К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как модель Vogue Ли Миллер стала военным фоторепортером во время Второй мировой войны

Ли Миллер (Фото Public domain)
Ли Миллер (Фото Public domain)
Модель, фотограф, сюрреалистка, ученица художника Мана Рэя, Ли Миллер на долгие годы связала себя с журналом Vogue. Но главные свои снимки она сделала, работая не в фотостудии, а под бомбежками

Обнаженная женщина в чистой ванне, а рядом стоят грязные солдатские сапоги: такой снимок в апреле 1945 года сделал друг и наставник Ли Миллер, американский фотограф журнала Life Дэвид Шерман. В этих сапогах за несколько часов до съемки Миллер ходила по освобожденному концентрационному лагерю Дахау, а сама ванная комната находилась в квартире Гитлера в Мюнхене. 

Фотографы не знали, что в тот же день Адольф Гитлер и Ева Браун покончили с собой в бункере. В мюнхенской квартире Дэвид Шерман и Ли Миллер жили несколько дней и не только отдыхали в ванне немецкого диктатора, но и засыпали в его кровати. «Я годами носила в кармане его адрес», — рассказывала Миллер. Она сделала такой же кадр в ванне с Дэвидом, но известным снимок не стал. 

Фотограф Ли Миллер моется в личной ванне Гитлера.

На фронте Миллер оказалась в 1944 году. До этого она была фотомоделью в глянце. О том, как работать в условиях боевых действий, не имела ни малейшего представления. Forbes Woman рассказывает, как военный фотограф Ли Миллер показала на своих снимках всему миру, с чем приходилось сталкиваться женщинам во время войны, и почему работе в редакции Vogue она предпочла репортажи с линии огня.   

 

Темная комната 

Элизабет (Ли) Миллер родилась в 1907 году в городе Покипси в штате Нью-Йорк. С фотоискусством ее познакомил отец Теодор Миллер: у него была не только камера, но и специальная темная комната для проявки негативов. Он обучил дочь всему процессу создания снимков от начала и до конца.

Но было нечто сексуализированное в их отношениях. С восьмилетнего возраста и до 20 с лишним лет отец фотографировал Элизабет обнаженной. Незадолго до того, как стать моделью отца, Ли изнасиловал и заразил гонореей друг семьи. Лечение было тяжелым, вспоминала она.

 

Но жестокость судьбы в отношении Элизабет внезапно сменилась на милость. В 1927 году на одной из улиц Нью-Йорка девушку одернул мужчина — она чуть не попала под машину, а он спас ее. Мужчиной оказался Конде Наст, именитый издатель американского Vogue. Наст оценил красоту Миллер, и в том же году она оказалась на обложке главного модного журнала страны. 

Обложка журнала Vogue с изображением Ли Миллер

Годом позже, в 1928-м, для Vogue ее уже снимал знаменитый фотограф Эдвард Стейхен. Однако тут случился скандал: его фотография стала рекламой тампонов компании Kotex, причем не только в Vogue, но и в других журналах. Это жутко не понравилось Миллер, и она в 1929 году уехала в Париж — в качестве извинения Стейхен познакомил Миллер с жившим в столице Франции фотографом-сюрреалистом Маном Рэем. 

«Привет, я ваша новая ученица и помощница», — сказала Миллер Ману Рэю при встрече. Он ответил, что у него нет никаких учеников. «Теперь есть», — парировала Миллер. Так она стала его музой, ученицей и немногим позже любовницей. Миллер была не просто вдохновительницей признанного фотохудожника, но и художницей-сюрреалисткой, полноценной участницей творческого процесса. В Париже Миллер познакомилась с поэтом Полем Элюаром, режиссером Жаном Кокто, художниками Жоаном Миро, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо — последний писал ее портреты шесть раз.

 
Ли Миллер для Vogue

Вскоре после начала работы под руководством Мана Рэя Ли Миллер начала снимать самостоятельно, причем не только автопортреты, но и других людей. Например, Чарли Чаплина. В начале 1930-х Ли Миллер уже работала с французским Vogue и как модель, и как фотограф. Самостоятельность Миллер не нравилась Ману Рэю, который хотел ее контролировать, поэтому в 1932 году, спустя три года отношений, они расстались. Миллер вернулась в Нью-Йорк, где открыла свою фотостудию вместе с младшим братом. Она продолжила делать сюрреалистичные фото и начала снимать для американского Vogue.

В 1934 году Миллер вышла замуж за египетского магната и уехала с ним в Каир. Иногда она навещала Париж — в один из таких визитов она познакомилась с художником-сюрреалистом Роландом Пенроузом. Вернувшись в Египет, не забывала об этом знакомстве и скучала по богемной жизни, поэтому в 1939 году развелась с мужем и приехала в к Пенроузу в Лондон. Там ее застала Вторая мировая война. 

Глянец в военное время 

В 1939 году бомбежки Лондона заставили Миллер отстраниться от моделинга — в городе под обстрелами это выглядело не самым нужным занятием. Миллер решила всерьез заняться фотографией: она снимала разрушенные здания, заваленные обломками улицы и другие последствия немецких бомбардировок, при этом сохраняя свой сюрреалистический взгляд на вещи (например, разбомбленная часовня, из дверей которой сыпятся кирпичи, на ее снимке напоминает рот). 

Через два года, в 1941-м, она встретила главного редактора британского Vogue Одри Уизерс, которая предложила ей снимать для журнала — его выпуск из-за войны не прекратился, во время авианалетов сотрудники продолжали работать в винном погребе, так как штаб-квартира издания была разбомблена. Члены британского правительства, с которыми Уизерс регулярно встречалась, хотели с помощью журнальных публикаций поощрять вовлеченность женщин в военное сопротивление и труд в тылу. 

Две немецкие женщины в разрушенном Кёльне, 1945 год.

Ли Миллер стала снимать летчиц, женское артиллерийское подразделение британской армии, медсестер Красного креста. Она показывала, как много женщинам пришлось взять на себя в военные годы — в том числе работу мужчин, отправившихся на фронт. 

 

В 1942 году Миллер познакомилась с фотокорреспондентом Life Дэвидом Шерманом, который к тому моменту уже не раз снимал военные действия. Он научил ее репортерской работе и, видя ее стремление заниматься журналистикой, предложил вступить в американскую армию, чтобы иметь официальную возможность быть военкором, — что Миллер и сделала. 

Узнав о новом статусе Ли Миллер, Уизерс предложила ей делать фоторепортажи именно для Vogue. «Во время войны нам было необходимо рассказывать о войне, и Ли Миллер, вероятно, была создана для того, чтобы делать это именно для нас», — вспоминала Уизерс. 

Ли на фронте

Вместе с 83-й пехотной дивизией армии США в 1944 году Миллер и Шерман отправились на линию фронта во Францию. Они прибыли в Сен-Мало, портовый город на северо-западе страны, когда считалось, что он уже был освобожден, но на деле битва только начиналась. Миллер снимала под бомбежками, укрывалась в домах, которые сотрясались от взрывов. Фотографии нужно было сопровождать текстом, поэтому она начала писать репортажи, хотя никогда раньше этим не занимаясь. 

После фото Сен-Мало, полевых госпиталей в Нормандии, раненых солдат и стойких медсестер (с 5 июля по 4 августа они вылечили около 4500 пациентов, из которых только 50 умерли) в конце лета 1944-го Миллер приехала снимать освобожденный Париж. В том числе по заданию глянцевого издания провела несколько модных съемок — правда, по мнению редактора Vogue, они получились «недостаточно элегантными». «Эти снимки были сделаны в самых тяжелых и удручающих условиях… Эдне [редактору] должны были сказать, что, возможно, идет война», — огрызнулась Миллер. 

 
Уставшая медсестра в 44-м эвакуационном госпитале, Нормандия, Франция, 1944 год

Надолго в Париже она не задержалась: «Мне горько было ехать в Париж, когда я почувствовала вкус пороха», — признавалась она главному редактору Одри Уизерс. Миллер отправилась снимать битву при Эльзасе на востоке Франции, а весной 1945-го добралась до Германии.

В апреле Ли Миллер сфотографировала тела отравившихся бургомистра Лейпцига и его дочери в кабинете городской ратуши, а затем — освобождение концентрационных лагерей Бухенвальда и Дахау. Ужасающие фото из лагерей Миллер отправила Уизерс, сопроводив их текстом: «Я умоляю вас поверить в то, что это правда. Надеюсь, Vogue сможет опубликовать эти фотографии». Тогда свидетельств ужасов, происходивших в лагерях, было мало. Уизерс решилась и выпустила репортаж Миллер, вынеся в заголовок ее призыв: «Поверьте в это». «Мрачные скелеты Бухенвальда отделены несколькими страницами от восхитительных рецептов, которые готовят красивые женщины в роскошных платьях», — рассказывал сын Ли Миллер Энтони Пенроуз о тех разворотах. 

В Дахау Ли Миллер и ее соратник Дэйвид Шерман провели несколько часов, а после направились в Мюнхен. Там они остановились в квартире Гитлера, где сделали один из самых знаменитых снимков Миллер, на котором она смывает с себя грязь Дахау в ванне лидера Германии. После публикации это фото было забыто на долгие годы и вновь обрело популярность уже после смерти Ли. 

После войны

После возвращения в Лондон по окончании войны Ли Миллер продолжила сотрудничать с Vogue. Пережитое на фронте, однако, мешало ей заниматься модной фотографией. Миллер переживала депрессию и боролась с алкоголизмом. 

 

В 1947 году Миллер и художник Роланд Пенроуз поженились, у них родился сын, и они уехали на небольшую ферму. В начале 1950-х Миллер оставила фотографию и увлеклась кулинарией. Обучившись в Париже поварскому делу, она устраивала сюрреалистические званые ужины, на которых подавала гостям экспериментальные блюда — например, зеленую курицу или голубую рыбу.

Мертвый эсесовец в канале Дахау.

К своему прошлому Ли Миллер возвращаться не хотела: она спрятала свои довоенные и военные фотографии, карты, пропуска, заметки на клочках бумаги в двух коробках на чердаке. Врачи ставили ей диагноз ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Ее сын Энтони Пенроуз обнаружил архивы только после ее смерти в 1977 году. Храбрость Ли Миллер позволила зафиксировать не только ужасы войны, но и труд женщин на фронте и в тылу, в том числе ее собственный труд, а особый сюрреалистический взгляд Миллер сделал ее фотографии не просто документальными, а художественными снимками. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+