К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Женская лига: как самые богатые владелицы команд меняют американский футбол

Эми Адамс Странк (Фото Wesley Hitt / Getty Images)
Эми Адамс Странк (Фото Wesley Hitt / Getty Images)
Зачастую владелицами футбольных клубов женщины становятся, получая их в наследство от отцов, мужей или братьев. Однако в современном мире некоторые сами стали покупать свои доли. Эми Адамс Странк своим примером демонстрирует, как женский взгляд меняет американскую футбольную лигу

Перед стартом нового сезона Национальной футбольной лиги (профессиональной лиги американского футбола), который команда «Теннесси Тайтанс» открывала домашним матчем против команды «Нью-Йорк Джайентс», владелица клуба Эми Адамс Странк почти два часа общалась с болельщиками, собравшимися около стадиона Nissan в городе Нашвилле (штат Теннесси). «Господи, это она!» ― закричала одна из фанаток клуба и попросила с ней сфотографироваться.

Эми Адамс Странк говорит, что общение с фанатами ― ее любимое занятие в статусе владелицы команды. Клуб основал ее покойный отец Бад Адамс еще в 1960 году, изначально назвав его «Хьюстон Ойлерс». Эми Адамс Странк владеет контрольным пакетом акций клуба с 2015 года. «Для меня фанаты ― не толпа людей, ― уверяет она. ― Я из тех, кто к каждому подойдет и каждого поблагодарит».

Эми Адамс Странк 66 лет, и благодаря 50%-ной доле в «Теннесси Тайтанс» ее состояние оценивается в $1,6 млрд. В последние годы среди владельцев спортивных команд становится все больше женщин: из 32 клубов лиги в 18 они владеют той или иной долей, в 10 клубах являются либо ключевыми акционерами, либо совладелицами. Большинство женщин унаследовали команды от своих отцов, братьев или мужей либо купили их совместно с мужьями, как в случае Ким Пегулы («Баффало Биллс») и Ди Хаслам («Кливленд Браунс»).

 

«50% наших болельщиков ― женщины, ― подчеркивает Эми Адамс Странк, которую верные поклонники «Теннесси Тайтанс» называют мамой. — Если ты никогда не играл в американский футбол, это не значит, что ты не знаешь правил игры. Кроме того, у нас уникальные перспективы достучаться до женской аудитории».

Пока некоторые владелицы клубов НФЛ, получившие их по наследству, делегируют управление, Адамс Странк не только самостоятельно руководит «Теннесси Тайтанс», но и обеспечивает команде впечатляющие доходы. Начиная с 2016 года прошло шесть успешных сезонов. Три года назад Эми Адамс Странк помогла провести отборочный этап НФЛ в городе Нашвилл и очень надеется, что когда-нибудь там же состоится Супербоул (финальная игра за звание чемпиона НФЛ). 

 
Юная Эми Адамс Странк (в центре) получает автограф от обладателя Трофея Хайсмана и полузащитника «Хьюстон Ойлерс» Билли Кэннона (Фото TENNESSEE TITANS)

Ее отец о таком не мог даже и мечтать. Бад Адамс, скончавшийся в 2013 году (в возрасте 90 лет), был настоящей легендой американского футбола. Представитель индейского народа чероки сколотил состояние на нефти и сыграл немаловажную роль в создании Американской футбольной лиги, а также основал клуб «Хьюстон Ойлерс», потратив на это всего $25 000. В 1997 году мэрия Хьюстона отказалась выделять деньги на новый стадион взамен старого «Астродоума», и предприниматель перевез команду в провинциальный Нашвилл — там она обосновалась на новой городской площадке вместимостью 69 000 зрителей.

«Для нашего города это был судьбоносный момент, ― вспоминает Бутч Спиридон, генеральный директор агентства Nashville Convention & Visitors Corp, которое занимается маркетингом и позиционированием Нашвилла в сфере туризма. ― Весь спортивный мир пребывал в шоке, а Нашвилл поверил в себя».

Кончина Бада Адамса привела к борьбе за право управлять «Теннесси Тайтанс». Владение клубом было поделено между его дочерями (Эми Адамс Странк и Сьюзи Адамс Смит), женой и племянниками. После семейных разборок Эми Адамс Странк вместе с племянниками взяла контроль над командой в свои руки. «Это было трудное решение, ― признается она, ― но наследие моего отца было для нас крайне важным делом».

 

Адамс Странк выросла на американском футболе, хотя ее отец не хотел, чтобы дочери работали на клуб. Раньше она владела несколькими центрами по продаже автомобилей и нефтяными разработками, а еще разводила лошадей (на семейном ранчо в Техасе у нее до сих пор несколько десятков скакунов и множество подобранных с улицы собак). «Я вообще никогда не думала, что буду руководить футбольной командой», ― удивляется собственница «Теннесси Тайтанс».

Взяв на себя бразды правления клубом, она стала тесно сотрудничать с племянником Кеннетом Адамсом IV, который работал на команду с 2007 года еще под началом ее отца, а также со Стивом Андервудом, которого она вытянула с пенсии на должность руководителя. 38-летний Кеннет Адамс IV теперь является членом совета директоров клуба и говорит, что его тетя и другие женщины, управляющие командами НФЛ, делают это совершенно иначе: «Я считаю, что это на пользу НФЛ».

Нашвилл, вперед: Адамс Странк помогла привезти отбор НФЛ в свой родной город. В 2019 году на этап в Нашвилле съехались 600 000 зрителей (Фото Frederick Breedon·Getty Images)

Кроме того, Эми Адамс Странк привела нового управляющего Джона Робинсона, который стал прямо указывать на проблемы команды на поле. А еще потратилась на новое оснащение клуба (включая крытый тренировочный центр) и новую форму спортсменов. «Когда становится очевидной необходимость что-то исправлять, то нужно, чтобы кто-то говорил горькую правду, ― рассуждает владелица команды. ― Если не знаешь, что делать, то ничего само собой не решится».

Готовность тратить деньги отличает Эми Адамс Странк от ее экономного отца. И хотя в решении проблем она бывает жесткой, бывший игрок «Теннесси Тайтанс» Джевон Керс (он играл на позиции дефенсив-энд — в американском футболе она находится по краям линии защиты) отмечает, что на фоне остальных владельцев команд Адамс Странк выделяется особой теплотой в общении. «Она подошла ко мне и обняла, ― рассказывает он. ― Некоторые собственники приходят только за деньгами. А Эми приносит с собой частичку любви».

И любовь окупается сполна. По расчетам Forbes, с 2015 года стоимость клуба выросла в два с лишним раза — с $1,5 млрд до $3,5 млрд при годовом доходе порядка $481 млн. Таким образом, при нынешней средней стоимости команды НФЛ в районе $4,5 млрд и рекордной капитализации «Даллас Ковбойс» на отметке $8 млрд «Теннесси Тайтанс» уверенно занимает 27-е место из 32 в рейтинге самых дорогих клубов Национальной футбольной лиги. Благодаря резкому росту доходов и прибыли клубы НФЛ сейчас в среднем стоят $4,47 млрд, это на 28% больше, чем год назад.

 

Эми Адамс Странк объясняет свой успех тем, что не имеет предубеждений по поводу того, как нужно управлять командой. «Даже если «всегда так делали», это еще не единственно верный способ», ― убеждена Странк, добавляя, что зачастую проще прийти в дело со смелыми идеями извне. «Мы нередко называем себя 60-летним стартапом», ― шутит генеральный директор клуба Берк Найхилл, занявший руководящую должность два года назад.

Важнейшим вопросом, который волновал ее отца, был новый крытый стадион. Его строительство оценивается более чем в $2 млрд, но мэрия еще не решила вопрос с финансированием из бюджета. По оценке Forbes, когда проект будет реализован, «Теннесси Тайтанс» подорожает на $300 млн. Чтобы оплатить свою часть стройки (собственные ресурсы клуба и кредит от НФЛ покроют не менее $700 млн), семья продаст некоторые активы. Эми Адамс Странк уверена, что на новом стадионе можно будет проводить не только матчи «Теннесси Тайтанс», но также концерты и, разумеется, Супербоул (грандиозную игру с рекламными паузами стоимостью $7 млн). Но даже без Супербоула предпринимательница верит, что отцу ее работа пришлась бы по душе. «Мне кажется, если бы он видел меня сейчас, то очень бы гордился», — говорит Эми Адамс Странк. 

Женщины в спортивном менеджменте

Женщины владеют командами НФЛ вот уже более 70 лет. Первой была Вайолет Бидвилл, в 1947 году получившая в наследство от мужа спортивный клуб «Чикаго Кардиналс». Forbes насчитал как минимум 29 женщин с долями в коллективах НФЛ. Несколько из них, включая Эми Адамс Странк с «Теннесси Тайтанс», уже руководят или помогают руководить клубами. Другие, скорее всего, заявят о себе в будущем.

Например, дочери Джима Ирсэя, владельца команды «Индианаполис Колтс», ― Карли, Кейси и Кален, часто посещающие встречи владельцев клубов НФЛ, ― стали главными собственниками клуба в 2014 году, когда от управления временно отстранили их отца (его признали виновным в вождении в состоянии наркотического опьянения). Недавно отстраненный владелец «Майами Долфинс» Стивен Росс планирует оставить контроль над собственностью за своей дочерью Дженнифер Росс. «Уже подходит новое поколение владелиц спортивных клубов», ― констатирует президент консалтинговой фирмы Sportscorp Марк Гэнис. В списке Forbes ― девять женщин (помимо Эми Адамс Странк), которые в настоящее время являются мажоритарными собственницами или совладелицами команд НФЛ.

 

63-летняя Джоди Аллен ― сестра умершего в 2018 году сооснователя Microsoft Пола Аллена. Является единоличным попечителем трастового фонда, который владеет клубом «Сиэтл Сихоукс», и занимает кресло председателя совета правления команды. Средства с любой продажи клуба пойдут на благотворительность, но минувшим летом Аллен говорила, что команда не продается и что сейчас клуб нацелен на спортивные победы.

Гейл Бенсон, вдова владельца «Нью-Орлеан Сэйнтс» Тома Бенсона, получила команду в наследство в 2018 году (своих детей от лишил наследства). Она не только обладает миллиардным состоянием ($4,7 млрд), но также владеет клубом НБА «Нью-Орлеан Пеликанс», что делает ее единственной женщиной, в собственности которой две крупнейшие спортивные команды. 75-летняя Бенсон крайне вовлечена в деятельность лиги и является членом комитетов НФЛ по аудиту, развитию бизнеса и вопросам Зала славы.

Шейла Форд Хэмп, сестра председателя совета директоров Ford Билла Форда, получила контроль над клубом «Детройт Лайонс» от своей матери Марты Файерстоун Форд в 2020 году. Во время первого сезона в должности руководителя Шейла Форд Хэмп развернула программу по совершенствованию корпоративной культуры. 71-летняя владелица команды уделяет внимание вопросам diversity в руководящем составе (в «Детройт Лайонс» есть несколько темнокожих генеральных управляющих). Шейла Форд Хэмп снискала уважение за то, что поддерживала игрока Колина Каперника (в 2016 году в знак солидарности с движением Black Lives Matter он во время исполнения гимна не встал, а опустился на одно колено; покинув позже команду «Сан-Франциско Форти Найнерс», Каперник не заключил ни одного контракта).

Ди Хаслам вместе с мужем Джимми с 2012 года владеет контрольным пакетом акций клуба «Кливленд Браунс». Вдобавок к членству в профильных комитетах НФЛ по вопросам этики и социальной справедливости 68-летняя Хаслам выступает за кадровое разнообразие в команде. После дисквалификации квотербека Дешона Уотсона и выплаты $5 млн отступных в рамках судебного урегулирования спора с НФЛ, которым завершилось расследование лиги по обвинениям в сексуальных домогательствах (против спортсмена выступили десять массажисток), супружеская чета Хаслам объявила о намерении инвестировать $1 млн в проекты по борьбе с сексуальными домогательствами и половому воспитанию.

 

Вирджиния Халас Маккаски, старшая дочь основателя «Чикаго Беарс» Джорджа Халаса (его еще называют Папа Медведь), унаследовала команду в 1983 году, после его смерти. Ей 99 лет, и она — владелец клуба с самым продолжительным стажем. Сегодня Вирджиния Халас Маккаски занимает должность секретаря совета правления «Чикаго Беарс» и советника собственного сына Джорджа (он занимает пост председателя совета директоров и представляет команду на встречах владельцев клубов НФЛ).

Дженис Макнейр — владелица «Хьюстон Тексанс». Ее покойный муж Боб вернул американский футбол в Хьюстон в 2002 году, а команду она унаследовала в 2018-м. Сейчас ей 85 лет, ее состояние оценивается в $5 млрд, и она руководит клубом в роли соучредителя и старшего председателя совета директоров.

Ким Пегула вместе с мужем Терри купила «Баффало Биллс» в 2014 году. С тех пор она управляет операционной деятельностью команды, а в 2018-м была назначена президентом клуба, став первой женщиной на этой должности — как в Национальной футбольной лиге, так и в Национальной хоккейной лиге (пара также владеет хоккейным клубом «Баффало Сейбрс»). 53-летняя Пегула ― пламенная сторонница diversity в руководстве клуба. 

Таня Снайдер, жена совладельца «Вашингтон Коммандерс» Дэна Снайдера взяла на себя управление в 2021 году, когда разразился сексуальный скандал, связанный с домогательствами в отношении чирлидерш. Женщина успешно поборола рак груди и в 1999 году помогла НФЛ запустить инициативу по борьбе с этим заболеванием под названием Think Pink.

 

Дениз ДеБартоло Йорк получила контроль на клубом «Сан-Франциско Форти Найнерс» в 2001-м, спустя год после отстранения от руководства ее брата Эдварда ДеБартоло-младшего. Миллиардным состоянием ($5,1 млрд) она обладает с 2012 года. Дениз ДеБартоло Йорк является самой состоятельной собственницей среди всех мажоритарных акционеров команд НФЛ. За Йорк и ее мужем Джоном закреплены кресла в совете правления клуба, а их старший сын Джед занимает пост генерального директора.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+