронованные детки» становились настоящими звездами, одна из самых известных историй успеха — триумф Изабеллы Баретт. Свой первый миллион она заработала в семь лет, а в 16 лет уже владела двумя брендами одежды, ее состояние оценивалось более чем в $2 млн.

В некоторых странах, например во Франции, организация таких соревнований запрещена законом — за это можно получить два года тюрьмы или большой штраф. 

Изабелла Барретт — звезда конкурса «Коронованные детки» во время фотосессии на Таймс-сквер (Фото Andy Kropa·Getty Images)

В России детские конкурсы красоты также проводятся и на региональном, и на федеральном уровнях. По словам родителей участниц, российские конкурсы красоты предполагают более строгие правила в отношении одежды и косметики, чем американские. На некоторых конкурсах достаточно оплатить проживание в отеле, но некоторые требуют взноса за само участие — например, чтобы участвовать в конкурсе «Мини Мисс и Мини Мистер России», нужно заплатить 25 000 рублей. Российские конкурсы обычно проходят в несколько этапов: визитная карточка, выход в вечернем платье или национальном костюме, творческий номер и награждение.

 

В феврале 2014-го законопроект о запрете детских конкурсов красоты внесли в Госдуму, но его не поддержало правительство. С детскими конкурсами красоты в основном борются чиновники на региональном уровне. Чаще всего российские политики и общественные деятели, которые выступают против конкурсов, апеллируют к «развращению» малолетних девочек, которых пытаются превратить во взрослых женщин, нанося вульгарный макияж и одевая их в откровенные наряды. В 2014 году запрет на конкурсы поддержали петербургские депутаты, в 2013 году в Тюмени удалось добиться отмены конкурса «Топ-модель по-детски»; детские конкурсы красоты запрещены в Краснодарском крае и Татарстане.

За что критикуют детские конкурсы красоты

Родители наносят участницам тонны макияжа, водят их в солярий, накладывают волосы, ресницы, ногти, зубы, а иногда доходят и до совсем радикальных мер. В 2011 году стало известно, что мама одной из участниц американского конкурса красоты Керри Кэмпбелл делала инъекции ботокса своей восьмилетней дочери Бритни, чтобы та «выглядела лучше» своих соперниц. Из-за этого она лишилась родительских прав. В 2014 году во Флориде мама одной из участниц кормила дочь ленточными червями, чтобы та успела похудеть к конкурсу.

Бывшая участница британского конкурса красоты для детей Брук Бридвелл вспоминает свое детство: «В пять я хотела только играть на улице с друзьями и копаться в грязи. Но моя мама оторвала меня от друзей и превратила из сорванца в королеву красоты. Я ненавидела макияж, лак для волос и поддельные зубы. Но больше всего я ненавидела, когда меня заставляли ходить в солярий, я каждый раз плакала. Это было три раза в неделю по 20 минут». 

Уже упомянутое шоу «Милашка Бу-Бу» было посвящено семье и повседневной жизни Аланы Томпсон, шестилетней участницы конкурса, ранее принимавшей участие в «Коронованных детках». Позже выяснилось, что ее мать Джун Томпсон поила дочь напитком под авторским названием Go Go Juice (смесь газировки и энергетика), чтобы девочка была поактивнее. За это ее обвинили в жестоком обращении с ребенком. 

Участница российского детского конкурса красоты Даяна Бекоева вспоминает о своем опыте: «Доходило до того, что [жюри] нам салфетками проводили по лицу — проверяли, сколько на нас косметики, дергали за косы, чтобы посмотреть, у кого они искусственные, у кого — настоящие. Коса другой девочки осталась в руке одного из членов жюри».

 

Детские конкурсы красоты часто критикуют за то, что они учат девочек видеть в своей внешности источник успеха, призов и внимания. Психолог Кендрик Карлтон говорит: «По сути, детские конкурсы красоты — это обучение девочек тому, что лучшее, что они могут сделать — это рассматривать себя как совокупность частей тела. И то, что взрослые делают такой акцент на их внешности, в будущем приводит к расстройствам пищевого поведения, проблемам с самооценкой и отношениями». Бывшая участница американских конкурсов красоты Хайди Геркин рассказывала, что конкурсы серьезно повлияли на ее самооценку, так как все детство кто-то постоянно оценивал и комментировал ее внешность: «Я выиграла конкурс, но после этого судья сказал: «Никогда больше не носи распущенные волосы, у тебя торчат уши». И по сей день мне некомфортно с распущенными волосами».

Юные участницы конкурса красоты Under the Big Top (Фото Lisa Wiltse·Corbis via Getty Images)

Также Хайди Геркин признавалась, что соревнования испортили ее отношения с женщинами, так как в детстве ее учили относиться к другим девочкам как к соперницам: «В мире конкурсов вы можете воспринимать кого-то как своего друга, а затем они ищут слабости и обращают это против вас. Ты никогда не знаешь, кто на самом деле твой друг». 

Родители могут оказывать давление на своих детей, требуя победы, из-за чего проигрыш воспринимается как большой провал. «Понемногу это подрывает вашу уверенность в себе. Поскольку моя мама тратила столько денег на соревнования, на меня всегда оказывалось огромное давление, чтобы я побеждала», — рассказывала о своем опыте участница детских конкурсов Брук Бридвелл. 

В шоу «Коронованные детки» были родители, которые намеренно превращали своих детей в секс-символы. В 2011 году вышел эпизод с участием трехлетней девочки, одетой как героиня Джулии Робертс в фильме «Красотка». Тогда же другая четырехлетняя участница пародировала кантри-певицу Долли Партон — мать конкурсантки надела на ребенка накладную грудь и в облегающее платье.

 

К проблеме сексуализации детей на конкурсах красоты было привлечено пристальное внимание, когда в 1996 году была убита шестилетняя Джонбенет Рэмси. Ее тело было найдено в подвале ее дома в Колорадо, смерть наступила в результате удушения, и на теле были обнаружены следы изнасилования. Несколькими месяцами ранее она появилась на телевидении в довольно откровенном наряде с полным макияжем. «Я всегда думал, что это был педофил, который заметил сестру на одном из конкурсов,» — рассказывал впоследствии ее брат. На конкурсы красоты незамедлительно обрушился шквал критики со стороны СМИ и общественных организаций, однако конкурсы до сих пор проводят и транслируют по телевидению.

Джонбенет Рэмси (Фото DR)

Почему родители продолжают это делать

Несмотря на критику детских конкурсов красоты, родители участниц неустанно их защищают и пытаются доказать, что эти соревнования оказывают положительное влияние на детей. В американском слэнге даже есть выражение pageant mom, оно характеризует матерей, которые заставляют своих детей проходить через эти испытания, отрицая их вред для детей.

Сторонники конкурсов утверждают, что они помогают детям развивать уверенность в себе, тренируют стремление к победе, учат заводить друзей и что эти конкурсы ничем не отличаются от спортивных или музыкальных соревнований. Например, Карри Джонс из Техаса, мама участницы детского конкурса красоты, говорит: «Я пытаюсь научить Меган публичным выступлениям. Когда она была маленькой, она была очень застенчивой». Кристин Шерман, чья восьмилетняя дочь стала моделью для осенней обложки журнала Pageant World в 1996 году, сказала, что мир детских конкурсов «вытаскивает многих детей из их скорлупы»: «Моя дочь занимается этим с 11 месяцев. Она танцует и поет, имеет несколько национальных титулов. Я думаю, что конкурсы — это здорово, потому что у детей появляется позитивное отношение к себе».

Критики родителей, которые отправляют своих детей на конкурсы красоты, часто обвиняют их в том, что те пытаются самореализоваться за счет детей. Бывшая участница детских конкурсов красоты Кристал Браун-Татум, вспоминая свой опыт, говорит: «Я видела, как мамы брали вторые ипотечные кредиты под залог дома, чтобы купить платья. Люди жили в трейлерных парках, но тратили тысячи долларов на конкурсы. Честно говоря, я думаю, что многие мамы поднимают самооценку за счет своих дочерей. Быть в маленьком городке королевой красоты — это честь».

 

Психотерапевт Мартина Кэтрайт считает, что родители теряют способность отличать свои потребности в успехе от потребностей ребенка. Кэтрайт ездила на конкурсы красоты, чтобы исследовать феномен pageant moms: «Сегодняшние конкурсы красоты — это многомиллиардная индустрия. Вступительные взносы в сочетании с экстравагантными костюмами и гримом увеличивают траты участников до нескольких сотен, если не тысяч долларов. Многие родители принимают рискованные финансовые решения». По словам психолога, такие родители готовы пойти на все эти жертвы ради редкого шанса хоть как-то прославиться.

Изнуренная участница отдыхает во время детского конкурса красоты «Лицо ангела» (Фото Lisa Wiltse·Corbis via Getty Images)

Во время подготовки к детским конкурсам красоты девочки часами занимаются с тренерами, родители часто лишают их отдыха. Например, Кэтрайт рассказывает: «У маленьких участниц, которых я видела, был очень напряженный график. Конкурсы начинались в 10 утра, но дети вставали очень рано, чтобы сделать прическу и макияж и одеться. Конкурс продолжался примерно до 14:00 без перерывов. Дневной сон не одобрялся, чтобы волосы и платье не растрепались. Некоторые мамы рассказывали мне, что они давали дочерям сахар и кофеин, чтобы те не засыпали». Из-за таких условий многие критики детских конкурсов красоты придерживаются точки зрения, что это не что иное, как детский труд. Однако законы многих стран об эксплуатации детского труда, в частности в США, не распространяются на детские конкурсы красоты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+