К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Марина Лошак — Forbes: «Я давно решила, что 10 лет — конечная точка»

Марина Лошак (Фото Александра Щербака / ТАСС)
Марина Лошак (Фото Александра Щербака / ТАСС)
Как сообщил 21 марта Минкульт, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак по собственному желанию ушла со своего поста. На должности ее сменит директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. За несколько дней до отставки Марина Лошак рассказала Forbes, что произойдет с музеем западного искусства в изменившихся условиях

20 марта РБК на источниках сообщило, что директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак написала заявление об увольнении. В тот же день — день рождения ее предшественницы Ирины Антоновой — в Итальянском дворике музея был дан концерт Рахманинова. Два соседних кабинета, Антоновой и Лошак, архитектор Александр Бродский связал мостом из стендов, где разместил отзывы посетителей о выставках, которые провел музей под их руководством. Инсталляцию Бродского назвали «Мои полторы комнаты». Так символически Марина Лошак попрощалась с Пушкинским музеем. 

21 марта новость о ее увольнении подтвердилась — Министерство культуры разослало пресс-релиз об освобождении Лошак от должности директора ГМИИ им. Пушкина. 

За несколько дней до этого Марина Лошак дала интервью Forbes о том, как музей будет развиваться в условиях вынужденного разрыва международных связей. После появления сообщений об увольнении Forbes попросил ее прокомментировать это решение.

 

Марина Лошак возглавляла Пушкинский музей с июня 2013 года. В ГМИИ им. Пушкина она перешла с позиции арт-директора Музейно-выставочного объединения «Манеж», где проработала около года. Марина Лошак — известный куратор выставок авангарда и галерист. Возглавляла Московский центр искусств на Неглинной улице, принадлежавший банку «СБС-Агро», работала директором галереи Гари Татинцяна, совместно с Марией Салиной владела галереей «Проун» на «Винзаводе». 

Среди самых громких выставочных проектов Марины Лошак в качестве директора Пушкинского — шесть выставок из коллекции Щукина и Морозовых, проведенных совместно с Эрмитажем и фондом Louis Vuitton в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. Именно в Пушкинском свою коллекцию — музей МАГМА — впервые представил публике миллиардер Вячеслав Кантор. Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» показала опыты осмысления трагедии Второй мировой войны в европейском искусстве. В честь 100-летия Октябрьской революции Пушкинский представил проект «Октябрь», который создал китайский художник Цай Гоцян. Среди знаковых выставок Пушкинского последнего времени — ретроспектива Хаима Сутина из парижского музея Орсэ. «Лондонская школа» из галереи Тейт с работами Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. Ретроспектива Густава Климта и Эгона Шиле из собрания венской Альбертины. Выставка японских гравюр эпохи эдо из японских музеев. «Бывают странные сближенья» куратора Жан-Юбера Мартена — более 400 произведений искусства и предметов из естественно-научных коллекций более чем из 40 музеев и частных коллекций Европы и России.

 

Под руководством Марины Лошак музей открыл новое направление коллекционирования — «Пушкинский XXI», начал формировать коллекцию видео-арта и новых медиа. Заявляя себя как музей современного искусства, в 2017 и 2019 (при поддержке Stella Art Foundation) Пушкинский показывал проекты на Венецианской биеннале.

Присоединив к музею региональную сеть бывших центров ГЦСИ, Пушкинский получил шесть филиалов во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске. В 2016 году музей запустил инклюзивную программу «Доступный музей», стал проводить экскурсии на жестовом языке и тактильные мастер-классы. Объединил и масштабировал все юношеские и детские образовательные программы в общую «Пушкинский.Ю». Открыл новые музыкальные фестивали, онлайн-образовательные программы и запустил проект «Друзья Пушкинского» для коллекционеров — меценатов музея.

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Фото Никеричева Андрея / Агентство «Москва»)

— Как давно вы приняли решение уйти с должности директора? 

 

— Давно. Я давно решила, что 10 лет — конечная точка. Надо начинать что-то новое. Так было всегда в моей жизни. И так происходит сейчас. 

— Как изменилась работа Пушкинского музея за последний год? Означает ли отмена международных выставок изменение стратегии музея? Его новый вектор развития? 

— Концепция музея, его стратегия в сущности не меняется. Она вообще не может измениться ни при каких обстоятельствах. 

Мы стараемся жить на полную, как говорится. Быть интересными, полезными и нужными. Прикладываем к этому все усилия. Другое дело, что нам нужно приспосабливаться к новым возможностям и извлекать из них максимум. Эти инструменты меняются вместе с миром. Потому что прежде роль музея как части мирового музейного сообщества выглядела иначе. Взаимодействие было ключевым понятием. Сейчас взаимодействие сохранилось. Но какими бы дружескими ни были наши связи с мировыми музеями, как бы хорошо к нам ни относились коллеги, мы больше не можем получать выставки из-за границы. Поэтому мы обходимся тем, чем можем обойтись в нашем достаточно богатом в плане возможностей пространстве. К счастью, в нашей стране есть много музеев, много коллекций. У нас огромный арсенал неисследованных, прежде не выставлявшихся сокровищ, до которых не доходили руки, поскольку мир был открыт, «только бери». Например, сейчас в центре нашего пристального внимания так называемые закрытые кладовые, до которых мы никак не могли добраться. В общем, перспективы у наших зрителей, безусловно, оптимистичные и радостные. В Пушкинском всегда можно будет увидеть образцы мировой культуры очень высокого качества. В этом отношении ничего измениться не может. Надеюсь, пройдет время, и к нашим новым открытиям добавятся те возможности, что были у музея прежде.

— Что происходит с большой музейной четверкой — «ГЭС-2», «Гараж», Третьяковка и Пушкинский, — созданной полтора года назад?

 

— Когда мы говорили о музейной четверке, мы рассчитывали не столько на коллекции, поскольку и V-A-C (фонд, чьей площадкой является Дом культуры «ГЭС-2». — Forbes Woman), и «Гараж» вряд ли что-то могут дать Третьяковке и Пушкинскому, но на интеллектуальное партнерство, на смысловые коллаборации самого разного рода, на привлечение туристических потоков. Честно говоря, изначально мы имели в виду прежде всего иностранного туриста. Сейчас, конечно, акцент на внутреннем туризме. 

Мы обмениваемся медиатеками и инклюзивными программами с V-A-C и с «Гаражом». Но значительно более мощный поток обменов идет с Третьяковкой, с Русским музеем, с Эрмитажем. Вдобавок мы начинаем плотное сотрудничество с рядом научных учреждений, с Институтом восточных рукописей, с архивами, где сосредоточены не только сокровища художественного толка, но и смысловые, научные ценности. 

Выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» (Фото Кирилла Зыкова / Агентство «Москва»)

— По вашим ощущениям, откроется ли «Гараж» как выставочный центр? Как могут развиваться частные выставочные проекты в нынешних обстоятельствах? 

— Возможно, выставки и вернутся. Но на мой взгляд, это не очень существенно. Выставочная деятельность музея — не самая главная его составляющая, особенно сегодня. В данный момент истории «Гараж» делает очень много. Вероятно, просто не все знают или не хотят узнать подробнее, но «Гараж» полон людей и проектов. Там идет огромное количество образовательных программ. Вернулись кинопоказы, работают медиатеки. Не прекращается работа с архивами. Идут программы в регионах, действует система грантов для художников и кураторов. Это гигантский массив работы, который, собственно, и есть суть музея современного искусства. Мне кажется, если посмотреть на цифры посещаемости музея, они всех поразят. 

 

— Благодаря вашему личному участию у музея сложились особенные отношения с бизнесменами-коллекционерами, такими как Петр Авен, Вячеслав Кантор. Как они развиваются сейчас?

— Как известно, вся картинная галерея музея состоит из бывших частных собраний. И это не считая Музея личных коллекций, где взаимодействие с частными коллекциями и коллекционерами составляет концепцию музея. 

У музея исторически прекрасные отношения с коллекционерами. И лично у меня, как у человека, который всю жизнь занимается именно взаимодействием с коллекционерами. А что касается конкретно Петра Авена и Вячеслава Кантора, то, к сожалению, сейчас сотрудничество невозможно в силу нынешних обстоятельств. Я очень ценю и уважаю их коллекционерский опыт. Но взаимодействие, связанное с их коллекциями и музеем, сейчас невозможно.

Но, например, 17 апреля у нас откроется выставка, которая называется «После импрессионизма». Там будут работы из частных коллекций, причем на равновесных условиях с музейными работами. Изначально это был совместный проект с лондонской Национальной галереей. Но теперь это две разные выставки. Для лондонского проекта отобрано больше сотни работ Климта, Кокошки, Матисса, Мондриана и Кандинского из музеев со всего мира. А нам на помощь пришли частные коллекционеры.

 
Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Фото Кирилла Зыкова / Агентство «Москва»)

— Пришли ли в музей новые коллекционеры? 

— Во время выставки коллекции Морозовых мы провели встречу с коллекционерами современного искусства. В списке, который мы составили вместе с коллекционером Пьером Броше, порядка 65 активных коллекционеров. На самом деле их значительно больше. Сейчас бум на коллекционирование современного искусства. Все больше людей ищут баланс внутри непростой жизни, и искусство, как это было всегда, выступает в роли лекарства от невзгод. Судя по тому, что эти люди открывают публике время от времени, есть очень серьезные собрания. Вот сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге идет выставка Наталии Опалевой, одна из образцовых коллекций нонконформизма. Одновременно со своей коллекцией Опалева развивает свой частный музей AZ, выступает как меценат художников и государственных музеев. 

В течение последних пяти лет с помощью музея возникла новая плеяда коллекционеров, которые интересуются только видео-артом. Это очень многонаселенное и перспективное поле. С этими коллекционерами мы активно работаем.

— Основным источником пополнения коллекции медиаискусства были дары коллекционеров. Что изменилось за этот год?

 

— Ничего не изменилось. У нас собралась довольно приличная качественная коллекция, в которой уже более 40 произведений видео-арта. Это результат целенаправленной работы, которую мы продолжаем вести. Коллекционеры покупают работы на свои деньги и дарят работы музею. Что-то получается лучше, что-то хуже, как мы понимаем, платежи затруднены. Поэтому наша задача сейчас — работать с отечественными художниками и сохранять их произведения, если они высокого уровня, в музеях. Поэтому, когда мы говорим про видео-арт, его нужно не только покупать, но и продюсировать.

— Есть ли у музея средства на это?

— Количество людей, готовых нам помогать, к счастью, не изменилось. Иногда меняются наши партнеры. Но мы всех очень любим, ценим и не бросаем дружить, если они прекращают по каким-то обстоятельствам поддерживать музей. Вместо одних появляются другие. Когда речь заходит о такой институции, как наша, всегда найдутся люди, которые хотят поддержать музей. Наш генеральный спонсор — по-прежнему банк ВТБ.

— Совместные выставки с европейскими музеями стоили от миллиона евро. Выставки, организованные совместно с российскими музеями, выходят дешевле? 

 

— Как выяснилось, транспортировка по России стоит тех же денег, что и из Европы. Страна-то большая. И страховка тоже немаленькая для тех ценностей, что мы перемещаем. Так что сэкономить не получается. 

Сейчас, например, мы готовим выставку «Золото сарматских вождей». Это мировая премьера, на которой впервые в одной экспозиции будут представлены все части археологического комплекса Филипповских курганов (комплекс из 29 курганов в Оренбургской области. — Forbes Woman). Одну часть выставки мы везем из Уфы, другую из Оренбурга. Стоимость такого проекта не уступает европейским блокбастерам. 

Выставка «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)» в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)

— Означает ли это, что в ситуации культурной изоляции российские музеи стали щедрее? Что больше работ, в том числе шедевров, прежде считавшихся невыездными, дают теперь на выставки? Чаще и активнее обмениваются друг с другом?

— Да, межмузейное сотрудничество изменилось в лучшую сторону. И я, и многие другие директора музеев чувствуют необходимость поддержать не только собственный музей, но и вообще культуру в стране. Мы даем буквально все, что у нас ни попросят, если только реставрационное состояние вещей и условия хранения позволяют нам это сделать. Сейчас мы щедро делимся произведениями и с московскими и санкт-петербургскими музеями, нашими постоянными партнерами, и с региональными музеями. Взаимодействие идет очень оживленно, и качество гастрольных вещей значительно выше, чем когда бы то ни было прежде.

 

Конечно, у нас давние особые отношения с Эрмитажем. Естественно, тесные отношения с Третьяковкой и с Русским музеем. Это наши традиционные базовые партнеры. Когда мы делаем такие выставки, как «Всеобщий язык», то работаем и с Историческим музеем, с Музеем Востока.

— С 2015 года музей совместно с государственными музеями Берлина реставрировал скульптуры Донателло из фонда перемещенных ценностей. Реставрацию оплачивал фонд Прусского культурного наследия. Программа была рассчитана на 10 лет. Что сейчас с ней происходит? 

— Это часть коллекции Музея кайзера Фридриха в Берлине, пострадавшая от пожара и взрывов в бункере парка Фридрихсхайн в последние дни войны. В 1946 году коллекцию привезли в Москву. 

Благодаря совместной программе мы отреставрировали большое количество вещей. 31 марта в Главном здании мы откроем выставку по результатам этой реставрации. Проект осуществился благодаря поддержке Stella Russian Foundation. Несколько месяцев назад в Берлине прошла выставка Донателло. Наши немецкие коллеги прислали видео с открытия. Первыми словами на открытии стали слова благодарности Пушкинскому музею и его реставраторам. Мы сделали фильм о совместной межмузейной работе. Мне кажется, очень важно именно сейчас говорить о таких вещах.

 

— Что происходит со стройкой музейного квартала, которую Пушкинский ведет уже много лет? На 2022 год было намечено закрытие на реставрацию главного здания.

— Все сложные подземные работы завершены. Под зданием усадьбы Долгоруковых-Вяземских, где откроется галерея старых мастеров, создано подземное пространство в 19 000 м2. Там расположатся хранилище, инжиниринговые службы. Огромные подземные пространства оборудованы под будущим депозитарием и под Домом текста. Сейчас самый важный острый вопрос: когда будет закончено хранилище? Потому что наше главное здание в очень плохом состоянии, оно никогда не ремонтировалось, как полагается, и не реставрировалось. Музею сейчас жизненно необходимы хранилище и выставочное пространство. Мы ждем возобновления работ на стройке. 

Ретроспектива Льва Бакста в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Фото Сергея Киселева·Агентство «Москва»)

— Известно ли, когда стройка начнется снова?

— Два с половиной года пандемии и «специальная военная операция»* не позволяют мне ответить на этот вопрос. 

 

— События «спецоперации» отразились на вашей семье. Ваша дочь и племянник, Анна Монгайт и Андрей Лошак, объявлены иноагентами. Как в такой ситуации работать директором государственного музея? 

— Я могу говорить о себе только как о человеке. Я всегда жила, живу и буду жить в пространстве любви со своими родными. И ничто не способно это изменить. Сейчас такое время, когда все пространство вокруг, и музей в том числе, нужно насыщать любовью. Мне кажется, больше ничего другого мы не можем сделать.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+