К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Денежная энергия: как богатые наследницы умножают капиталы

Доминика Кульчик (Фото Piotr Porębski / CC BY-SA 2.0 / Wikipedia)
Доминика Кульчик (Фото Piotr Porębski / CC BY-SA 2.0 / Wikipedia)
После смерти отца миллиардерша Доминика Кульчик вложила часть своего состояния в предприятие по производству зеленой энергии, от которого хотел отказаться ее брат, — и теперь она богаче его. Рассказываем о женщинах, которые хоть и не заработали свое состояние сами, смогли приумножить наследство

Восседая на ярко-оранжевом диване в своем офисе в лондонском Мишлен-Хаусе, эклектичной бывшей штаб-квартире шинной компании, Доминика Кульчик бурно жестикулирует, обсуждая любимую тему. «Я за женскую энергию», — говорит наследница одного из крупнейших состояний в Восточной Европе. На ней красное «менструальное» платье в поддержку кампании по убеждению парламента Польши принять закон о бесплатных гигиенических прокладках в школах. Рассказывая о том, как патриархат усугубляет изменение климата, она наклоняется так далеко вперед, что чуть не падает.

45-летняя Кульчик 10 лет была замужем за польским князем Яном Любомирским-Ланцкороньским, затем развелась. Семь лет назад, через три года после развода, она приехала в Лондон.  В 2020 году Кульчик купила таунхаус площадью 25 000 квадратных футов за $75 млн недалеко от Harrods.

«Все, что я делаю, — это то, во что я верю. Я не позволяю себе сомневаться и пытаюсь сделать это заразительным», — говорит она. Большую часть своей взрослой жизни она верила в документальные фильмы — приняла участие в создании  более 70, в том числе  «Обвиненных в колдовстве» (2017), «Прошу перемен» (2019) и «Борьбы за милосердие» (2023). Не стоит принимать ее за самодовольного дилетанта: хотя она, как и большая часть женщин-миллиардеров, унаследовала свое состояние, немногие активно увеличивают свое состояние — и Кульчик в их числе. Притом что даже покойный отец не ожидал от нее участия в бизнесе.

 

Ян Кульчик, который был самым богатым человеком в Польше с состоянием $4 млрд на момент своей смерти в 2015 году, готовил к управлению семейными инвестициями в нефть, газ, недвижимость и пивоварение своего сына Себастиана. Доминика занялась управлением благотворительным фондом, который она основала в год развода. «Мне говорили: «Эй, мы зарабатываем деньги, а ты их тратишь», — вспоминает она.

Но внезапная смерть отца из-за осложнений после небольшой операции на сердце запустила цепочку событий, которые привели к тому, что Доминика рассталась с братом и удвоила инвестиции в компанию Polenergia, которая занимается возобновляемыми источниками энергии. «Я человек, который считает, что энергия — это все, что есть, — говорит она о своем решении. — Все есть энергия».

 

С тех пор акции этого публично торгуемого независимого производителя электроэнергии выросли примерно в четыре раза. Сейчас рыночная капитализация компании составляет $1,2 млрд (Доминике принадлежит 43%). Компания только что открыла вторую по величине ветровую электростанцию в Польше, обеспечивающую электроэнергией 183 000 домов, — идеальное время, учитывая лихорадочный поиск в Европе альтернатив российской нефти и газу. Сегодня состояние Кульчик оценивается в $1,9 млрд. Это ниже, чем $2,1 млрд в 2021 году, но на $500 млн больше, чем состояние ее брата Себастиана. Он отказался дать комментарий для этой статьи.

Путь Кульчик к климатическому капитализму начался в 2017 году. Она снимала документальный фильм в Колумбии, когда ей позвонил генеральный директор Polenergia, входившей в обширный инвестиционный портфель, который унаследовали она и ее брат. Компания оказалась на грани краха из-за закона, который сделал почти невозможным строительство новых ветряных электростанций в Польше. Вместо того чтобы вкладывать больше денег в бизнес с большими долгами, Себастиан хотел его продать. «Помню, я была так зла! Я кричала как сумасшедшая, — говорит Кульчик. — Интуиция подсказывала: «Дорогая, ты должна остановить [потенциальную продажу]! Это твое будущее».

Формально брат и сестра были совладельцами Kulczyk Investments. Но 43-летний Себастиан руководил фирмой с 2013 года. А Доминике, хотя и предоставили место в консультативном совете, не разрешали, по ее словам, присутствовать на его заседаниях или «говорить о делах». «Каким-то образом я мирилась с тем, что до того момента у меня не было возможностей заниматься созиданием того, что тоже было моим», — говорит она. 

 

Решив спасти Polenergia, Доминика заключила сделку с братом. Вместо того чтобы делить все наследство 50 на 50, она получила почти ничего не стоящую в то время долю в Polenergia, а Себастиан — остальную часть Kulczyk Investments, включая доли в польской химической группе Ciech и нефтяной компании Serinus Energy. Polenergia была огромным риском, но у Кульчик была серьезная подстраховка: около $1,4 млрд от продажи в 2016 году 3% семейной доли в южноафриканском пивном гиганте SABMiller (эти деньги до сих пор составляют основную часть ее состояния).

Потуже затянув пояс, Polenergia удержалась на плаву. Но ее акции просели, а вскоре последовало еще одно испытание. В мае 2018 года контролируемый государством энергетический гигант Polska Grupa Energetyczna (PGE) предложил купить компанию примерно за $170 млн. Это заинтересовало инвесторов, и акции взлетели. Но Кульчик, решившая сохранить контроль и получить прибыль от вложенных в Polenergia «пивных» денег, ответила более высоким предложением, что позволило оценить компанию в $250 млн. PGE отступил.

Но Доминика понимала, что не сможет постоянно покупать себе выход из неприятностей. Последовав по стопам отца, она нашла партнера, который был «больше и лучше». В феврале 2021 года она за $175 млн продала 23% акций Polenergia компании Brookfield Renewable Partners, «дочке» Brookfield Asset Management канадского миллиардера Брюса Флэтта. Позже Brookfield купила еще 9% компании.

Спасенная Доминикой Кульчик Polenergia продолжает строить ветровые электростанции (в соответствии с польским законом, который в настоящее время находится на рассмотрении, запрещающим строить вблизи населенных пунктов), расширяется в сферу солнечной энергетики и смотрит в сторону зеленой водородной энергетики. К сентябрю 2022 года компания получила прибыль в размере $70 млн при выручке $1,7 млрд. Скоро будут введены в эксплуатацию две гигантские ветряные электростанции, которые Polenergia строит в Балтийском море совместно с норвежской Equinor (выручка в 2022 году — $150 млрд). После завершения строительства, которое обойдется обоим партнерам примерно в $4 млрд, она будет ежедневно производить энергетический эквивалент примерно 10 000 баррелей российской нефти. Третья, более крупная морская ветряная электростанция, которая находится в разработке, но пока не имеет прогнозируемой даты завершения, удвоит эту сумму.

С чисто экономической точки зрения «спецоперация»* России на Украине была неоднозначной для Polenergia. С одной стороны, она значительно увеличила спрос на альтернативную энергию в Европе. С другой стороны, компания заявляет, что в прошлом году потеряла около $50 млн дохода из-за волатильности цен на энергоносители и других сбоев на рынке, а также последовавшего государственного контроля над ценами.

 

Однако в долгосрочной перспективе у Polenergia должны быть отличные перспективы. В Польше, одной из наиболее зависящих от угля стран Европы, производство электроэнергии из возобновляемых источников достигло нового рекорда в 2022 году, когда она изо всех сил пыталась закрыть дыру в энергетике. Согласно данным британского аналитического центра Ember, производство ветровой энергии в прошлом году увеличилось в Польше почти на 22% по сравнению с предыдущим годом, в то время как потребление угля сократилось на 2,7%, а использование газа — более чем на 20%.

«Озеленение» энергетики Польши — не единственный способ, которым Кульчик пытается подтолкнуть страну вперед. В мае она планирует представить в польский парламент новый законопроект, который потребует от школ бесплатного предоставления гигиенических прокладок девочкам-подросткам. Исследование, проведенное ее фондом, показало, что более половины из них хотя бы раз прогуливали школу из-за месячных. Тот факт, что девушки испытывают такой стыд и пропускают школу, имеет серьезные последствия, нанося ущерб их способности делать что-то «действительно важное для общества, например заниматься политикой, экономикой или бизнесом, — говорит Кульчик. — Так мы и получаем мужской мир». Но не в том случае, если миллиардерше есть что сказать на этот счет.

Лишь небольшая часть наследниц из списка миллиардеров увеличили унаследованные состояния — либо взяв под свой контроль компанию, сделавшую их семью богатой, либо заработав в одиночку. Вот пять наиболее примечательных.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 
Линси Снайдер
DR

Линси Снайдер

Состояние: $4,2 млрд

Капитал: In-N-Out Burger

Снайдер возглавила семейный бизнес почти случайно. Это должен был сделать ее дядя, унаследовавший семейную компанию от своих родителей, но погиб в авиакатастрофе в 1993 году. Отец Линси был председателем совета директоров в течение шести лет, параллельно боролся с опиоидной зависимостью после аварии на мотоцикле и умер в 1999 году в возрасте 48 лет. У самой Линси в молодости тоже был период употребления алкоголя и наркотиков. Она пережила три развода и не закончила колледж. Заняв пост президента в 2010 году в возрасте 27 лет, Линси начала медленную, но неуклонную экспансию на Запад, открыв более 80 магазинов и утроив выручку до примерно $1,7 млрд по состоянию на 2021 год.

Эбигейл Джонсон
Barry Chin·The Boston Globe via Getty Images

Эбигейл Джонсон

Состояние: $21,6 млрд

Капитал: Fidelity

Представитель третьего поколения Джонсонов, Эбигейл много лет училась бизнесу у своего отца, Эдварда Джонсона III, прежде чем в 2014 году стала генеральным директором Fidelity, а два года спустя — председателем совета директоров. Под ее руководством эта бостонская компания более чем удвоила активы, находящиеся в управлении, — с $1,7 трлн до почти $4 трлн.

Ли Бу Джин
YONHAP·EPA

Ли Бу Джин

Состояние: $3,2 млрд

Капитал: Samsung

Дочь покойного патриарха Samsung Group Ли Кун Хи (он умер в октябре 2020 года) Ли Бу Джин управляет империей отца вместе со своей матерью и двумя сиблингами. Местная пресса прозвала ее «маленькой Кун Хи». В 2010 году стала генеральным директором дочерней компании Samsung Hotel Shilla, роскошного отеля и оператора беспошлинной торговли (в 2022 году его выручка составила $1 млрд) и возглавила его зарубежную экспансию. Ранее она также занимала пост президента и советника в Samsung C&T, которая была первой компанией бренда Samsung, а сейчас, по сути, является холдингом и принадлежит семье Ли.

Эми Адамс Странк
Wesley Hitt·Getty Images

Эми Адамс Странк

Состояние: $1,7 млрд

Капитал: Tennessee Titans

Адамс Странк — представительница небольшой, но растущей группы женщин, владеющих командами Национальной футбольной лиги. Она активно занималась преобразованием команды, которую основал ее отец Бад Адамс еще в 1960-х и которая изначально называлась «Хьюстон Ойлерз». По оценкам Forbes, с 2015 года, когда Эми Адамс Странк стала контролирующим владельцем, стоимость Tennessee Titans увеличилась более чем вдвое, с $1,5 млрд до $3,5 млрд. В период с 2016 по 2021 год команда одержала шесть побед подряд.

Мэгги Харди Нокс
84 Lumber

Мэгги Харди Нокс

Состояние: $2,7 млрд

Капитал: строительные материалы

В 1992 году Нокс было всего 26 лет, когда она возглавила 84 Lumber, поставщика строительных материалов. Эту компанию основал ее отец Джон Харди, но никто из трех других его детей не хотел этой работы. За прошедшие 30 лет Мэгги спасла 84 Lumber от банкротства и увеличила выручку с $1 млрд почти до $8 млрд.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+